Клиника кардиохирургии, или Место, где спасают жизни
Знаменитому национальному медицинскому исследовательскому центру им. академика Евгения Николаевича Мешалкина исполнилось 60 лет. На лечение сюда едут не только со всей страны, но и из-за рубежа. Прошла пресс-конференция, на которую пригласили представителей детских и юношеских СМИ Новосибирска. На вопросы юных журналистов отвечал директор Центра академик Александр Михайлович Караськов
Организатор мероприятия — Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». После небольшой экскурсии в Музей Центра и мастер-класса ведущего врача-кардиолога Антона Андреевича Обединского нас провели в прекрасно оборудованный конференц-зал на пресс-конференцию, которую вела Ирина Валерьевна Калинина, начальник отдела информационно-имиджевой политики «Юниора».
Александр Михайлович Караськов, академик РАН, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, практикующий сердечно-сосудистый хирург, пришел сразу после операции — и сразу завязалась интересная беседа.
— Как вы научились быстро переключаться на другие дела?
— В операционной я уже не новичок, оперирую с начала 80-х годов, и зацикливаться на выполненной операции бессмысленно. Чтобы сложные операции были подготовлены, нужно определить команду, продумать все детали — начиная от донорской крови и заканчивая препаратами, которые могут понадобиться. Операции готовят многие специалисты: анестезиологи, нейрохирурги, онкологи. Часто во время операции на сердце «солируют» анестезиологи или реаниматологи. Мы оперируем на «сухом» сердце: полностью отключаем человека от его собственного жизнеобеспечения. Сердце остановлено, в этот момент работает аппарат искусственного кровообращения, при этом требуется контролировать многие параметры. В какой-то момент подключается искусственная почка; есть еще много вещей, которые могут потребоваться после операции: это и система вспомогательного кровообращения (искусственное сердце), и искусственная вентиляция легких. Управлять жизнью сложнее, чем каким-либо другим процессом — будь то даже космос. Байконур отдыхает! Самое ценное, что у нас есть, — это жизнь. И когда человек теряет близкого человека, мы понимаем, какая это трагедия в семье. Наша работа ежедневная, и хирург — человек № 1 в борьбе за человеческую жизнь.
— Если бы вам в детстве сказали, что вы станете хирургом, как бы вы отреагировали?
— Школу я закончил в 1976 году. Идея стать хирургом пришла ко мне в самом конце школы. С 7 класса я безумно увлекался квантовой физикой, жаждал быть физиком-ядерщиком. Когда многие ходили на всякие развлекаловки, я засиживался дома за журналом «Квант». Мои отец и дед были серьезные люди. Технари. Но так получилось, что человек, которого я боготворил, —
мой дед — создавал технику на одном из оборонных заводов. Сегодня об этом можно говорить. Он работал над двигателем танка Т-34. В 1943 деда ранили, он был засекречен. Его жена получила с фронта не похоронку, а записку «Пропал без вести». Но до 1946 верила, что муж все-таки жив. Он не мог даже письмо написать; в 1946 году его освободили от секретной работы, и когда он позвонил, а она работала на телефонной станции, радость была непередаваема. Но дома его ждало горе: в жену ударила молния, он увидел фактически полностью обугленного человека. Ему пришлось с ложечки выкармливать жену, и чудо произошло. Она восстановилась, родила еще одну дочку. Дед сыграл в моей жизни колоссальную роль, и узнав, что он уходит из жизни, я приехал и сказал, что поступаю на физтех в НГУ. Он повернулся и с грустью сказал: «Вот и ты будешь уничтожать мир, а вот если бы мог лечить — меня бы спас…» Именно поэтому я сейчас здесь.
— Почему вы выбрали именно кардиохирургию, а не онкологию или нейрохирургию?
— Я учился в Омском медицинском институте и с 3 курса занимался факультативно сосудистой и кардиохирургией; с 4 курса мне доводилось ассистировать на нейрохирургических, онкологических операциях, а в конце института начал оперировать сам. Но когда впервые берешься за сердце человека… это совершенно другая история. Вряд ли что-то на Земле сравнится с работой кардиохирурга, при всем уважении к другим специальностям. Кардиохирургия — это специальность, которая управляет всеми системами.
— Помните ли свою первую операцию?
— Я начал работать в неотложке курса с третьего, где у меня и появилась возможность выполнить свои первые операции. Это были, естественно, не полостные операции: было много травм, связанных с рассечением мягких тканей, уходящих в костные ткани. Надо было обрабатывать, зашивать эти раны. Первую полостную операцию я сделал в начале 4 курса, а к концу института у меня было выполнено более 150 таких операций. Дня два после каждой операции не уснешь из-за страха, не навредил ли, не будет ли больному хуже. И когда пациент встает на ноги, все параметры у него в порядке, понимаешь: ты сделал то, что нужно, не совершив ошибки. Вот тут приходит чувство удовлетворения. И ты до последнего, пока пациент не выпишется, прокручиваешь в голове это кино: вдруг ты совершил ошибку или не сделал то, что должен был сделать. И каждому врачу понятно: завтра будет новый бой. А вот выиграешь ты его или нет — уже вопрос
времени.
