Когда я закончила читать книгу Тамары Цинберг «Седьмая симфония», моя подруга спросила меня: «Так о чем же эта книга — о войне или все-таки о любви?».
«О жизни», — ни секунды не сомневаясь, ответила я
С главной героиней книги Катей Никаноровой мы встречаемся в ее 14 лет, когда она, обыкновенная ленинградская девочка, вместе с родным городом и его жителями переживает ад — 900-дневную блокаду. Но нет, она не думает так высокопарно. Она просто живет. День ото дня. Отбивая и отвоевывая эти дни у смерти, голода, болезней. Живет, совершая вроде бы обыкновенные и общепринятые человеческие поступки, поступки «по совести», которые в той обстановке становятся подвигом.
В свои четырнадцать лет эта резковатая, серьезная и очень мужественная девочка поняла главное: чтобы выжить, надо любить. По-настоящему. Отдавая последнее, стопроцентно доверяя и не ожидая ничего взамен. Любовь — это то чувство, которое неизвестно, кому необходимо больше: тому, кого любят или тому, который любит.
— Конечно, человеку плохо, если его никто не любит. Только, я думаю, что еще хуже, если самому некого любить. Правда? Надо, чтобы у каждого человека был кто-нибудь, кого бы он любил, — говорит эта мудрая девочка другому главному герою книги — взрослому мужчине, капитану Алексею Воронову, который готов разочароваться в людях, искренних чувствах и любви.
И вот я, Маша Самойлова, живущая в начале 21 века, ровесница Кати Никаноровой из 1942 года, вдруг тоже спотыкаюсь о вопрос: «Что такое любовь? Какова она, реальная, на вкус и ощупь?!»
Возможно, когда нет необходимости ежедневно сражаться за собственную жизнь, любовь — это те самые бабочки, порхающие в животе, прогулки под луной и поедание мороженного; сюжеты романтических фильмов, которые накануне 14 февраля пачками крутят по телевизору. Еще любовь — это большое мягкое облако, розового цвета, обволакивающее и манящее.
Но все-таки не про такую любовь шла речь в книге Тамары Цинберг «Седьмая симфония». Ведь проявляется любовь по-разному… Да, это и чувства к конкретному человеку, замешанные на чувстве благодарности, дружбе и искренности. Но еще — это и любовь к непокоренному, гордому и благородному Ленинграду — городу, олицетворяющему собой величие человеческого духа. Это и любовь к людям — иной раз жестоким, недалеким, озлобленным, изломанным и несовершенным… Любовь это и принятие себя со всеми прекрасными и гадкими чертами, и понимание, что без черного нет белого или даже цветного.
Я думаю, что мне и, наверное, многим моим ровесникам стоит поучиться у ленинградской девчонки чувству любви. Глубокому, искреннему, охватывающему все вокруг чувству. Чувству, которое помогает наполнять смыслом даже самое простое действие. Любви, которая безвозмездно и безусловно отдает, а не жадничает и забирает.
Заезженное сравнение, но очень верное: каждый человек — это уникальный светильник, который волен распространять или сдерживать свой свет. И даже если огонек светильника слаб и неверен, все равно есть выбор: светить до последнего или погаснуть, еще имея ресурсы, но, не имея веры в себя. Так вот, если говорить о Кате, то она выбирает светить, несмотря ни на что. Эта 14-летняя девочка не позволяет войне сломить себя, она твердо уверенна, что если бороться, то все возможно. И благодаря этой своей уверенности она побеждает! Главное — светить, главное — не сдаваться!
… А еще меня поразило то, что в повести «Седьмая симфония» дети ведут себя, как взрослые, а взрослые поступают, словно дети. Так, мать названного брата Кати Мити Воронова бросает своего единственного ребенка, как обузу, которая свяжет ее по рукам и ногам и не даст возможности эвакуироваться из умирающего Ленинграда, спасая собственную жизнь. При этом же девочка-подросток Катя Никанорова отказывается отдать маленького Митю в приют, относится к мальчику со всей ответственностью, как к младшему брату, забывая порой о собственных нуждах и желаниях. Дети в этой повести говорят такие мудрые вещи, поступают так честно и справедливо, будто это они — взрослые. И при этом, они даже не понимают, что пришли к пониманию глубокой и важной истины или даже своим каждодневным трудом совершили настоящий подвиг. Как там, у создателя «Теории красоты» английского писателя Джона Рёскина? «Наш мир был бы ужасен, если бы в нем постоянно не появлялись дети, несущие с собой радость, благородство и возможность всякого совершенства!».