Модные профессии: когда-то экономист, сейчас дизайнер. Востребованные: вот квалифицированных инженеров и программистов не хватает. Нужные: да все нужны. И две профессии, стоящие особняком. Никогда не престижные, но вечные. Доктор и Учитель. Учитель
Хрупкая девушка с изящной фигуркой, легко постукивая высокими тонкими каблучками туфелек ленинградского «Скорохода», бежала, как будто летела, по школе. Туфли идеально подходили по цвету ее элегантному костюму. Прическа была аккуратной и красивой, черты лица точеными. Но не это бросалось в глаза. Она светилась, ее улыбка лучилась счастьем. Девушка была на своем месте, на своем любимом месте. Она делала то, что хотела делать больше всего на свете — учила детей. «Валентина Ивановна, Валентина Ивановна», — звенели вокруг нее детские голоса. Она улыбалась, что-то отвечала им, а я, семилетняя, смотрела на нее и думала, что моя мама самая лучшая и, наверное, самая известная в школе. Ведь она не только учительница, но и старшая пионервожатая. И именно мама организует все праздники, проводит концерты, собирает ребят в своей «пионерской», а ее класс просто ходит за ней гуськом.
Всегда новые методики. Второклашки и третьеклашки, в строгое советское время свободно обсуждавшие на ее уроках интересующие их темы, в группах и вместе. Живые, умные дети. Классы мамы заметны потом были в школе, их любили учителя.
Потом мама была председателем партийной организации школы и завучем, и я снова ей гордилась. Я и сейчас ей горжусь, когда иду по улице, и к ней с теми же криками: «Валентина Ивановна!» — бросаются взрослые тетеньки и дяденьки, когда вижу, как к моей маме относятся бывшие ученики, которые приводят заниматься уже своих внуков. Но главное чувство было и есть не гордость, а восхищение тем, насколько она счастлива от своей работы.
Этот прекрасный свет человека, любящего свое дело. Когда я вижу его в глазах учителей, отблеск моей любви к маме сразу освещает мое к ним отношение. Я изнутри знаю их работу: несмотря на позднее возращение домой, все равно пара стопочек тетрадей в сумке, планы, методички и вечные мысли вокруг работы, и вечные разговоры об учениках. Эта работа, которая крадет их от любимых семей, перетягивая на себя большую часть времени и сил, не столько усталость приносит им, сколько радость. И семьи прощают недостаток внимания, видя, как счастливы их родные учителя от дела, которому служат.
Людей, освещенных любовью к работе, во всех профессиях немного. Как радуют встречи с ними, потому что только там и можно принести пользу, где делаешь то, что любишь. Среди учителей влюбленных в свое дело я вижу больше, чем где-либо, может, оттого, что только любовью можно удержаться среди этого шума, гама, звонков, вопросов и поиска ответов.
И моя первая учительница, степенная и всеми уважаемая, Антонина Михайловна Вдовина, с неизменным «учительским» пучком на голове, и талантливейшая Эмилия Семеновна Пивоварова, напоминавшая мне Пушкина, быстро и легко говорившая и так же быстро и легко влюбившая меня в литературу. Моя любимая учительница, Ольга Александровна Ладанова, уже на пенсии. Она Заслуженный Учитель России, учитель физики, но разве из-за этого мне хочется увидеть ее, когда я бываю в родном городе. Нет, мне до сих пор интересно с ней разговаривать. До сих пор приятно видеть ее живые глаза и радоваться ее чувству юмора. Здоровья Вам, Ольга Александровна. Здоровья, вам всем.
Учителя моих детей. Передовая, совершенная Марина Ивановна Русанова, так быстро осваивающая и применяющая все новинки техники, что у меня, кибернетика по образованию, просто захватывало дух. Но что совершенно бесценно для меня, Марина Ивановна, идущая по коридору с детьми, светится так же, как когда-то светилась любовью к своему делу моя мамочка. Ирина Александровна Корж, в классе которой всегда солнце. Татьяна Николаевна Епифанова, говорящая о математике и детях, увлеченных ей, с таким жаром, что кажется, математика — это лучшее, что есть в мире. А Лариса Николаевна Кузнечевская так же говорит о литературе. И их много, удивительно много, увлеченных и прекрасных.
