Понимаете ли вы, что совершили государственный переворот. Кино
Сижу и злюсь от того, как недооценивают русское кино, какими скверными настоями облепляют, забрасывают луковой шелухой и яблочными очистками, какими страшными словами ругают, как сильно, почти проклинающе не любят, могли бы, в угол наверное поставили. А русское кино в начале девяностых — это как русский фольклор, как речка, поле и лесок, в поле каждый колосок, как тот бесхитростный детский стишок из фильма «Брат 2», и получается, что фильмы простые, до хруста, в хорошем смысле общедоступные — хоть обнимай, ни разу не лёгкие, но запоминающиеся, дескать звёздочки в глазах
Сижу и злюсь от того, как недооценивают русское кино, какими скверными настоями облепляют, забрасывают луковой шелухой и яблочными очистками, какими страшными словами ругают, как сильно, почти проклинающе не любят, могли бы, в угол наверное поставили. А русское кино в начале девяностых — это как русский фольклор, как речка, поле и лесок, в поле каждый колосок, как тот бесхитростный детский стишок из фильма «Брат 2», и получается, что фильмы простые, до хруста, в хорошем смысле общедоступные — хоть обнимай, ни разу не лёгкие, но запоминающиеся, дескать звёздочки в глазах.
Снимают в обрамлении самых классных обоев — прямо на улице, среди любых тогда творящихся пертурбаций, врезаясь камерами в урбанистически ржавеющие на ветру водосточные трубы, стреляют прямо в развёрнутых жёлтыми лепестками дворах-петелечках и не стесняются говорить слово «дерьмо», расталкивая всех локтями в великом и страшном десятилетии. Целое десятилетие просит героев, а страна не рожает никого. А герой-то должен быть, прийти, закатать манжеты, вспыхнув забористыми руками и склеить лазейку давно сломившейся вафли парадигмы, пока никакой зевака, носящий пружинящую пыль по обнищалому забетонированному городу, не заглянул, как в колодец, в этот зияющий просак и не захотел перестать жить. Жить хотели, не часто признавались, но в душе эту мысль укачивали, вертели на ворчливых каруселях, верили, почти ехали от восторга толкающейся под каблуками перспективы, казалось, дышалось так, что вот ещё немного, и можно будет по нее дотронуться кончиком ногтя, прорвать эту морщинистую молочную пенку, а там дальше по рельсам она безгранична.
Тогда Балабанов сфантазировал того героя, вшил в него что-то от детско-ребяческого Ивана-дурачка, что-то от куска сомнений и недоуменной растерянности, а получил того самого героя, которого ждали, который и Геркулес, и Ахилл и житель размокшего под перестройкой Петербурга. Данила Багров тоже толкался от дна и всплывал, в него было нательным крестом впечатано чувство долга, любовь к Родине, чувство справедливости, а если и была социальная месть, то с широкой душой, хлебосольная, русская и настоящая, калёная, чтобы все воззрели как эта сталь закалялась, и что она никогда исподтишка не проскользнёт, ну и то что, конечно, сила в правде. Каждые праздники этот фильм крутят, снова и снова, в перерывах между мультиками, рекламой и новостями. Садишься, и смотришь, каждый раз как первый, будто до этого ты не смотрел и наизусть всё это не знаешь, будто каждый раз этот фильм из души смывают чистой водой, чтоб ты его почаще посмотрел, раз пять в год, и чтобы он в конце концов не осточертел. Прошло уже девятнадцать лет с выхода одной части фильма и шестнадцать с другой, и если начать цитировать фильм сейчас, но получится пошло и высокопарно, совсем не гордо за страну, совсем не с тем смыслом, что тогда и совсем не героически, мы эту ступень уже давно просидели.
— Алексей Балабанов «Брат» (1997) — Алексей Балабанов «Брат 2» (2000)
***
Недавно спросили, что мне трудно понять, что я никакими усилиями не пойму, и как-то на ум ничего не приходило с порога. Когда-то в девяностых на страну вылили слишком много горючего вещества, что оно сочилось шумливыми ручьями и воспламенялось в созвездиях дельты палившим в глаза огнём, тогда было страшно. В Чечне и на всём Ближнем Востоке, от слова «война» постепенно отрывалась кожура надуманной романтики среди шафрановых песков, который забивается колющими песчинками в уши и нос, вместо этого дышалось смурой пылью, подлетающей на колёсах БТРов под небо, а между грудой пыли мельчали истёртыми ручками носилки с погибшими. Этого нельзя не бояться, можно посмотреть на эти сжеванные крыши домов на фотографиях, увидеть косматые лица боевиков, которые обвязали тяжёлые угольно-чумазые черты лица в платки, срезанные в груду домино тела и постараться пропустить лютый страх по телу. Она была волшебным человеком. Никому так не хлестаться за униженных, оскорбленных, подставленных лицом под кран смерти, как ни Анне Политковской. У нее ещё есть совсем достойнейшая книга, за такую книгу её убили, как сослали Радищева, и за такие книги дают Нобелевскую премию. А зачем ей все это прогорклое масло восточной войны — довольно счастливому человеку, которого любят дети и огромная в человеческий рост собака, но, говорят, болела всем этим, желала помочь, пыталась перевернуть какой-то не сдвигаемый собор вверх дном, чтобы было хорошо не только ей, а всем вокруг, и тогда бы она успокоилась. И вот это я никакими усилиями не пойму, когда на плёнке Политковская улыбается и смеётся, что хочется посмеяться следом, как по цепочке из цветной бумаги, висящей на ёлке, хочется когда-то увидеть её, и как хорошему человеку пожать так крепко руку, как жмут на праздниках, конечно, заулыбаться, порадоваться, что есть все эти архивы с напылением жизнерадостности и несусветного счастья. Но её нет.
