Это было опрометчивым решением, смотреть до поздней ночи кино. Ведь если вы не можете прийти в школу, то она приедет к вам. На самоизоляции никто не отменял обучение. Однако, хорошо ли учиться дистанционно, если учитывать, что на улице апрель и до выдачи аттестатов и экзаменов остались считанные недели?
Весна принесла за собой не только тепло, но и непривычный для многих график обучения. Большинство школ в стране с середины марта перевели образовательный процесс на дистанционную форму. Ученики получают от учителей множество заданий в электронном журнале. Есть ученики в моей школе, которые добровольно обучаются дистанционно с 1 сентября. Их крайне мало. Но словам учителей, такие ребята отличаются особой мотивацией и удивительным самоконтролем. Дистанционное обучение — это самостоятельная работа.
Проведя опрос среди учеников Зеленограда, я поняла, что мнение как лучше учиться — очно или заочно, разделилось. Больше половины обучающихся согласны учиться дистанционно, однако существует и те, кто готов поспорить. Чтобы разобраться в этой ситуации необходимо углубиться и посмотреть на происходящее глазами участников этого процесса.
Начнём с тех, кто пока привыкает не только к весенней системе обучения, но и к школьной скамье. Заглянем в начальные классы. По словам многих родителей, их дети начинают скучать по школьным партам, хотя для многих юных «студентов» и их родителей, учителя оставляют не только ссылки на видеоуроки и тесты, но и создают собственные видеоматериалы с объяснением тем. Однако, в связи с возрастом трудно поддерживать распорядок учебного дня. Игрушки отвлекают внимание как от прописей, так и от красочных программ онлайн обучения.
Если младшие классы с нетерпением ждут времени, когда снова соберут портфели и наденут форму, то средняя школа относиться не так категорично домашнему обучению. Многие наконец-то нашли удобный для них способ учиться и рады делать уроки дома закутавшись в плед.
«Карантин изначально может показаться мучительной тюрьмой, где клеткой служит собственный дом. Ни друзей под боком, ни улицы, однако это отличный шанс подучить давно забытые темы или попрактиковаться в поиске нужной информации самим. Да, вдали от учителей сложно, но не всегда они будут с нами. Мне очень нравится такая форма обучения, ведь есть и занимательные ролики, и фильмы, и виртуальные экскурсии. Тесты по темам прошлых годов помогают освежить память и не забыть важный материал, а интересные презентации оснащают учеников новыми знаниями, прямо как в обычные школьные дни» — сообщила мне по телефону ученица 8 класса школы 2045 Вероника Блинкова, .
В тоже время ее одноклассница Анна Петришина готова поспорить с этим суждением: «Дистанционное обучение, мне не очень нравится, потому что весь материал мы осваиваем самостоятельно. И если не понятно объяснение из учебника, то нет возможности попросить о помощи учителя. Также, в некоторых случаях изучение материала, в принципе, приостанавливается, по той причине, что электронный журнал зависает или вовсе перестает работать. Кроме этого, не стоит забывать, что не у всех есть возможность заниматься дистанционно».
Из слов восьмиклассников сразу понятно, что дистанционное обучение только кажется идеальным решением, но на практике имеет множество проблем в его реализации. В дополнение, не стоит забывать, что многие ученики средней школы пока ещё дети и не всем из них просто разобраться в информации самим.
Учителя говорят, что экзамены делают учеников серьезнее, — подростки взрослеют буквально «на глазах». Уроки в старшей школе проходят всегда тише и спокойнее, в отличие от средних классов. Предстоящие экзамены заставляют подростков не только задуматься о будущем, но и внимательнее относиться к учебе.
Вспомните себя в 15–16 лет, уже не ребёнок, но и не совсем взрослый. В девятом классе хочется успеть не только сделать уроки, которых неожиданно стало в 2 раза больше, чем в прошлом году, но и погулять с друзьями, сходить с понравившемся одноклассником в кино.
