Хорошо, что в школьных изданиях широко представлены рисунки карандашом и тушью. Без них главная тема ребячьих газет была бы в большинстве случаев с идеей «Все хорошо, прекрасная маркиза!». А взглянешь на рисунок черной тушью, и тебя вдруг обожжет ослепительной искренностью, на которую решилась старшеклассница, или острым юмором, с которым легче выживать в социуме непохожему мальчику
И вправду, как написать статью о том, что тебе бывает очень одиноко в классе? Как создать вордовский файл о том, что, когда обидели, рушатся миры в душе? И МЧС здесь не спасет, и даже руководитель школьного парламента. Что же делать, загонять проблему внутрь? Нет. Брать в руки карандаш или перышко с тушью, и вот уже готов твой силуэт с деревцем и луной, как в рисунке Маргариты Старушкиной, выпускницы лицея № 10 города Красноярска. Сначала кажется, что она одна над всеми со своим одиночеством, а под ногами не то трава, не то сполохи пламени. Нет, не одна! С деревцем-другом, с месяцем-собеседником, с улицей-загадкой, с дорогой-мечтой. Девушка чуть смещена по центру работы, чтобы «дружить» с каждым объектом рисунка и быть «равной каждому». Вот сейчас она шагнет навстречу дороге или домам — и кончится ее одиночество! Черно-белый рисунок сказал нам о ней больше, чем целая книга.
Карандаш и тушь никогда не подводят тех, кто прибегает к ним как к средству выражения чувств. В черно-белом так велика шкала оттенков, так глубок бархат «сплошных» пятен… Еще один рисунок Маргариты «Дельфины и море» из цикла «Иллюстрации к статьям» точно передает ощущение человека в социуме: все смешано и закручено в орнаменте волн, противоходе дельфинов, корабля, туч. Главное — веселое движение, которым дирижируют тяжеловато-бархатные, отчетливо прописанные крупные озорные волны.
Интересен рисунок одиннадцатиклассника московской педагогической гимназии Артемчука из цикла «Карикатуры и шаржи».«Усталость» — так назвал он остроумный набросок, где невероятно большие и толстые книги привели в уныние даже Пушкина, который, как известно, любил чтение. Этот рисунок возник, наверное, после того, как гимназист познакомился со списком литературы, которую предстоит прочесть в учебном году. И вместо того, чтобы загрустить, взялся за карандаш.
А рисунок Васюковой из этой же гимназии из цикла «Усталость» говорит о том, что графика — это не всегда контрасты, пропасти и антимиры белого и черного, не всегда пронзительная нота. Мальчик с рюкзаком написан нежно, словно акварелью, и даже щеки его кажутся нам румяными. Сможете так? Попробуйте!