У нас была «Пушкинская тетрадь», давайте сделаем «Лермонтовский альбом».
Вот первое задание. Как вы его представляете? Что можно разместить на его страницах? Придумайте несколько интересных «альбомных ходов» и альбомных заданий.
Результат: 7–10 ясно изложенных авторских идей, которые отражают ваше видение такого альбома. Каждую идею озаглавьте.
1) Описать все, что интересно именно тебе. Например, ты художник и придумаешь супер-обложку, которая (отражает дух Лермонтовского творчества; ключевые цитаты; ключевые даты; или любое, что решишь ты). Ты любитель театра? Тогда на какой-то странице приделай карман для СД диска. А в него положи свое исполнение любимого произведения великого поэта. Вариантов — масса. Военная тема, философия, психология… Биография поэта как источник увлекательнейшей материи!
Ищи, твори, учись (пока молодой)! Жизнь Лермонтова — мощнейший повод понять очень важные вещи.
2) Спроектировать такой альбом по законам «альбомов вообще». Взять в руки любой альбом, изданный (лучше до 1991 года) и «срисовать» его структуру. К слову — структура — это самое трудное и интересное в любой творческой работе.
Удачи!
☷ Советы
Будьте оригинальными!
Надпись «Лермонтовский альбом» на обложке — это не идея, а факт.
Отбор иллюстраций — это большое искусство (существует даже такая профессия: бильдредактор). Умение выцепить цитату, за которой потянется цепочка смыслов — этому тоже стоит поучиться.
Задание
Давайте проведем «кастинг» портретов поэта и иллюстраций его произведений, цитат из МЮ и цитат,связанных с МЮ. Пусть каждый найдет:
1) «свой» (желательно малоизвестный) портрет поэта
2) задевшую его иллюстрацию, связанную с Лермонтовскими произведениями или с ним самим
3) нерасхожую цитату из Лермонтова, которая ему близка
4) остроинтересную, нерасхожую цитату о Лермонтове или его творчестве
И обоснует свой выбор. При оценивании будет учитываться неповторюшечность. Можно использовать работы малоизвестных авторов.
Портрет: изображение в максимально достижимом хорошем качестве; автор, кто он; полное название илл.; дата создания.
Например: «Дмитрий Парсаданян. Тучки небесные. Акварель. 1999» Обоснование выбора (небольшое).
Иллюстрация. Поищите то, что вам ближе, нравится и совпадает с вашим представлением о МЮ.
Подпишите работу, обоснуйте выбор.
Например: «Алла Иванчикова. Не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу. Скульпура. 1999»
Обоснование выбора.
Цитаты: текст цитаты; название произведения, дата создания.
Еще в юности Михаил Юрьевич записал в своем дневнике:
Так жизнь скучна, когда боренья нет
Мне нужно действовать…
Найдите в произведениях юного Лермонтова «мятежные строки» (или - см. ниже), выпишите их и проиллюстрируйте особым образом. Пусть ваши иллюстрации олицетворяют игру и борьбу цвета, цветовые переходы, рядом с которыми или на фоне которых вы поместите «мятежные» (или см. ниже, какие) цитаты. Обозначьте год.
Самую лучшую иллюстрацию отберите для обложки альбома.
Мятежные мотивы можно заменить на следующие:
Мотивы звездного неба, звезд, ночи
Буря, гроза, огонь
Я видел…
Срок выполнения: до 20 апреля
ЗЫ. Альбом — это всегда изобразительный ряд. Не умеете рисовать — малюйте, делайте аппликации, шрифтовые композиции, изображайте линии, точки, загогулины, сочиняйте виньетки, — что получится, то пусть и получается. Важно! Вы делаете этот альбом для самих себя и своих будущих детей!
Мастер обращает вас к строкам юного Лермонтова. Наверняка у вас появится вопрос — юный — это до скольки лет? Определите это сами. 18 лет — это юность?
Про цветорисунки. Это картины без объектов. Пользуйтесь только цветом и ассоциативным мышлением.
Мотивы — это узнаваемые темы. Где искать эти мотивы? В словах, — да, а еще где? Вот в музыке тоже есть такое понятие «тема», «мотив». Мятежные мотивы — это не только «ревет гроза, дымятся тучи». Ищите их в ритме, в интонациях, даже в синтаксисе! То, за что цепляется наша память, запоминая одни вещи и отвергая другие.
Надеюсь, затронуты все непонятки. Если что — я на дежурке.
Давайте поиграем в такую игру. Почитайте (или перечитайте) произведения, которые МЮ написал в вашем возрасте. Отметьте темы, проблемы, слова, мысли, которые задевают вас, созвучны вам.
Для этого задания используем разворот (или несколько) в вашем альбоме. Разделите лист на две неравные части.
В одну колонку (поуже) выпишите созвучные вам строки, мысли, темы. Указывайте год и возраст поэта.
В другой колонке оставьте свои комментарии, а лучше — личные размышления, воспоминания, мысли по поводу созвучных вам строк. Указывайте год и свой возраст.
Не забудьте про рисунки. Рисуйте! Рисуйте как умеете. Не умеете рисовать — малюйте.