Дел у подростков много. Равносильно столько же и проблем: непонимание родителей, постоянные эмоциональные перепады, нагрузка в школе… Кажется, что многих сдерживает лишь строгий школьный устав и требовательные учителя. И в начале этого марта все границы буквально исчезли… А до экзаменов остались считанные недели, многие темы ещё не освоены! Учителя пытаются не терять контроль над подростками, многие проводят свои уроки по скайпу и напоминают ученикам о домашнем задании не только в электронном дневнике, но и в их-подростковом мире, осваивая социальные сети.
Один из девятиклассников школы 853, пожелавший остаться неизвестным, поделился своими впечатлениями о новой программе, настигнувшей его прямо перед экзаменами: «Я считаю, что дистанционное обучение менее эффективно, потому что иногда требуется наглядное объяснение чего-либо, а учебник тебе это дать не может. С другой стороны, появляется много свободного времени, благодаря чему можно заниматься только необходимыми тебе предметами. Это особенно важно мне, девятикласснику. В преддверии экзаменов требуется много времени для подготовки. Думаю, иногда такой формат обучения бывает полезен, но постоянно так учиться я бы не смог».
Но также ли все думают и в одиннадцатом классе? «Если во время первых экзаменам старшеклассникам ещё необходима помощь учителей, то тем, кто готовятся к ЕГЭ нужно лишь свободное время, и план действий уже давно выработан» — убеждает нас ученица 11 класса школы 1528 Надежда Егорова. «На мой взгляд, дистанционное обучение — это отличная возможность для старшеклассников подготовиться к экзаменам. В школе обычно у тебя уходит много времени на не особо полезные вещи, а дома ты можешь сам распределить свое время, чтобы хватило и на школьные задания и на подготовку к экзамену. Еще при таком обучении можно лучше разобраться в предмете, так как вместо сорока пяти минут, отведенных на урок, можно потратить намного больше времени» — говорит Надежда.
Будущим абитуриентам такой опыт лишь на пользу. Кстати, дистанционное обучение работает в любой школе каждый год. Все старшие классы освобождают от учебного процесса примерно за неделю до начала экзаменов. Такое досрочное начало каникул даёт ребятам возможность выспаться и настроиться на предстоящие испытания. Может, в этом году летние каникулы начались в марте, досрочно?
Как бы там не было, получать знания он-лайн, непросто. Необходимо иметь не только усидчивость и самоконтроль, но и четкое понимание, что домашнее обучение не равно каникулам, и иногда будет недостаточно списать все с решебника. Я думаю, что сложившаяся ситуация — это хороший опыт для каждого из нас. Кто-то все-таки начнет ценить знания, которые учителя буквально приносят нам на блюдце с золотой каёмочкой. Другие же смогут, впервые за долгое время, выспаться и уделить больше времени на достижение своих целей.
Дистанционное обучение точно подходит не для всех, но раз выпал шанс опробовать его действие на себе, то, может, не стоит отказываться от него. Возможно, это приведёт вас к хорошему результату или подарит бесценный опыт.
Елена Медведева, 10 кл., #642 Параллакс, школа № 2045, Москва / фото: Елена Медведева
Улица: «Улица имени героя. Батицкий П. Ф». (Инесса Касьянова)
1. Название (тема) ролика
«Улица имени героя. Батицкий П. Ф».
2. Ссылка на видео на ютюбе или в облаке
3. Краткое описание (промотекст)
Микрорайон Заря в городе Балашиха когда-то был закрытым военным городком «Заря», у основания которого стоял герой Советского Союза маршал Павел Федорович Батицкий. В Заре есть улица имени маршала Батицкого и музей в гимназии № 5 носит имя маршала Батицкого. Чтобы узнать подробнее про этого героического человека, приглашаем посмотреть наш ролик.
