Казалось, совсем недавно отмечали 10-летие конкурса. И вот уже 15. Опять юбилей. Соответственно масштабу события должно быть и содержание. Открывая пятнадцатый сезон, оргкомитет конкурса приглашает к участию всех друзей и старых, и новых, и еще не знакомых с нами на юбилейные торжества, на сезон-праздник
В программе юбилейного конкурса и «классика» и «авангард» известные проекты и новые. Главная особенность: конкурс в этом году будет проводиться не как раньше («нечетный» сезон печатный, «четный» сетевой), а в двух полноценных форматах.
Классика Печатная гильдия Это старый добрый конкурс изданий. Редакции присылают свои газеты, журналы, альманахи; жюри их рассматривает и оценивает, победители получают места, дипломы и призы в номинациях одной из четырех лиг: Лиге победителей, Альфе, Бете и Лиге начинающих. Советуем внимательно изучить Положение о конкурсе. В нем есть изменения, которые касаются лигования и условий участия. Например, количество выпусков в присылаемой подшивке: в этом сезоне подшивка газет должна состоять из 5 выпусков (вместо семи в прошлом), журналов 3-х, альманахов 2-х выпусков.
Лига ветеранов Специально для заслуженных участников особая лига, которая так и называется: Лига ветеранов (Старая гвардия). Лауреаты и победители здесь награждаются в номинациях, соответствующих заслугам перед конкурсом и школиздатом: «Золотой фонд» (редакциям, подшивки которых стали украшением библиотеки конкурса), «Просветитель» (за выдающийся вклад в развитие Школиздата в своем регионе), «Бренд» (за уникальность стиля и издательской биографии), «Гвардия» (за многолетнюю верность конкурсу).
Мастер-классы по сети 15 октября начинает работу мастер-класс по сети «Жанровый марафон», предназначенный для тех, кто хочет совершенствоваться в своих журналистских навыках старшеклассников и их наставников. Полным ходом идет запись в поток № 43. Ритм работы 43-го потока раз в две недели, синхронно с марафоном школьных СМИ. После 15 октября запись закрывается.
Проект-конструктор ПК это волотерский турнир, основное назначение которого совместная подготовка конкурсных мероприятий в условиях территориальной отдаленности. В юбилейном сезоне упор делается на флагманскую роль команд. Командам, обладающим достаточным ресурсом, предлагается войти в состав конкурсного оргкомитета и взять на себя одно из направлений конкурса, вплоть до организации детского жюри. Три ветви флагманских вакансий: 1) марафон школьных СМИ, где взять под крыло: НАШпресс, проект-эстафеты, видеомотиваторы, ЭкоСМИ, дежурную бригаду или любое другое направление. 2) дела текущего сезона: тут требуются юнкоры-сталкеры, готовые помочь новичкам в освоении портала. Подробнее об этом в новости Насти Семыкиной Сезон, откройся! 3) финальные мероприятия конкурса: Бал, Выставки, Экскурсии и мн. др.
Выбор вакансий открыт в разделе Проект-конструктор. Актуальные вакансии отмечены красным кружочком. Турнир стартует 1 ноября.
Авангард Марафон школьных СМИ Медиагильдия (бывшая медиалига) в этом сезоне проводится в форме интерактивного марафона: новости, фото и видеорепортажи, арт-проекты, эстафеты. Два бренда: «Школа новых технологий» со своим конкурсом «ИТ-репортер» и Новостное агентство школьной прессы «НАШпресс» с турниром школьных колумнистов объединились, чтобы придать своим конкурсам иное звучание и открыть в их работе новые возможности. Топовые направления в этом году: жанровые новости, журналистские рейды и исследования, видеожурналистика в разных формах, фоторепортажи, арт-проекты, медиаэстафеты. Все жанры хороши, кроме скучного, выбирай на вкус.
Обращаем внимание: акцент делается не на разовую акцию ради конкурсного балла, а на повседневную работу по освещению жизни школы, района, города. Иными словами, мы не хотим отвлекать ребят от работы в своих школьных СМИ, мы хотим, чтобы работа через конкурс сразу выходила на общероссийского читателя. Именно поэтому главной площадкой марафона выбран «НАШпресс». Участники могут взять столько проектов и направлений, столько тем и жанров, сколько захотят. Главных условий два: 1) ритм марафона «минимум одна творческая активность в две недели» и 2) «соблюдай ТЗ». Технические требования закон. При этом работать можно и в составе команды, и в личном зачете. В обоих вариантах участники регистрируются и выбирают направления и темы, и раз в две недели на портале должен появляться интересный свежий материал новость, фоторепортаж или видео. В тематическом «меню» предусмотрены «горячие темы»; за них начисляются дополнительные баллы.
Несколько слов о направлениях марафона, в которых могут участвовать и старшие, и младшие редакции.
Проект-эстафеты Каждый год на портале разворачиваются новые проекты. В нынешнем сезоне это видеоролики мгновенных состояний, снятые по эстафетному принципу. Приуроченные к юбилейному сезону, они запланированы к показу в Москве на финальных мероприятиях, их уже ждут на образовательных теле и интернет-каналах. Отсюда строгие, но не страшные технические требования.