Здесь напишите
— созвучные вам строки и комментарии-размышления дневникового характера (лучшие)
Сюда прикрепите:
— сканы ваших альбомных листов, соединенные в один пдф-файл. Или по одному листу, но, пожалуйста — аккуратно выглядящие, на ногах и в хорошем качестве. Чтобы их можно было читать.
Прим. . В самом конце работы над альбомом все курсанты должны сдать его в виде единым pdf-файлом, для чего сканировать листы в хорошем разрешении (300 dpi) и собрать графические файлы в одну pdf-ку.
Лермоновский альбом должен стать частью вашего курсового портфолио.
Срок выполнения: до 30 апреля
Срок сдачи Лермонтовского альбома в виде единого pdf-файла: 30 апреля
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров. .
☷
☷
☷
☷
☷
Да. Сознаюсь. В пятнадцать лет я ассоциировал себя с Лермонтовким демоном.
Пена рек, бури роковые и шум дубров тоже шли в зачет, но главное, что меня
влекло — это дымные облака…
Однажды (тут я рассказал бы историю, которая произошла
со мной в 14 лет и положила начало моему новому характеру)
Вывод: в этом задании самое ценное — это ваша мемуарно-ориентированная или философски-направленная рефлексия. Без вычурности и красот. Исключительно простота и ясность.
«Самые страшные катаклизмы в нашей стране совпадают с лермонтовскими юбилеями» — подметила в свое время Анна Ахматова….
Задание
Проверьте эту гипотезу
Посвятите этой теме разворот в своем альбоме.
Способ проверки гипотезы:
1) выписать юбилейные даты, которые касаются МЮ (какие именно, решите сами — говорят, что даже четверти обладают катастрофическими флюидами; можно взять и юбилеи выхода ключевых произведений поэта, либо даты жизненных событий — думайте сами!)
2) К каждой дате — ваше малепусенькое пояснение
3) Проверка каждой на сопутствующие катаклизмы и катастрофы
4) Общие выводы. Приведение доказательств
5) Рисуйте!
Не заглядывать в чужие тетрадки до полного выполнения задания!
☷ Подсказки
Например, в год столетия поэта началась Первая мировая война. А в 1941 году мир отмечал столетие со дня его смерти. На поверку оказалось, что таят опасности даже «четверти».
125 лет со дня рождения поэта в 1939 году было отмечено для России финской войной, а для мира — началом Второй мировой войны.
150-летие со дня рождения Лермонтова пришлось на 1964 год — в это время был организован заговор против Никиты Хрущева, причем свергли его точно в день рождения поэта, в ночь с 14 на 15 октября. А 150-летие со дня смерти Лермонтова было в 1991 году. В этом «зеркальном» году перестал существовать СССР.
Ваша задача: опровергнуть или подтвердить гипотезу. Кстати, можно пойти «обратным ходом» — проверить неюбилейные года на антикатастрофичность.
Отразите в своем Лермонтовском альбоме, какие произведения МЮ вы прочитали и напишите о каждом пару строк, которые свидетельствуют об уровне вашего понимания этого произведения. Много писать не надо — максимум 2 строки, но свои. Изобразительный ряд приветствуется. В качестве рисунков используйте вензеля, загогулины, звездочки для разделения текста и прочие мелочи.
Задания под лампочкой (для продвинутых читателей)
Если сможете — на отдельных страницах альбома составьте свой список — что читать «из Лермонтова» и «вокруг Лермонтова».
Проведите опрос доступного населения: что из Лермонтова читали они, и составьте обобщенный список «Что читали из МЮ люди, которых я знаю». Посмотрим результаты.
Как выполнять задание под лампочкой № 1
Придумайте принцип для своего списка (хронологический, тематический или иной).
Составьте список, проверьте.
Будет хорошо, если сможете обосновать — почему вы включаете в свой список тот или иной текст.
Это очень важное задание, несмотря на его кажущийся рутинный смысл. После заполнения форматки в тебе волей-неволей отложится хотя бы маленькая часть того, что очень желательно не пропустить в твоем возрасте.
Есть несколько способов работы, из которых наиболее правильным мне кажется следующий. Сначала, пользуясь разными источниками, создай черновик. Этапы-ключевые события-ключевые произведения. Потом осмысли черновик и доведи до беловика. Эта работа требует избытка времени! Не откладывай на последний момент!
Пользуйся не одним, а разными источниками.
Прожектор: вставь свои колонки, какие тебе интересно заполнять.
Дорогие участники финальных мероприятий. Пожалуйста, срочно проверьте свои досье. Если надо — обновите фотографии. У кого нет кабинетов — заводите. Пресс-карты формируются именно из данных досье. Сейчас есть такие, где не выводятся фотографии, у кого-то нет имени и фамилии. И в большинстве случаев просто нет кабинетов пользователей.
Срочно исправляйтесь. И помните, что на финальных мероприятиях вам придется пользоваться личными кабинетами. Чтобы не заводить их во время финала, сделайте это сейчас.
Вера Вячеславовна, нужно. Предварительно просмотрите пдф-файл, все ли нормально. Если что-то не так — исправляйте в досье (личные данные, фотографии). После — печатайте. На лист А4 — вместится бейдж с оборотом. Его сгибаете, укладываете в прозрачный карман и… приезжаете укомплектованные на финальные мероприятия)