4. Использованные произведения (автор, название, группа, композиция)
В ролике использована песня Рафаила Хозакова на стихи Евгения Аграновича из к/ф «Офицеры»
Карантин — время, которое можно посвятить своим хобби. Уверен корреспондент ТелеИдеи Антон Данилов. Он печатает дома различные модели на 3D принтере, пишет программы для квадрокоптера и запускает его, а еще не забывает учиться, снимать видео и монтировать ролики.
1. У вас уже сложилось мнение о дистанционном обучении?
Да. До того как оно началось, я думала у нас уроки буду по видео связи. Все мои ожидания были разбиты вдребезги. Учиться не сказать, что сложно, но и легким это не назвать. Мы занимаемся на трех сайтах: Учи. ру, ЯКласс и Дневник. ру. Везде надо делать домашнюю работу. В учи. ру на выполнение задание дается три дня; на ЯКласс, неделю; Дневник. ру, каждый день. Если один день ничего не делали, это считается за прогул.
2. Что в нем нравится? Что нет?
Нравиться наверно то, что на учи. ру интересное оформление тестиков, есть мультик по сериям — Заврики и игры развивающие. Не нравится то, что максимум бесплатных заданий — 20, потом либо платить, либо ждать следующего дня.
Еще, мне не нравится то, что мы занимаемся на трех сайтах. Почему три, а не один? Это достаточно сложно. Надо везде успевать, что отнюдь не легко. Когда только началось дистанционное обучение, сразу создалось много вопросов и мало ответов. Домашней работы больше, чем обычно.
3. Какие самые важные проблемы есть в вашем дистанционном обучении?
Как я описывала выше, это обучение на трех сайтах и ограничение в заданиях на учи. ру.
4. Как должно осуществляться идеальное дистантобучение?
Думаю, через видеосвязь. Когда урок идет и можно спросить учителя.
5. Чем учитель-онлайн должен отличаться от учителя-офлайн?
Предусмотрительностью, наверно. Многие сталкивались с проблемой входом на сайт. Некоторые никогда не сталкивались с такими сайтами. У кого-то нет компьютера или плохой интернет. Хотя предусмотрительность, скорей всего нужна всегда.
6. Хотели бы вы (а смогли бы?) остаться на дистанте до окончания школы?
Я не смогла бы наверное, и не хотела бы. Слишком напряжённо и загружено. Как бы то ни было, мне не нравиться такой огромный объем работы.
7. Опишите эффективный и интересный дистанционный урок
Я уже упоминала, что интересно, когда все происходит по видеосвязи. Или же не плохо было бы заниматься просто на сайте учи. ру, так как мне очень понравился этот сайт.
8. А как могут выглядеть дистанционные каникулы?
Не знаю. Наверно взапрети дома. Общение с друзьями через телефон.
1. У вас уже сложилось мнение о дистанционном обучении?
Идёт второй день дистанционного обучения, и я тщательно пытаюсь отсеять лишние сообщения в беседе класса, чтобы найти свое домашнее задание. Все это напоминает балаган, но, думаю, вся суматоха стихнет, как только мы вольётся в ритм и начнем работать над собой и на свое же благо.
2. Что в нем нравится? Что нет?
Для начала о минусах. Теперь, спустя продолжительные каникулы, которые у меня все равно были наполнены некоторой долей работы и занятий, с всеразличных интернет-платформ сыпятся задания на ближайшие дни в таком количестве, в каком, кажется, мы не проходим в школе и за неделю. Я так сложена, что постоянно чувствую груз незаконченных дел и не могу посвятить себя иным планам, пока не разберусь с навалившейся кипой. Моя совесть беснуется.
С другой стороны, твои будни наполнены свободой — вставай в 12 дня, во время физики пообедай бутербродами, не поленись открыть свои многочисленные справочники по английскому языку, до которых так долго не доходили руки.
Дистанционное обучение — это серьезная проверка принципов, умения грамотно расставлять приоритеты.
