#4205 Медиацентр «Знай наших»; Школа 1, Острогожск, Воронежская обл.
15 файлов
10
5
5
5
5
5
2 новости
29
10.2020
№ 16227
Фотоаппараты наших бабушек и дедушек
Сегодня огромную роль в нашей жизни играет фотоаппарат. Будучи небольшим — едва заметным окошком в нашем телефоне, он следует с нами повсюду. Каждый день мы делаем десятки новых снимков и даже не задумываемся о том, какой долгий путь пришлось пройти фотокамере, чтобы предстать перед нами такой, какой мы знаем ее сегодня
Часть 2. Пленочная фотография
Первая часть нашей статьи (https://lgo.ru/news/discuss.htm? hid=16219) была посвящена самым первым фотоаппаратам и снимкам. Во второй части расскажем о том, как фотография «ушла в народ». Произошло это в 1900 году, когда американский изобретатель Джордж Истмен представил миру первый массовый фотоаппарат Kodak Brownie. «Это была картонная коробка, обклеенная коленкором, внутри находился простейший объектив. Заряжалась она пленкой, смотанной в деревянную катушку,— говорит Сергей Шахиджанян. — Тип 120 — широкая пленка, как ее называют фотографы, пользуется спросом у любителей пленочной фотографии и сейчас».
Теперь каждый желающий мог запечатлеть важные моменты своей жизни самостоятельно. Таким фотолюбителем был и Николай II, у которого было несколько моделей таких фотоаппаратов. Конечно, качество получаемых изображений было довольно посредственным, но вызывало неподдельный интерес и самые яркие эмоции.
В 1925 году была выпущена маленькая компактная фотокамера Leica (сокр. от Leitz Camera — «камера Лейтца»). «В рабочее положение она приводилась элементарным выдвижением объектива, поэтому ее можно было смело положить в карман пиджака. Заряжалась же она специальной кассетой, куда была вставлена уже 35-миллиметровая пленка. Однако первая Leica была чрезвычайно дорогая, в отличие от своего предшественника Kodak Brownie, стоившего всего 1 доллар».
Одновременно с «лейкой» — при самых необыкновенных обстоятельствах — появилась камера, ставшая легендой. «В колонии для беспризорников, которой руководил Антон Макаренко, был создан фотоаппарат — копия немецкой „лейки”. Внешне два аппарата было не отличить, однако о взаимозаменяемости и схожести их деталей не могло быть и речи. „Наш” фотоаппарат назвали „ФЭД” (сокр. от Феликс Эдмундович Дзержинский). Оба эти фотоаппарата были удивительно маленькими. Поразительно, но их размер полностью совпадает с размером современного айфона».
Вскоре именно с этими фотоаппаратами в руках на огневые рубежи вышли фронтовые репортеры Второй мировой войны. «На „лейку” великий фотограф Евгений Халдей сделал два самых знаменитых снимка периода Великой Отечественной войны: начало Второй мировой войны и ее окончание — взятие Рейхстага. Оба этих изображения были „среднеплановыми”— в этом состояла особенность „лейки”. Для нее выпускалось всего шесть объективов, и только два из них были телеобъективами, то есть приближающими объект съемки. Поэтому чаще всего снимали средний план в упор».
Еще одна особенность состояла в том, что фотографы могли только представлять, что у них получится, а сам кадр не видели. Фронтовые корреспонденты говорили, что приходилось надеяться только на собственное мастерство, опыт и в какой-то степени даже на удачу.
Новый этап наступил, когда в конце 50-х годов 20 века появилась камера Nikon F. Ее изобретение произвело настоящую революцию в фотографии. В этой камере впервые появился зеркальный видоискатель, а самое главное — у нее было огромное количество объективов, в том числе телеобъективов. Теперь фотограф мог видеть, что получится в кадре. «Камера была „неубиваемая”, так как в ней использовался титановый затвор, в то время как у „лейки” были матерчатые створки, которые замерзали при -12, и снимать было уже невозможно. Фотографы того времени окрестили аппарат „шайбой”, ведь он был таким же прочным и надежным».
Следующая модель Nikon F3 сделала фотографию еще более доступной. Кстати, звук затвора именно этого фотоаппарата мы привыкли слышать в камерах своих телефонов. В этом фотоаппарате впервые появился и автоматический режим — пока только по выдержке.