Светлана Викторовна Бочкова, завуч московской гимназии 1358, где учатся мои дети, сказала пару лет назад: «Вы как-то спрашивали меня, за что я люблю школу. Я долго думала над вашим вопросом и поняла, что не могу на него ответить. Это то же самое, что сказать, за что любят родителей или за что любят своих детей. Просто это моя жизнь». «А что главное в Вашей профессии?», — спросила я. «Любовь. Наверное, любовь».
И волшебная Ирина Сергеевна Давыдова из «Пьеро», и Татьяна Борисовна Михайлова, своей энергией поднявшая и объединившая школьную прессу разных городов страны. И удивительные учителя французского из ЛеТеатра. Учителя…
Дорогие Учителя! Учителя по призванию, по выбору на всю жизнь, на счастье! Мои Учителя, Учителя моих детей, те, кого я встретила в жизни и восхитилась, те, кого я не знаю! Поздравляю вас всех с праздником! Ваша профессия удивительна, потому что позволяет вам сажать ценные зерна в сердца и умы и видеть всходы или не видеть, но знать, что где-то прорастет. Но даже и об этом вы не думаете. Вы просто там, где нужны, с теми, кому интересно, кто впитывает Вас, учится у Вас, кто понесет Вас в себе всю жизнь. Будьте здоровы! Будьте счастливы!
Спасибо Вам за то, что Вы есть, прекрасные учителя по призванию!
Елена Владимировна Слабинская, руководитель пресс-центра Акценты, гимназии 1358, #2508, Москва
Комментарий арбитра-редактора Елена Владимировна, было бы здорово указать фамилии учителей!
Это был день, когда все должно было быть наоборот. Вы представляете себе день наоборот? А точнее не день, а школу наоборот? К сожалению, день не начался с вечера, а школа не с последнего урока, но некоторое весьма значительное изменение все же произошло. С самого утра в гимназии наступило самоуправление
Еще вчера все педагоги метались по школе, объясняя своим приемникам, как, что, где, за что и зачем, а сегодня все старшеклассники уже ходили с каменными лицами, и паникой внутри. Им, как самым древним и все знающим, доверили вести уроки! И почувствовать всю сложность этой профессии. Учителя, конечно, сидели на задней парте, с такой же паникой внутри и каменными лицами, им запретили вмешиваться. Некоторые не выдерживали, отбирали у старшеклашек свой ненаглядный и неприкосновенный класс и с облегчением начинали вести урок под предлогом важной темы или контрольной, но мы-то знаем, что учителя не могут без нас, даже больше, чем мы без них. Они очень любят нас и порой даже настолько, что не готовы нас доверить таким же любимым ученикам.
Младшее и среднее звенья сегодня носились по школе с поздравлениями для любимых педагогов. Малышня больше с букетами и открытками, от которых учителя таяли в улыбках, еще бы, как не растаять при виде тридцати первоклашек с букетами, превышающими их рост, и дружным визгом: «Поздравляем». Среднее и остатки старшего звена ходили с серьезными конфетами и пожеланиями терпения. Им больше нравились смеющиеся учителя, которые, если их хорошенько поздравить, могут и прибавить по баллу к оценке и сжалиться на контрольной на следующей неделе.
В общем, атмосфера стояла до невозможности прекрасная: на переменах играла любимая музыка по заказам учителей, счастливые преподаватели бродили по школе, ученики, тоже счастливые, что учителя в хорошем расположении духа, носились по коридорам. А после шестого урока учителей добили праздничным концертом в их честь. Уходили они со слезами на глазах и благодарствованиями во все стороны.
День самоуправления подходил к концу.
С праздником, дорогие учителя!
Ксения Слабинская, 8 класс, гимназии 1358, Акценты, #2508, Москва/фото Дмитрий Стамблер, 6 класс/ видео Иван Домнин, 6 класс
Праздничный концерт в честь День Учителя назвали «Большая перемена». И выступления, и поздравления перемежались фрагментами из фильма, который знают наизусть все, кто старше тридцати, и с которым немного познакомились в этот день у нас в школе те, кому меньше восемнадцати
Накануне корреспонденты пресс-центра «Акценты» беседовали с учителями и учениками, узнавали их мечты друг о друге, чтобы понять, как и в какую сторону мы меняемся и будем меняться.
А еще Большая перемена — это отдых. Отдохните, дорогие Учителя. С праздником Вас!
