Все когда-нибудь решали взять и написать свою книгу со словами: «Я что — хуже или неспособней этого Пушкина?» Но никогда не доводили дело до конца. На это есть много причин, самая основная — нехватка опыта. Вроде ты знаешь, что написать или как написать, но неумение этому препятствует. Здесь вы найдете несколько советов и заданий для начинающих (и не очень) авторов
1. Конкретизация. Писателем дается конкретное начало ситуации, а они должны его продолжить. Например, в школе выпускной, все радуются, веселятся и вдруг у главной героини рвется платье…Или другой пример: парень пришел на свидание в кафе, посидел с девушкой, они поболтали, посмеялись, пришло время платить за еду и, он где-то забыл свой кошелек…Что сделают эти люди? Как себя поведут в данной ситуации? Это решать только вам.
А по окончании этого раздела, вы научитесь придумывать сюжеты из самых обычных ситуаций, а также почувствуете на себе, что такое книга и как сложно ее создавать. Возможно, научитесь подмечать такие ситуации у себя в жизни и использовать их в последующих опытах с книгой.
2. Искусство драматизации. В этом разделе писателем будет дан реальный жизненный, драматический конфликт. Они в свою очередь должны либо логично его закончить, либо, не сбавляя напряжения ситуации, продолжить. Пример: к парню приехала его двоюродная сестра, и при встрече они начали обниматься. Эти «телячьи нежности» увидела девушка парня и, дождавшись подходящего момента, закатила ему истерику. Вопрос: как разрешить (или продолжить) данный конфликт, при условии, что девушка не верит парню, говорившему про свою двоюродную сестру?
Думайте. И после нескольких ситуаций сможете почувствовать себя психологом или «масочником». Потому что вы, как психолог, не зная всей жизни человека, сможете разрешить конфликт (с научной точки зрения) или, как «масочник» сумеете «примерить» маску и поставить себя на место конкретного человека (и решите конфликт с точки зрения чувств).
3. Черновая идея. Тут, когда писатели примерно понимают, что такое идея, сюжет и ситуация, им будет дана «рамка». Ограничения не будут жесткими. Скорее, они помогут самим писателям в направлении идеи. Например, напишите идею своей истории, события которой происходят в средневековье. «Рамки» есть, но они не жесткие, и помогают писателю в направлении истории (в данном случае направление — средневековье). Или другой пример более маленьких рамок: события истории происходят в шумном городе. Главный герой — мальчик из деревни. В этом случае вам не надо придумывать главного героя, он уже есть. Поэтому «рамки» более маленькие, ведь вы не можете сделать главного героя девочкой, а значит, меньше места для фантазии.
Тут все понятно. Вы научитесь придумывать сюжет с минимальным количеством информации. Это поможет в будущем опытным писателям подстраиваться под критерии заказчика.
4. Автор. Этот раздел обширен, так что имеет много подразделов, которые мы сейчас рассмотрим.
1) Диалог. Если до этого вам были даны слова автора, а вам оставалось продолжить реплики персонажей, то тут все наоборот. Вам будет дан диалог, а вы должны дописать слова автора. Желательно сделать несколько вариаций. Например, ниже вам будет дан диалог, напишите историю (или ее идею), где этот диалог будет использоваться.
— Вы хорошо провели каникулы?
— Лучше, чем ты — сегодняшний день.
Я был тихим и спокойным учеником, пока однажды ко мне не подошел человек в черном костюме и таких же темных очках. «Вы хорошо провели каникулы? — спросил он, а я зачем-то кивнул. Тут из-за его спины выскочил второй, — Надо сказать лучше, чем ты — сегодняшний день». После этого меня оглушили, и проснулся я в какой-то белой больничной палате…
2) Высказывания. Здесь даны цитаты, высказывания или фразы, как самих персонажей, так и великих людей, на которых основано произведение. Ваша задача использовать их. Варианты употребления различны, как в речи, так и в словах автора. Цель: сделать несколько отрывочков с определенными фразами или цитатами. Пример фразы персонажа: «Добро пожаловать в семью, щенок».
Еще мальчишкой я мечтал побывать на корабле. Морской воздух, чайки, романтика, все это так манило и завораживало. И когда мне выпала такая возможность я ею воспользовался. Но пришлось ехать не пассажиром, а экипажем. Меня, без моего согласия, записали в матросы. Два года работы, насмешек, хамства и депрессии. Я с каждым днем все сильнее хотел сойти с этого корабля. Британия — конечный пункт назначения, мы приплыли. И когда из-за недостатка финансов я вернулся на корабль, капитан встретил меня словами: «Добро пожаловать в семью, щенок».
