


Стал бы Гоголь предъявлять рекламацию Даме Рекламе? Или экранизатору повести Гоголя, где нет Гоголя? Скорее, ограничился бы цитатой: «Скучно на этом фильме, господа…»
4 ноября, в День народного единства, канал Россия «порадовал» долгожданной телеверсией «Тараса Бульбы». Реклама во время кинопроката (и все предпраздничные дни) била из всех щелей и кричала: лучший отечественный фильм! Народ искренне купился на этот «масштабный эпический шедевр» и с нетерпением ждал 21:00.
Отгремел «Тарас» на всю страну — и что после себя оставил? В лучшем случае — пустоту в душе. Не знаю, как там с киноверсией, но «сухой остаток» после вчерашней односерийной телепародии (наверное, скомканной) таков: канули в Лету те времена, когда под впечатлением фильма ходишь неделю, когда душа — наизнанку, когда левое полушарие вдруг замечает, что существует правое, или наоборот…
О литературном и историческом искажении говорить не будем — хотя бы ввиду «нестремления» к достоверности самого режиссера Владимира Бортко. (В силу этого на Украине и в Польше фильм популярностью не пользуется.) Более увлекательно иное расследование — шерше ля фам, мадам Рекламу. Зачем и откуда эти раздутые восторги и вопиющие аншлаги? Затем, что… «У рекламы есть одна цель — продать; все остальное от лукавого» (Раймонд Рубикам).
Подача произведения неуклюжа и нелогична. Запорожцы в батальных сценах испачканы в грязи как черти, поляки выряжены в меха и драгоценности как на балу. Пока одного вояку натуралистически разрубают на куски, массовка на заднем плане почти что зевает, или выпивает. Ни в какие ворота не вписываются и пафосные монологи, которые «толкают» разрубленные, повешенные, сожженные и рассеченные казаки, отходя в мир иной. А мельтешение вспоротых животов (раз эдак сто, но будто одно и то же брюхо с разных ракурсов) и вовсе набивает оскомину…
Кульминационное убийство Бульбой сына лишь промелькнуло — эпизодически, наспех. Никаких душевных терзаний ни у одного, ни у второго, ни у зрителя. Да и что это за герой такой — Андрий. Ни-ка-кой! Чудовищный выбор, перед которым Гоголь ставит своего казака — отказаться от Родины или любимой женщины, — тоже не прозвучал никак. Вернее, прозвучал по-современному — в постели.
Видимо, единственным мотивом для снятия картины послужил 200-летний юбилей Гоголя. «Блокбастер» снимался 3 года, и всего за 4 дня кинопроката окупил половину своего бюджета.
Цифрам порадоваться можно, а вспомнить — нечего…
Лилия Алиева, ЛГО, лицей № 1310, Москва |
|