Представляем вам фильм Евы Козыревой, посвященный Дню Учителя, с учителями, учениками, Акцентами нашей гимназии и любимыми героями из фильма «Большая перемена».
Акценты гимназии 1358, #2508, Москва/фото Василий Слабинский, 6 класс/ видео Ева Козырева, 7 класс
Большая перемена в гимназии 1358 (1 шт.) Для просмотра кликните на картинку
Ирина Наильевна! А неплохая получилась видеовизитка! Марафон, правда, еще не стартовал, но здорово, что вы и видеовизитку выложили, и юнкоров на Портал подключили!
Скоро выйдет сообщение: как и что делать. Это будет касательно конкурса. Если что-то будет непонятно — пишите сразу же мне в личку. О том, как написать в личку
Кстати, вижу синие платочки-повязки — символ редакции? Здорово, если так, у нас тоже! :)
2. Вы вложились в режиссуру, но не воспользовались плюсами киножанра и монтажа.
Не старайтесь записать всю сцену в один прогон. Пишите в несколько планов.
Когда ребята гворят текст их лучше писать крупным планом, это конечно сложнее монтировать, но результат того стоит.
3. Следите чтоб персонажи в кадре были видны. У вас во время песни две девочку все время прячутся — это сомтрится как ошибка. 4. следите за «дырами» в кадре. И все у вас получится! Удачи.
Здравствуйте, Левда. .Не все замечания поняла. Может, нужно сделать инструкцию. .Я делала такую работу впервые, не говорю что не снимала уроки, другой материал. Просто это конкурс…Поэтому данные замечания могут быть советами или критически-катастрофическими минусами, не поняла. Думаю, нужно четко и точно объяснять, что есть ближний и дальний план, а в визитке это обязательно должно быть…? Мы первогодки.
«Не старайтесь записать всю сцену в один прогон. Пишите в несколько планов» Не поняла здесь замечание. Визитка была записана не в один прогон, там разные сцены. Насчет планов: крупнее-меньше, приближенное-отдаленное должно обязательно применяться в визитке?
«Когда ребята гворят текст их лучше писать крупным планом, это конечно сложнее монтировать, но результат того стоит».Ваше замечание дублируется с первым или самостоятельное? Насчет монтажа, монтировать крупный-мелкий план одинаково, другое дело снимать. .Чтобы не было дерганья. . Считает, что говорящих надо крупнее снимать? Это всегда именно так делается, есть этому правило, или возможен мой вариант, как самостоятельный?
3. Следите чтоб персонажи в кадре были видны. У вас во время песни две девочку все время прячутся — это сомтрится как ошибка. Я и мои девочки, знаем, что так вести себя плохо, но. .знаете, есть немного дети диковатые…Они понимают, что тем самым немного подпортили картинку. .Но дети есть дети. .Просто репетировали раз пятнадцать и снимали столько же…Кто-то уже сдулся. Дети!
4. «следите за «дырами» в кадре. «А вот это не понятно, что за дыры? В виду имеете пустоты? А разве они у нас есть. .Уложить материал в 1, 5–2 минуты и пустот накидать?!Тут не согласна с вами…
Спасибо, Ирина.
И еще. . к третьему ноября надо снять видео. .Свобода слова. .Что вы имеете в виду, какие инструкции по этому видео? .Вот опять. .Чтобы не было «граблей», а ведь из ваших добрых побуждений я не поняла многого. ., чего не делать. Что значит киножанр и монтаж…Без монтажа, увы, не получилось бы визитка…Можно посмотреть на правильные визитки, в которых нет наших ошибок. Еще раз спасибо. Может, какие группы для обучающих сделаете, ведь мы не все это знаем.
Это действительно конкурс и мы стареемся помочь конкурсантам, по мере сил и возможностей. Замечания и предложения для этого и пишутся. А критикой ради критики я не занимаюсь. Я стараюсь подсказать, что нужно сделать (исправить, доснять, переделать какой-то кусок, исправить монтаж) для того чтобы победить, а не для того чтобы обидеть или расстроить. Если конкурсантам не нужна победа, то можно не читать комментарии из дежурок, если победа нужна, то можно воспользоваться. Решайте сами — это ваше право.
Мы работаем над инструкцией, и в ближайшее время она появится. Но это не будет учебник «Как снять кино»! Это скорее будет «Конспект и помощник тому кто снимает для конкурса и хочет победить».