5. Обезьянка. Можно сыграть в ассоциации (но это уже посложнее). Авторам дадут слова (или словосочетания), те в свою очередь должны записать, что пришло первое в голову и составить из этого мини-мини-рассказ. Например, слово стена, первые пять ассоциаций: паук, обои, паутина, пыль, высота. Составляем из этого небольшой рассказ: когда мы захотели переклеить обои в гостиной, то столкнулись с некоторыми трудностями. Во-первых, около шкафа, на небольшой высоте жил паук. Мы смахнули его паутину и глянули на шкаф, там сидела миссис Пыль. Выпроводили мы ее только под утро, а клеить обои так и не закончили.
И напоследок несколько советов:
1)Если вы целенаправленно пишете для детей, пишите доступным языком. Ведь в «Колобке» нет детального описания выпечки самого колобка или в «Красной Шапочке» нет подробного вскрытия волка. И наоборот, не всем взрослым захочется читать «детский» язык и нелепые ситуации, например, «Маша села на диван рядом с котом и начала жаловаться: «Мне завтра в школу рано вставать, нам задали много уроков, а еще…» — но она не закончила, ее прервал кот. «Хватит жаловаться, — сказал кот человеческим голосом, — меня вот вообще ты сегодня покормить забыла, но я же не жалуюсь!» Маша недолго помолчала, а потом спокойно ответила: «Да, ты прав, Васька!
2) Умейте описать четыре белых стены красиво и ярко!
3) Если плагиатите, делайте это с умом!
4) Не будьте тряпкой, убивайте всех ненужных персонажей в начале произведения!
Так же хочется предложить коллективно реализовать эту книгу. Все помнят про КП (коллективную повесть)? Будем делать (с позволения «верхов») книгу для писателя по такому же принципу. Поначалу туда будут скидываться задания, а вы должны их нестандартно выполнить. А по мере развития проекта, добавится возможность придумывать свои задания или добавлять ситуации к другим. Возможны бонусы, новый опыт в писательстве и конечно же хорошее настроение. Надеюсь на ваше всевозможное сотрудничество.
Анна Алимпиева, 8 кл., #3519 ВСЁproВСЁ, школа Перспектива, Москва / фото:
Комментарий арбитра-редактора Автор фото? Не забывайте указывать рубрику!
«Неужели вы не понимаете, что мы живем, как свиньи и дохнем, как свиньи, только потому, что мы друг другу никто», — эти бьющие наотмашь слова, произнесены главным героем фильма «Дурак» сантехником Димой Никитиным, Живем для себя и думаем лишь о себе…
Тишина повисла в большом зале кинотеатра, даже хруста попкорна не слышно. Фраза главного героя Дмитрия долгим эхом отдавалась в сознании зрителей… Ну, ведь прав он: многим плевать на людей, которые нас окружают! И вообще все безразлично! Постепенно безмолвие переросло в знакомые любому зрителю звуки, а я, как по взмаху волшебной палочки, стала присматриваться к себе той, внутренней, которая не прикрывается маскам. И круговорот памяти возвращает в прошлое.
Поздний вечер понедельника. Плетусь по улице, уставшая и злая. Вокруг старые серые здания, вид которых угнетает. И люди, бегущие по своим делам, уткнувшись в телефоны и планшеты с освещенными голубоватым светом экранов лицами — это единственное, что поддерживает жизнь в этом переулке. У каждого из них голова забита своими мыслями, и никому нет дела друг до друга. Нас вроде и много на этой улице, но при этом все мы так одиноки! Вот шаркающей походкой проходит человек: одежда мужчины изорвана, обувь покрыта толстым слоем грязи. Он что-то бормочет себе под нос, язык его заплетается, и слов разобрать невозможно. Еще пару шагов, и… человек оказывается на земле. Все та же толпа, идущие мимо десятки людей проходят, оставив его лежать на холодной земле под пронизывающим январским ветром… И я прошла… Просто пробежала — и все!
Разве так можно, проносится у меня в голове? А с другой стороны, что меняется от моих возмущенных и даже осознанных мыслей?! Как исправить ситуацию? Кто-нибудь знает? Вот и я не представляю…
А он, простой сантехник Дима, знает. Он, в отличие от меня, уверен: чтобы изменить мир, надо начинать что-то делать прямо сейчас, сию минуту! И, прежде всего, вспомнить, что не только ты сам и твое ближайшее окружение, но и зловредные соседи по лестничной клетке, бедные дальние родственники, давно забытые одноклассники, шапочные знакомые всех мастей и даже вон тот нетвердо идущий мужичок в рваной фуфайке, это люди! И не важно, где и как они живут, кого любят и ненавидят, какие у них ценности, радости, мечты и «тараканы» в голове, важно лишь то, что они порой отчаянно нуждаются в помощи, в поддержке. Сегодня они в тебе, а завтра — ты в них. Да-да, закон сообщающихся сосудов никто не отменял!
