В сегодняшние дни достаточно актуальной проблемой остается вопрос интеграции учащихся билингвов и инофонов в русскоязычную образовательную среду
Реалии современной московской школы таковы, что в одном классе оказываются учащиеся — носители разноструктурных языков (русский, узбек, таджик, армянин и другие), а также ребята с разным уровнем владения русским языком, с разными когнитивными базами (фоновыми знаниями). Умения и навыки общения в бытовых ситуациях недостаточны для таких учащихся.
Социокультурная адаптация всегда актуальна в работе школы полного дня. С сентября 2010 года в нашем Центре образования № 1458 проводятся занятия по русскому языку как иностранному в системе дополнительного образования для учащихся-билингвов. А также занятия для родителей учащихся во второй половине дня.
Учет поликультурного фактора в преподавании предполагает, что учащимся прививаются знания о культурном разнообразии мира, о взаимоотношениях между культурами, с акцентом на те, к которым принадлежат школьники, что, в свою очередь, формирует готовность признавать существование «другой» культуры и вызывать познавательный интерес к ней. Особенное внимание необходимо уделять организации учебного времени, зависящей от уровня способностей учащихся, а в нашем случае — и от уровня владения языком.
Особое значение придается организации партнерского взаимодействия русских и инофонов во время и вне уроков. Среда школы полного дня позволяет воспитывать учащихся в духе открытости, понимания и принятия себя и других народов, признания ценности и многообразия культур. В сентябре 2010 года педагоги Центра образования приняли участие в V международном конкурсе образовательных проектов «Диалог — путь к пониманию». На конкурс были представлены проекты, разработанные учителями русского языка и литературы О.И. Зотовой («Наши страны, города, селения») и Т.В. Еропкиной («Пушкинская лира в диалоге культур»).
С учетом того, что 2009 год в Российской Федерации был объявлен «Годом семьи», а 2010 — «Годом учителя», особое внимание уделялось работе над проектами, нацеленными на комплексную деятельность по интеграции семей мигрантов — как детей, так и взрослых.
Автор фото: Никита Балковой