— Медики утверждают, что хирургическая операция — ювелирная работа. Может ли в будущем операция проводиться роботами?
— У нас уже есть роботы, которые выполняют операции. Не сказал бы, что лучше, чем высококлассные хирурги, но качество этих операций высокое; появилась возможность не вскрывать грудную клетку, а провести «осьминожьи ручки» робота через дырочки. Удаётся избежать поражения тканей, осложнений: через небольшие дырочки проходят «руки робота», а уже джойстиком управляет хирург, который следит за процессом на мониторе. Это медицина будущего. Есть и другое поколение роботов, работа которых целиком спланирована хирургом. На большом экране хирург отслеживает всю цепочку, которую выполняет робот, чтоб нигде не было сбоя. Пока это начало начал, вашему поколению предстоит много сделать, чтобы создать универсальных роботов, которые могли бы положить на операционный стол человека и сами полностью все сделать. Такого пока
нет.
— Пригодились ли вам знания по физике, которой вы когда-то так сильно увлекались?
— В целом, да. Много лет назад у нас в мединституте не было нужного оборудования. Не могли позволить себе даже нормальный аппарат искусственного кровообращения. Проводили операции в условиях гипотермии: обкладывали пациента льдом, чтобы охладить до определенной температуры, и после этого уже выполняли подготовительный и основной этап операции. Дальше процессы охлаждения зависели от глубины наркоза, и если пациент не доходил до определенного состояния, начинались проблемы. Хирургам приходилось принимать экстренные меры. Это еще полбеды. У нас не было мониторов, которые показывали бы процесс, параметры для введения дозы лекарств. Первые часы после операции были самыми тяжелыми. Хирург не мог выйти из операционной, потому что в любой момент могла произойти остановка сердца. Бывало такое, что меня не было дома по 5–6 дней. Мониторы были необходимы особенно в случаях, когда дело шло к трансплантации сердца. Поэтому я начал работать с Институтом ядерной физики в лаборатории одного из гениальных физиков Эдуарда Адольфовича Купера. В начале 80-х мы с ребятами создали первые наши мониторы. Но никто не был готов запускать их в тираж — не было комплектующих деталей. Лишь через 15 лет появилась возможность закупать оборудование у лучших мировых компаний. Но денег не было, и мы пошли по другому пути: пришлось реализовать в себе математика и экономиста. Открыли центры в Китае, в России — начали зарабатывать серьезные деньги и в начале 90-х смогли закупать нужное оборудование. В 2009г появилась федеральная адресная программа на 7,5 млрд. рублей. Мы — первый центр в России, который начал заниматься симультанными технологиями.
— Какие проблемы вам приходится решать как директору клиники? Удается ли сочетать обязанности директора с работой хирурга?
— Я стал директором достаточно молодым, в 40 лет, в таком возрасте возглавить институт престижно. Это был 1999 год. Уже три года я был исполнительным директором и первым замом по науке. Тогда я был наделен серьезными полномочиями и властью. И в середине 90-х занялся модернизацией института. Первые операции в 1999г были выполнены в Пекине, откуда меня потом не хотели отпускать. Но всё-таки вернулся в Россию. Было много заманчивых предложений, но я однолюб — люблю свою страну.
— Какими качествами должен обладать хирург?
— Самое главное — это желание быть полезным, понимание того, что ты реально можешь спасти человека и помочь ему. Работа хирурга — это еще и колоссальный труд. Ответственность, организованность, выдержка, внимательность — далеко не полный список качеств, которыми должен обладать хороший хирург. Как летчик не может без неба, так и я не мыслю себя без операционной.
Быть суворовцем — значит быть настоящим человеком и достойным гражданином России
Задание оргкомитета краевого фестиваля детско-юношеской и студенческой прессы «Vедомости. ru» во время «Большого журналистского десанта» привело нас в Читинское суворовское военное училище Министерства внутренних дел России
Обучение в Читинском суворовском училище — дело нелегкое, и не все молодые люди могут выдержать тяжелые нагрузки. К учащимся предъявляются высокие требования не только в учебе, физической подготовке, но и в дисциплине. Училище основано в 2009 году. Несмотря на такое короткое время своего существования, учебное заведение считается лучшим в России, благодаря заслугам и учащихся, и педагогов.
Педагоги
Один из педагогов — тренер Андрей Владимирович Ульянов, который обучает ребят разным видам спорта. Особых успехов воспитанники тренера Ульянова достигли в волейболе. Они ездят на соревнования разных уровней и занимают призовые места.
Андрей Владимирович, Вы занимаетесь только с суворовцами или есть опыт работы в обычной образовательной школе?
Нет, я работаю только с суворовцами. Причем работа в школе, как мне кажется, легче, чем здесь, в училище. У суворовцев особый режим дня, строгая дисциплина.
Как давно Вы работаете в училище?
Я пришел работать в это учебное заведение в 2011 году. И вот почти семь лет работаю с курсантами.