Все это привело к тому, что количество людей, увлеченных фотографией, становилось все больше, сильно поменялся и образ фоторепортера. «Фотограф с „лейкой” ходил и с улыбкой, параллельно беседуя с человеком, тихо делал кадр и уходил. Тот, кого фотографировали, даже не успевал понять, что произошло. Фотограф с фотоаппаратом Nikon F уже мог даже не подходить к человеку, а снять его из-за угла, и человек даже не подозревал, что был запечатлен. Ну, а с аппаратом Nikon F3 у репортера было вообще огромное количество возможностей. Он открывал дверь ногой, залетал в кабинет, делал множество снимков и тут же убегал», — рассказывает Сергей Владимирович.
А вскоре на рынке производителей фотоаппаратов появилась сейчас уже не существующая фирма Minoltа, сделавшая то, что до нее не смог никто. «Компания создала первую в мире доступную по цене полностью автоматическую камеру. Она же была торжеством электроники — камера работала только на батарейках».
С тех пор между компаниями началась борьба за внимание фотографа. Nikon уверенно занимал лидирующие позиции, пока в 1989 году не появился Canon EOS-1, который отличался быстрым автофокусом. «Эта камера стала стандартом на долгие годы и завершила процесс деления на любителей и профессионалов. В ней уже не нужно было делать ничего — только вставить пленку».
Все более усовершенствованные, удобные и революционные модели появлялись не только на западе. Советский Союз тоже вошел в историю фотографии. «Правда, отличились мы не инновационными моделями и способами производства, а количеством производимой продукции. В Советском Союзе выпускали самые массовые зеркальные камеры мира — Зенит-Е и Смена-8М. По соотношению цена-качество им не было равных на мировом рынке».
А что же дальше — спросите вы. А дальше началось безостановочное движение к цифровому изображению. Сейчас мы уже не проявляем пленку в домашних лабораториях, не считаем количество отснятых кадров, хотя иногда и стоило бы. Фотоаппарат прочно вошел в нашу жизнь, теперь он — неотъемлемая ее часть.
Но неужели с каждым новым шагом к все более и более качественному цифровому изображению, мы забыли о пленке? Вы удивитесь, но нет. Многие люди, увлекающиеся фотографией, очень ценят пленочную фотографию. Но за что же? Конечно же, за атмосферу. Пленочная фотография таит в себе какую-то тайну. Эти снимки уносят нас в мир прошлого столетия, в то же время показывая, что все достижимо. Ведь сейчас, взяв в руки такую камеру, сложно поверить, что ей пользовались всего лишь двадцать лет назад.
Лично для меня пленочная фотография является чем-то волшебным, и некоторые из своих снимков я делаю при помощи фотоаппаратов Смена-8М и Зенит-122. Сам процесс просто завораживает. То самое чувство, когда ты не можешь сразу увидеть результат, а кадр уже сделан, это волнение и мысли: «только бы не засветить» или «хотя бы один из тридцати шести получился», а в конце, когда ты видишь снимки, пусть и не все удачные, они кажутся тебе самыми дорогими, ведь в них вложено столько сил, а самое главное — твоя душа.
Дарья Беленкова, 10 кл., #3047, школа № 1329, Москва / фото: Дарья Беленкова, Рамиль Аляутдинов
Фоторепортаж (6 шт.) Для просмотра кликните на картинку
К арбитральному полету готовы! Прошел инструктаж детского жюри «Медиатона»
Внимательные, сосредоточенные лица людей, собравшихся на зум-инструктаж, деловая, рабочая атмосфера. От привычных нам офисных совещаний сегодняшнее отличается только одним: всем присутствующим, кроме спикера, 12–15 лет
А что, бывает детское жюри?
Еще как бывает. И не только у нас. Есть немало проектов, серьезно учитывающих мнение аудитории, для которой они делаются. Например, во всероссийском книжном конкурсе авторов книг для детей и подростков «Книгуру» за детским жюри остается последнее слово. Потому что ребята — представители главного читателя книг, поданных на премию. Но там система устроена немного иначе. Сначала взрослое жюри отбирает умные, талантливые, профессионально написанные книги взрослых же писателей, а потом детское жюри называет лучшее, по их мнению, из хорошего.