3. Какие самые важные проблемы есть в вашем дистанционном обучении?
В самый ответственный момент задействуются самые неиспользуемые за год платформы, сайты, к которым ученики давно потеряли пароли, в которые не могут зайти по несколько часов, потому что сеть перегружена. У меня всегда были проблемы с глобальной паутиной и высокими технологиями, не говоря уже о своевременном посещении тех или иных сайтов. Однако на фоне этого страшнее всего становится невозможность учителя оказать поддержку ученику, дать ориентиры и направить в нужное русло.
4. Как должно осуществляться идеальное дистантобучение?
Идеальное дистанционное обучение должно осуществляться посредством собственно сделанных видео-уроков, онлайн-конференций в высоком качестве, в ещё оно должно строиться на полном взаимном доверии.
5. Чем учитель-онлайн должен отличаться от учителя-офлайн?
Учитель-онлайн должен быть хорошо знаком с компьютерными технологиями, долгое время до карантина посещать разные сайты и знать подоплеки образовательных платформ (к примеру, некоторые сайты выдают тестовые задания с заведомо неверными ключами для проверки). У него не должно возникать сложностей, если понадобится снова зарегистрировать ученика на сервере. При этом (почти нереальный критерий для выполнения) учитель по удаленке должен здраво оценивать объем домашнего задания.
6. Хотели бы вы (а смогли бы?) остаться на дистанте до окончания школы?
Возможно, в дистанционном обучении есть что-то совершенное, какая-то важная деталь, дающая высокую вероятность для получения адекватных предметных знаний, однако меня не устраивает скорее тот факт, что я не могу покинуть свой дом. Школа является немаловажным агентом социализации человека, формирует его характер, оттачивает привычки. От долгого прибывания взаперти мне становится невыносимо тесно и одиноко, душно. В условиях неизменных старых обоев на старых неизменных стенах время превращается в ничто, а значит, уходит смысл любого занятия.
Если бы мне пришлось остаться на дистанционном обучении до конца года, то мой дух прибывал бы в скитаниях между следующими эпастасями: я бы готовилась лишь к избранным предметам, вконец заблудилась в смысловых лабиринтах и полностью бы отказалась от восприятия учебных дисциплин как основополагающих пунктов моей деятельности или же на костях старого режима возвела храм новой веры в лучший распорядок дня, приносящий невероятные плоды. Вероятно, нам дано это время как раз для того, чтобы пересмотреть свое отношение к повседневным, таким «необходимым» вещам.
7. Опишите эффективный и интересный дистанционный урок
Иногда я говорю друзьям: «Наши внуки совсем перестать учиться. Человечество придумает специальные таблетки или микрочипы, которые при попадании в тело человека накачивали бы его всеми необходимыми знаниями». Так горько становится от собственной выдумки… В некоторых школах Америки уже давно действует система виртуальных музейных экскурсий. Ученики, сидя в своих классах, с помощью видеоконференций могут связаться с любым музеем мира или с любым человеком. Когда-нибудь дистанционное обучение будет полностью зависить от виарочков, специально смоделированных комнат с звукоизоляцией для «живого» прибывания ребенка на полигоне для проведения физических экспериментов.
8. А как могут выглядеть дистанционные каникулы?
Мне очень не нравится эта формулировка. Если дистанционное обучение — это учеба дома, по сути, в личное время, то дистанционные каникулы должны проходить во время учебы, на коротких перерывах… Нет, нет, увольте, я за непосредственное прибывания в зоне законного отдыха и точка.
Корреспондент ТелеИдеи Валерия Кулик на карантине на даче. Можно сказать, что ей повезло. Она может выходить из дома и гулять, а еще снимать живописные закаты и наслаждаться свежим весенним воздухом. Не забывает Лера и учиться. Теперь, когда все уроки проходят в онлайн формате, сделать это можно, даже находясь в сотне километров от Москвы.