Уже представляю, как многие из моих знакомых, посмотрев фильм «Дурак», острят, дескать, какие поступки могут быть у героя, так однозначно «припечатанного» уже самим названием фильма? Да, возможно, некоторые поступки этого обыкновенного паренька могут показаться безрассудными и даже откровенно глупыми, но… они настоящие, искренние, от большого сердца и светлой души… Они — человечные!
В самом начале, помните, я заикнулась, что Димины слова зацепили меня? Да, они резанули меня больно, остро, беспощадно, показав, что я ничуть не лучше других. Кажется, я начинаю понимать, что нельзя жить лишь для себя. И скорее всего теперь не пройду мимо того грязного человека. Хотя бы вызову скорую помощь и дождусь приезда врачей. Даже, несмотря на скептическое хмыканье и насмешливые комментарии моих друзей: «Ты на кого время тратишь, дурында?! Да ему сейчас гораздо лучше, чем, нам. Забей! Пошли!».
Сейчас принято называть «дураками» тех, для кого ценность чужой жизни важнее, чем ценность собственной. Тех, кто видит гадость вокруг себя и восстает против этого. Но именно на таких людях держится и вновь поднимается Россия. А самое главное, именно они поддерживают и возрождают благодатное будущее нашей страны.
Да, сантехник Дима своим примером изменил мое мировоззрение и, как я могу предположить, не только мое.
Мария Самойлова, #2903 От одиннадцати до семнадцати, лицей № № 3, Волгоград / фото: Кирилла Левчука
Горячий микрофон Новый год (Ангелина Вартановна Сибиркина)
1. Кто вы и о чем переживаете?
Ну, во-первых, все мы существа разумные и социальные. Таковы мы, жители больших и малых мегаполисов. Последнее, о чем я переживала в уходящем 2017ом году- это было и осталось ЕГЭ. Три страшных слова для выпускника. Наверное, скажите Вы, читая всё это, зачем так переживать и думать об этом, ведь этого всё равно не избежать!? Но увы, мысли о ЕГЭ всё равно меня не отпускают.
2. Верите ли вы в сбычу новогоднего желания?
Мысли материалы! Именно поэтому, можно с уверенностью сказать, что да. Если человек упорно идёт к своей цели и верит в неё, то она обязательно сбудется! А если ещё и в Новогодний праздник, то вообще, прям волшебство!
3. Есть ли у вас свои новогодние традиции?
Семейные!? КОНЕЧНО! Каждый год мы с папой, вокруг этой праздничной суеты выезжаем куда нибудь за город и катаемся на лыжах! Именно папа в первые поставил меня на лыжи.
4. Каким был для вас 2017-ый, что запишете в жизненные скрижали?
Во-первых я сдала базовые экзамены для получения аттестата.
во-вторых это был последний мой год, когда я ездила в лагерь-ребенком. PS но я вернусь, вернусь в роли вожатой!!!
в третьих, этот год подарил мне любимого человека, и я счастлива…
5. Какое добро пришло к вам в 2017
Я верю в бумеранг добра и зла! поэтому всегда и при любой возможности помогаю людям. на счет меня? да, ко мне приходило добро. В общественном транспорте, в школе, дома, с родными и близкими(взаимопомощь) и так далее.
6. Наступающий год — президент назвал годом театра и волонтерства. А у вас какая тема будет?
Поступление на бюджет в ВУЗ моей мечты!
7. С кем зря поссорились и что будете делать дальше
Я не жалею о своих поступках! Практически никогда. Этот год не унес за собой значительных потерь. Главное, что родные рядом. А всё остальное, можно пережить
8. План жизни на новый год по трем любым направлениям (например, «Для себя», «Для дела» или др.)
Для себя
Для дела
Для отдыха
9. Несколько слов кому угодно
Живите в ногу со временем, стремитесь к самосовершенствованию, старайтесь всегда быть на позитивной волне, даже если день начался в стрессе от опозданий и недовольных лиц на улицах города.
Спасибо, Александр Иванович. Готовимся к празднику — Дню печати, поэтому делаем, что можем, и все-таки квест нас тоже зацепил — выполнили несколько заданий.