Поймите меня правильно, но научиться писать, снимать, монтировать и верстать ребята должны не «на полях» конкурса, а все-таки до того как на конкурс придут. Т. е. вы как учитель должны меня понять, что ребенок вначале учится писать — это вне конкурса, потом его учат писать тексты: сочинения, эссе и пр. — это тоже где-то в школе или дома, и только потом он приходит на конкурс. Так же обстоит дело с версткой газет и журналов, дизайном, фотографией и всем остальным и с видеороликами в т. ч.
Ответы на ваши вопросы
Замечания-предложения я структурировал в четыре пункта. Давайте по пунктам и пройдемся.
1. Хронометраж у нас не вызвал вопросов — это хорошо.
2. В этом пункте я хвалил вас за режиссуру и сетовал на отсутствие монтажа в сценах. И попытался «расшифровать» свои мысли, разложив их, на два маркера, которые (вы правильно поняли) были связаны между собой.
«Не старайтесь записать всю сцену в один прогон. Пишите в несколько планов». Это значит, что вы записали несколько сцен и смонтировали из них ролик. И каждая сцена у вас записана в один прогон — включили камеру, ребята отыграли, выключили. Сцена готова. У вас первая сцена, назовем ее «в классе» (три девочки и один мальчик) дети довольно хорошо говорят текст и играют роли. Она записана в один прогон. Следующая сцена «Девочки танцуют», тоже записано в один прогон. Сцена с хором, судя по рывкам, смонтирована, т. е. камеру, возможно, выключали и включали. Ну, и так далее.
Для того чтобы картинка (телевизионная) была интереснее сцены снимают с разных точек (меняют ракурсы), и делают разные планы. Обычно сцена начинается «общего плана», потом идет чередование «средних» и «крупных» планов, кончатся сцена (обычно) «общим» планом. Монтаж позволяет вырезать заминки, лишние паузы и просто заменить плохо сыгранный актером кусок на более удачный. Для этого и снимаются «дубли».
В нашем случае планы можно определить так: общий план — это сцена целиком — все герои в кадре. Средний план — это когда герой в кадре по пояс (возможно, с частью стола). И крупный план — это когда в кадре только голова героя.
Планы вещь условная, ситуативная. Бывают планы с природой, адресные планы и так далее, их много, но нам сейчас нужны только три.
Про «приближение-отдаление» я ничего не говорил, и боюсь, не понимаю, что вы имеете в виду. Но научится снимать «наезды», «отъезды» и «панорамы» — это отдельная тема для разговора, а у нас уже роман в письмах получается.
Повторюсь, под цифрой «2» стояло два маркера — это были связанные между собой предложения (или замечания — как вам будет угодно, так и воспринимайте). Я их расшифровал.
3. В этом пункте говорилось: «Следите, чтоб персонажи в кадре были видны. У вас вовремя песни две девочку все время прячутся — это смотрится как ошибка».
Я немного рабтаю в школе и на телевидении долго работал и прекрасно понимаю, что и дети, и взрослые регулярно портят картинку, взрослые, кстати, гораздо чаще. Но я не понимаю, почему очевидно плохой материал надо вставлять в конкурсную работу? Вот когда мы отправляем текст на верстку в газету, мы исправляем ошибки, убираем ляпы, ставим всякие запятые, точки, дефисы и т. п. И считаем что это правильно — ведь мы понимаем, что текст должен быть «чистым», а почему видеоматериал или фотография должны готовиться по другому принципу?
И если сравнивать кино (видео) с литературой, то монтаж и операторская работа — это и есть те самые «знаки препинания», «абзацы» и прочие штуки очень нужные в видео и киноработах для того чтобы из «буковок и пробелов» то есть из кадров сделать «текст» — кино, и желательно получить высокохудожественный продукт. Вот у меня тут явно не хватает запятых — это же раздражает!
4. «Дыры» в кадре — это пустое пространство, неоправданное композицией.
Про композицию я вам сейчас не смогу рассказать. Это как научить писать сочинения, пришедшего на школьную олимпиаду ребенка — трудноватая задача!
Посмотрите победителей конкурса прошлого сезона. Там неидеальные работы, ошибки есть у всех — это детский конкурс, но почерпнуть есть что.