Когда мы проходили по училищу, то видели множество кубков за спортивные достижения. В основном это награды за первые места, очень редко встречаются кубки за вторые места. А третьих мест вообще нет. В чем секрет такого успеха?
Секрет успеха — упорные каждодневные тренировки, слаженность в команде, взаимопомощь и взаимовыручка. Без этого не обходятся ни одни соревнования.
Если Вы тренер волейбольной команды, то Ваша работа направлена именно на волейбол? Или все-таки вниманием охвачены другие виды спорта?
В нашем училище развиты волейбол, баскетбол и футбол, а также прикладные виды спорта: подтягивание, бег на три километра, бег с препятствием, метание гранаты. И, конечно, развит гиревой спорт.
Есть ли курсанты, которые достигли особых успехов в спорте?
Да, скоро состоится чемпионат по гиревому спорту в городе Улан-Удэ. Наше училище будет представлять Антон Лелеков. Мы все надеемся, что у него получится выполнить норматив кандидата в мастера спорта. Антон также хорошо учится, активный парень.
Нам приятно слышать об Антоне и его достижениях хорошие слова, ведь он учился в нашей школе. Ваши спортсмены принимали участие в соревнованиях более высокого уровня, чем краевой?
Да, конечно, принимали. В 2014 году в Петербурге, а в 2015 в Волгограде проходили спортивные соревнования, в которых участвовали наши курсанты. Выступили успешно и заняли призовые места. Совсем недавно вернулись с московских соревнований, в которых также достигли высоких результатов.
Спасибо, Андрей Владимирович. Успехов Вам и Вашим воспитанникам.
Училище
Мы идем дальше. Множество фотографий на стенах, светлые классы, блестящие бока кубков и портреты исторических личностей. Недалеко от парадного входа — памятные места погибших при исполнении военнослужащих. Все это Читинское суворовское училище.
Училище состоит из учебного и жилого корпусов и спорткомплекса. В учебном корпусе есть все для обучения курсантов: библиотека с доступом в интернет, оборудованные классы. А также все для досуга: вокала, игры на гитаре, хореографии и театрального искусства. Жилой корпус встретил нас светлыми стенами и идеально чистыми комнатами. Спортзал же оснащен всем необходимым инвентарем, раздевалкой и душевыми.
Курсанты
Мы беседуем с командиром отделения тридцать первого взвода, третьекурсником, выпускником 2018 года Кириллом Непомнящих.
Кирилл, какое твое любимое занятие в училище?
Физическая подготовка, конечно. Еще из любимых занятий я не исключаю учебу, так как нас хорошо готовят к экзаменам. Я думаю, что самое любимое занятие каждого суворовца — уход в увольнение.
По каким критериям определяется звание лучшего суворовца?
В нашем училище есть рейтинг учебы и физической подготовки курсантов. Сейчас по итогам рейтинга лучшим стал Антон Яков. Он поедет в Москву на награждение.
Ты хотел бы получить высшее образование, вернуться в училище преподавать какой — либо предмет, а может, возглавить учебное заведение, в котором обучался?
Нет, я пришел учиться в училище, чтобы в будущем с преступниками бороться, а не с детьми работать.
Какой учебный предмет больше всего тебя интересует?
Меня интересует криминалистка как учебный предмет. Да и преподаватель у нас хороший. Еще мне нравится боевая подготовка, стрельба, занятие спортом.
Спасибо, Кирилл. Успехов в учебе и боевой подготовке.
Обучаться в суворовском училище, по нашему мнению, невероятно трудно. Остается только восхищаться стойкостью и выдержкой молодых крепких парней, наших ровесников. Мы желаем выпускникам успешно сдать экзамены и определиться в жизни.
Ангелина Макеева, Алёна Рябзина, #2119 ШОК (Школьное Общество Креативных), Улётовская средняя школа, Улёты / фото: авторов
С некоторыми заданиями мне пришлось достаточно долго поработать, а какие-то дались мне с легкостью. К сожалению, я не могу сказать, что все задания были сданы мною до дед-лайна, но я буду очень сильно стараться, чтобы во втором уроке такого не случилось. Какие-то задания меня порадовали, например «Свободное творчество»- там я смогла показать свои фотографиии с лета 2017.
Вам будет предоставлено место между четырех колонн в центре большого холла. Между колонн поставим стойки — получится островок. Так что подход к регистрации будет с четырех сторон. Продумайте задачу так, чтобы регистрация запомнилась участникам и внешними атрибуциями и содержимым.
На одной из стоек можно поставить табличку
Служба «Добрый день»
школа № ваша, Москва
Илья, а самому приятно на эту фотографию смотреть? Нравится она тебе? Композиция нарушена, цветобаланс хромает, резкость и та «гуляет» где захочет. Давай договоримся брать не количеством, а качеством! За это ставлю «0».
Ирина. Сегодня разместим эту страницу, она формируется и частями выкладывается. Называется Форум http://lgo.ru/proect/marafon/event/forum.htm
В горячих темах есть ссылка на эту страницу. сейчас поставим в меню, чтобы было удобно