Мне очень повезло в жизни с учителями. Почти все они — творческие и ответственные личности. Но в июне 2018 года я сменил школьную парту, за которой учился 10 лет на замечательное место учёбы в Краснодарском крае с красивым названием «Орлёнок», где и повстречал удивительного учителя-патриота
Я хотел бы познакомить всех читателей с человеком, про которого говорят «на своем месте». Елена Геннадьевна Лубашевская — координатор тематических смен Русского географического общества. Елена Геннадьевна любезно согласилась ответить на несколько моих вопросов.
Корр.: Как Вы пришли в РГО?
— Изначально я учитель географии. В 2000 году я стала действительным членом Всероссийской организации «Русское географическое общество». Вступала я в нее еще в то время, когда в РГО было затишье, поэтому сложно было работать. Это было в Красноярском крае.
Корр.: Какие проблемы современной географической науки Вы считаете особо важными, требующими незамедлительного решения?
— Для меня, как для учителя, их много: мы находимся в переходном состоянии из одной образовательной программы в другую. Федеральные образовательные стандарты меняются, учебники переписываются. Мне, как учителю, хотелось бы больше практической географии, а реально на уроках времени хватает только на теоретическую географию. Профильные смены в этом помогают. Ребята с удовольствием участвуют в практике. Вот мы сегодня проводили модули. Все мои специалисты вышли в поле работать, и все ребята были очень довольны.
Корр.: В чем, на Ваш взгляд, польза изучения географии?
— География — наука на стыке всех наук: она является и общественной и фундаментальной. Не зная географию, мы не сможем пойти в поход. Не зная географию, мы не выиграем ни один бой — это с исторической точки зрения. Не зная карты, мы не сможем ни спуститься в подземный мир (палеонтологи), ни отправиться куда-либо по воздуху. Пилоты космических кораблей и самолетов нуждаются в картах. Даже строительство железных и автомобильных дорог нуждается в специалистах, умеющих читать карту. Даже если мы решим заняться строительством, мы должны разбираться в географии. Допустим, мы решили построить дом и начали строительство на мерзлотных почвах. Фундамент дома у нас со временем треснет, и дом развалится. Не стоит строить дома и у реки, поскольку мы сразу, изначально подвергаем себя опасности, потому что русло реки меняется. Бывают наводнения, паводки. География настолько широка и многообразна, что хочется, чтобы ребята смотрели и изучали её с разных сторон.
Корр.: Участники географических экспедиций — люди, склонные к риску, не правда ли?
— Конечно! Без своего задора, без фанатизма ни одна наука, наверное, не будет развиваться. Ну а насчет экстремальности? Ведь можно и сидя за столом навредить своему здоровью. География — практическая наука, поэтому мы как практики стараемся безопаснее ходить в походы. Но ведь и самые безопасные действия оказываются именно у альпинистов, спасателей. Почему? Потому, что группа тщательно готовится. Чем лучше мы подготовимся к походу, тем безопаснее для нас он будет.
Корр.: Каждый год в экспедициях РГО принимает участие немало молодых волонтёров. А по какому признаку проходит конкурсный отбор участников? Что принимается во внимание?
— Самое главное, это — желание. Затем у человека должны быть какие-то практические навыки. Но навыки могут сформироваться и во время уже самой экспедиции, на практике. Думаю, что желание важнее. Волонтеры — это люди, которые помогают природе. Трудятся они безвозмездно на благо своей Родины.
Корр.: Географы — люди, любящие свою Родину. А что для Вас значит любовь к Родине?
— Раньше я жила в Красноярском крае, теперь — в Краснодарском крае. Поэтому всю Россию можно считать моей малой родиной. Ей я оставляю частичку своей души, себя. Теперь, работая на профильных сменах, я вижу, как вы становитесь более открытыми. И если в конце смены ребята говорят: «Я полюбил географию. Приеду, открою учебник!», то для меня это — восторг. Для меня любовь к Родине — это еще и знание географии. Я стараюсь, чтобы и вы полюбили географию. Я говорю сейчас и за всю команду смены. Мы помогаем вам, вы помогаете нам изучать географию в лицах. У меня много друзей в разных городах России. Я люблю их, а значит и Россию!
Не знаю, что почувствовали вы, но я испытывал странное ощущение того, что всё, о чём начинала говорить Елена Геннадьевна, все равно через пару минут сводится к ребятам и рассуждению о практической стороне предмета, который преподает педагог. Думаю, что если бы у меня был такой школьный учитель географии, то уроки практической географии я любил бы больше всего.