От этого обычно открещиваются, ограждаются, на выдохе произнося: «слава Богу, что это не со мной». Проблему детских домов легко обойти стороной, особенно, когда фуфайку детского интерната, неопрятно сшитого с теплым словом «дом», ты ни разу не примерял
Проблему детских домов легко обойти стороной, особенно, когда фуфайку детского интерната, неопрятно сшитого с теплым словом «дом», ты ни разу не примерял. Дети, сцепленные железными прутьями на решетке, не различимы между друг другом, они будто бы на одно лицо: большеглазое, грустное и неизменно просящее какого-то жизненного снисхождения, а у нас для них есть лишь какая-то непричесанная жалость и минутный порыв помощи.
Мне трудно раскусить это всё в полной мере, так же, как не поставить на своей коже тех же рубцов, мне никто не даст просечь жизнь за одного из этих детей, испытав те же чувства, так же посмотреть на мир из жизни, к которой клеится приставка «моно». Меня, к неоправданному счастью, вынесло на противоположный берег, впрочем, как и Елену Погребижскую, но которая окунулась в этот мир, сняв документальную картину «Мама, я убью тебя».
«Души детей?» — кто-то «высокий» недоумевал, задаваясь вопросом, кому нужен внутренний мир детей, списанных, как брак, в Школу-интернат для детей с ограниченными возможностями. В рубеж выхода фильма, всё показанное и затаенное внутри всколыхнуло людей, создало цунами в общественности, и заставило в одну ночь не уснуть, вспоминая Сашку, Леху, Настю, их по-детски желторотые слова и несгибаемую веру в то, что каждый их них станет тем, о ком говорит оператору. На первых минутах блестит чистотой какая-то надежность: всё красиво и отглажено, будто по стрелочкам, убрано и сложено по полочкам, а потом это обрубает директор, кисло скашивая:
«они не такие как мы».
И на этом все мечты о том, что Сашка, Леха и Настя должны быть важными и интересными, врачами, десантниками, дизайнерами, дрессировщиками, оседают под словами директора. Им быть швеями, малярами; «не всем быть писателями и поэтами» — самое жизнеутверждающее заявление, которое, как девиз, звучит в Колычевской Школе-интернате.
Становится между делом страшно, что на тему такого незамеченного зла, безразличности в глазах воспитателей, диагнозах, которые в несколько строк ставят жизнь на другие рельсы, есть что снимать. И что Леха сидит в психушке, что уколы — страшное наказание, что в душах людей тема детских домов стоит за внутренними забором, опоясывающем их душу терновыми ветвями и вокруг есть радость непричастности ко всему этому.
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Такие фильмы не могут нравиться, не могут не нравиться, у них другая шкала, мерящаяся не парой слов, а эмоциями, моментами, которые рыболовными крючками цепляют за что-то живое, впечатляют, но сыпя не искры в глаза, а приятную задумчивость. Хочется что-то сделать, помочь ближнему, нуждающемуся, последовать за волонтером Машей, пока этот фильм переламывает всё внутри тебя и, собирает кем-то новым, кидая в руки шанс наслаждаться всем тем, что есть в карманах, не жаловаться.
Мне всё труднее говорить, что моя жизнь плоха, скучна, обездвижена самопридуманным параличом. Хочется забрать все эти слова обратно и попросить прощения за то, что жаловался на счастье.
Каждый год мы с особым чувством встречаем этот праздник. Всё дальше Великая Отечественная война, всё меньше её участников — ветеранов. Но сохраняется память передаётся от поколения к поколению память
Есть даты, которые объединяют. Есть традиции, которые живут. Дань уважения и памяти отдают в эти светлые майские дни тем, кто сражался, трудился, жил в суровые годы войны. Мы помним о наших дедах, наших прадедах. «Бессмертный полк» снова в строю. Его ряды множатся, по крупицам собирается информация, бережно сохраняются награды, фронтовые письма, стихи, фотографии.
Наши дети, те, кто не знал и не виде войны, чувствуют её так же остро, как и люди старшего поколения. Им не всё равно. Они запускают в небо воздушные шары и маршируют в парадном строю не потому, что их заставляют, а потому что ощущают свою неразрывную связь с Победой. Они ее наследники, ее хранители. С праздником Победы!
Марина Мельтюхова, газета «TERRA Гимназия», Балашиха, мкр. Железнодорожный, фото автора
Мини-акция, посвященная Дню победы. Расскажи интересный факт о войне Такой, который застрял в тебе и которым ты можешь поделиться. Прими участие и передай эстафету репостов другому
Подхвати и передай эстафету репостов с хештегом #Факты о войне
Извините, Галина Владимировна, поправим информацию в блоке редактора собщений. Сейчас чтобы загрузить вашу работу, наберите после старого пароля 2016 (без пробела)
Мини-акция, посвященная молодым поэтам, погибшим на войне. Сними на видео как ты читаешь наизусть пронзительные по своей искренности стихи этих ребят. Подхвати и передай эстафету репостов с хештегом
Анастасия Юрьевна. Стихи можно найти в интернете. Поискать: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкиий, Николай Отрада, Николай Майоров и др. Поисковая строка: молодые поэты, погибшие на войне. Это отличные стихи! Ждем ваши видео! Закачивать в деж. 70, по ссылке из объявления
Представляю для размещения на Портале видеорепортаж редакции «TERRA Гимназия». Мероприятия, посвящённые празднику Победы, прошли 6 мая. В этот день ученики нашей гимназии приняли участие в акции «Вспомним всех поименно» и провели смотр «Мы — наследники Победы».