. В числе задач сессии — не только определить победителей, но и выявить тенденции развития школьной прессы за последний год. Окончательная картина событий здесь еще не сложилась, но некоторые детали уже видны.
Многие издания заметно «подросли». Некоторые даже сумели выйти на новый качественный уровень. Видно, что их участие в предыдущем Конкурсе и дальнейшие творческие поиски дали результаты.
Особенно радует то, что эти издания не стремятся «взлететь побыстрее и повыше»: их развитие идет постепенно, шаг за шагом. Медленно, но уверенно и неуклонно, без эффектов и «ура-ура» самим себе. Проявляется это во внимании к мелочам и деталям, в работе над ошибками, — такие издания «набирают вес» понемногу, буквально по чуть-чуть, но от выпуска к выпуску чувствуются изменения.
А падения, к сожалению, тоже имеют место. Некоторые лидеры прошлых лет заметно сдали свои позиции. И дело не в том, что они расслабились и почили на лаврах (хотя, возможно, без этого тоже не обошлось). По мнению экспертов, чаще всего проблема здесь заключается в смене поколений в редакциях. Сильные сотрудники-старшеклассники ушли из школы, а новобранцы еще мало что умеют.
По-прежнему слабым местом школьной прессы остается то, что обычно называют концепцией издания. Видимо, не так уж легко ответить на простой вопрос, в чем миссия школьной газеты, журнала, кому и для чего они нужны. А без этого интересное долговременное влиятельное издание не получается.
Еще одна слабинка — «обезличенность» автора. Не в смысле, что под статьей не стоит подпись — просто в материалах подчас не чувствуется ни авторской воли, ни интереса к тому, о чем или о ком пишут. И выпуск собирается из одинаковых по стилю заметок-информаций или отчетов о том, что и так все в школе знают. Хотя гораздо интереснее было бы прочитать о впечатлениях автора, его комментарии, анализ, мнение, предложения.
От того же происходит и другое распространенное явление — «боязнь героя». Почему-то проще скомпилировать статью из Интернета о «звезде» молодежной тусовки или что-нибудь «фанатское» о кумире из модной группы, чем заметить интересного человека рядом — соседа по парте, который делает потрясающие макеты старинных крепостей, или учителя, о котором оказывается, никто не знал, что он автор учебника, выигравшего конкурс, но не изданного, потому что… и рассказать почему. Не знаменитое ли это пушкинское «мы ленивы и не любопытны»?
Распространенное явление — «боязнь героя». Это может проявляться по-разному: иногда — в слабом интересе к «близкому» собеседнику, или односторонности портретов. Или, опять-таки, — в поисках героя «на стороне», уходе от школьной тематики в «гламурно-сладкие» темы.
Из положительных моментов хотелось бы отметить возросшую педагогичность изданий: многим удается говорить со своим читателем на темы «что такое хорошо и что такое плохо» без назидательности и поучения, но в то же время с дружеской настойчивостью, и главное, — интересно.
Конкурсные эссе показали еще одну интересную тенденцию: школьные редакции стремятся к объединению и сотрудничеству. Они взаимодействуют дистанционно и «на местах», устраивают журналистские семинары и активно обмениваются опытом. Выявляются коллективы, которые объединяют вокруг себя городские или районные СМИ, становятся опорными центрами, головными площадками.
И факт, который вызвал неподдельную радость всех сотрудников оргкомитета и Портала: большинство издателей стали строже следить за соблюдением правил типографики — расставляют правильные тире и кавычки. Мелочь — а приятно!
Продолжение — следует. Следите за новостями.
Окончание экспертной сессии — в ближайший четверг. |