Арбитры детского жюри не всегда согласны друг с другом в своих оценках
Участники «Медиатона» — начинающие фото- и видеооператоры, монтажеры, журналисты. Поэтому оценивать их работы нужно особенно внимательно и ответственно. Критиковать, но конструктивно. Поощрять, но не захваливать. И взрослому-то жюри непросто приходится. Да, на «Медиатоне» два жюри — взрослое, профессиональное и детско-юношеское. Взрослому жюри проще обозначить критерии, по которым будет оценено мастерство авторов ролика. Зато ребята из детского жюри лучше понимают своих товарищей и могут, например, обнаружить интересную, но недостаточно хорошо воплощенную задумку. И, конечно, юные арбитры голосуют за всех, кроме себя и своих. Только за коллег с других площадок.
Легко ли быть арбитром? Самое сложное — отсмотреть все ролики тура. Их слишком много. Затем нужно примериться к критериям, понять задание. Обратить внимание на детали, не упуская главного. Поскольку «Медиатон» — конкурс не только мастерства, но и творчества, арбитры детского жюри чисто теоретически могут поставить высокую оценку ролику, не полностью совпадающему с требованиями. Но тогда они должны аргументировать свой выбор — почему это хорошо, несмотря на ошибки и нарушения. Все это очень непросто. Поэтому с 2020 года у детского жюри появился куратор, старший коллега, готовый объяснить и посоветовать, на какие недочеты работ можно закрывать глаза, а какие все-таки непростительны. А еще куратор при необходимости поможет юным арбитрам заполнить документы, необходимые для судейства.
В начале инструктажа Светлана Лаврентьева предложила ребятам внимательно изучить руководство по подготовке к туру, в котором подробно описаны требования к выполнению задания и спецзадания, к написанию эссе, оформлению титров и так далее. Соответствие этим требованиям и будет основным критерием оценки.
Творчество бесценно, однако баллы выставить нужно
Делимся некоторыми «арбитральными» лайфхаками Светланы Витальевны, чтобы понимать, как будут оцениваться ролики:
При работе с анализатором (табло соревнований) пользоваться инструментом по сортировке участников в зависимости от задачи, которую сейчас решаешь.
Начать оценивание работы с внимательного чтения эссе, а уже потом смотреть сам ролик. Тогда проще оценить, насколько хорошо воплощена заложенная автором идея и точно ли название отражает тему работы.
По ходу просмотра делать заметки, чтобы не забыть свои аргументы.
Участники всегда ждут обратную связь — не жалеть слов, писать комментарии.
А как стать арбитром «Медиатона»?
Арбитрами детского жюри могут стать победители прошлых «Медиатона», а также заслуженные, активные и достаточно профессиональные участники других проектов «НАШпресса».
Способ один: снимать лучше, больше и талантливее, чем вы можете. Каждый день «перепрыгивать» через себя. И тогда в один прекрасный день организаторы «Медиатона» напишут вам: «Здравствуйте! Мы хотим пригласить вас в арбитры детского жюри».
Внимание! Фотографии в материале просто иллюстрируют творческий процесс видеосъемок и их оценки, а не процесс оценок и работы детского жюри.
Коротко о проекте Медиатон — это профориентационные и практико-ориентированные соревнования школьников по созданию мультимедиа продуктов с последующей сертификацией участников (детей и взрослых). Соревнования проходят раз в месяц на базовых площадках. Организаторы соревнований «Медиатон»: РГУ имени А.Н. Косыгина и детское агентство «НАШпресс». Технологический партнер: ГК Adobe. Стратегический партнер: ГК Softline. Информационный партнер: ГК Просвещение. Третий сезон профориентационных соревнований Медиатон проводится при поддержке Фонда президентских грантов.
Чтобы стать участником соревнований, нужно прикрепиться к одной из действующих базовых площадок и связаться с инструктором. В настоящее время площадки работают в Москве, Челябинске, Нижнем Тагиле. Железногорске-Илимском, Ростове-на-Дону, Заречном, Самаре, подмосковных Балашихе, Чехове, Апрелевке.
Ближайшие события проекта 18.11. Открытый обучающий интенсив для инструкторов и медиапедагогов: 28–29.11. Второй тур соревнований. Запись: https://lgo.ru/cab/mediaton.htm
Марина, спасибо за материал. Если бы удалось перед публикацией внимательно его прочитать, найти все ошибки и исправить их, материал читать было бы интереснее, и все внимание читателя уделялось бы содержанию, а не отвлекалось бы постоянно на ошибки.