Видеомотиваторы Младшие редакции, обратите внимание на этот конкурс! Сейчас во многих школах установлены интерактивные панели. Цель конкурса видеомотиваторов создать банк сюжетов для показа на переменах. В конкурсную программу введены ролики, побуждающие к изучению наук, искусств или другим полезным делам. Несмотря на малость формы (до 1 минуты экранного времени), видеомотиваторы весьма сложный для создателей жанр. Здесь главное творческая удача.
Фокус-рейды и исследования Поле деятельности для мобильных и творческих редакций. Аналитическая журналистика во всех формах и жанрах. Раз в месяц расследование или эксперимент, опрос, интервью, «секретные материалы».
Дежурная бригада Особая опция в направлении «Фокус-рейды и исследования». На портале открывается понедельная график-сетка, команды-участники выбирают себе «дежурную неделю» одну в году. Именно в эту неделю бригада должна быть готова к фокус-рейдам, к освещению горячих событий и мероприятий. Своего рода МЧС. Если же «вызовов» не будет, то команда сама находит в своем городе значимые события и освещает их со всей пристальностью и пристрастием.
Это вкратце, но далеко не все. Еще есть ЭкоСМИ (экологическая журналистика и добрые дела), Словогрыз (иллюстрированный словарь журналистских терминов), Живой эфир (телевизионные передачи, героями и авторами которого может стать каждый) и другое-разное. Направления участия каждая команда выбирает себе по интересу один, несколько или все.
Подробнее о направлениях марафона школьных СМИ читайте в разделе «Марафон»
Портал по-прежнему наше главное и незаменимое средство связи, он постоянно в движении. Настоятельно рекомендуем всем нашим участникам, друзьям и сочувствующим регулярно и почаще посещать его страницы и внимательно следить за изменениями и сообщениями. И не забывать ставить лайки!
Завтра на портале будет опубликовано информационное письмо о конкурсе, в котором подробно будут изложены особенности сезона.
Итак, юбилейный 15-й сезон позвольте считать открытым, и милости просим на конкурс. Участвуйте, побеждайте и будьте счастливы.
В д. 1, явл. 5 Кабаниха в разговоре с сыном проявляет своё негативное отношение к Катерине, даже ревнует сына к Катерине, которая недоумевает, на каком основании её свекровь пренебрежительно отзывается о ней. Здесь развязывается конфликт:
Кабанова. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли,
как ты мужа любишь?
Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь.
<…>
Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Экая важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!
В д.2, явл. 7 Кабанова упрекает Катерину в нелюбви к мужу, здесь она начинает давить на Катерину подозрениями, упрёками, разворачивается основная тема конфликта:
Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то не великая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах-то только.
Кульминация
Самый высший момент напряжения в конфликте происходит когда Кабаниха догадывается об измене Катерины, вслух подозревает её, тем самым оказывая давление на её чувства, а также момент, когда Кабаниха узнаёт об измене(но тогда конфликт, скорее, идёт к развязке).
Д.4, явл. 4:
Кабанова (входя). То-то вот, надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было.
Кабанов. Да какие ж, маменька, у нее грехи такие могут быть особенные? Все такие же, как и у всех у нас, а это так уж она от природы боится.
Кабанова. А ты почем знаешь? Чужая душа потемки.
Кабанов (шутя). Уж разве без меня что-нибудь, а при мне, кажись, ничего не было.
Кабанова. Может быть, и без тебя.
В д.4, явл.6, когда Катерина сознаётся в своём грехе тоже очень напряжённый момент, даже раздаётся удар грома в унисон с происходящим:
Кабанова (строго). Ну, ну, говори, коли уж начала.
<…>
(Кабанов хочет обнять ее.)
Кабанова. Брось ее! С кем?
<…>
Кабанова. Молчи ты! Вот оно что! Ну, с кем же?
Катерина. С Борисом Григорьевичем.
(Удар грома.)
Ах! (Падает без чувств на руки мужа.)
Кабанова. Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!
Развязка
Окончательное отношение Кабановой к свой снохе раскрывается, когда Катерина уже мертва. Даже после её смерти Кабаниха открыто демонстрирует своё отвращение к Катерине, безжалостность, презрение и укор.
Д.5, явл. 6:
Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало нам она страму-то наделала, еще что затеяла!
Кабанов. Пустите!
Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь.
Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!
Кабанова. Вытащут: взглянешь.
Д.5, явл. 7:
Кабанов. (бросается к Катерине). Катя! Катя!
Кабанова. Полно! Об ней и плакать-то грех!
2. Варвара-Катерина
Завязка:
Противоречие во взглядах Екатерины и Варвары впервые встрчаются в уже в д.1, явл. 7, когда Катерина боится, не хочет видеться с Борисом, она видит в этом большой грех, ей не позволяет совесть допустить мысль о встрече с ним, Варвара же считает, что в этом нет ничего страшного и что Катерина должна с ним увидеться, считает, что её влюблённость вполне приемлема. Хотя это частично связано с тем, что Варвара, в отличие от Катерины, не замужем, тем не менее, говорит о её нравах и характере.
Д.1, явл.7:
Катерина. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другова люблю?
Варвара. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.
Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!
Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.
Катерина. Нет, нет, не надо! Что ты! Что ты! Сохрани господи!
Варвара. Чего ты так испугалась?
Катерина. Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.
Варвара. А вот погоди, там увидим.
Катерина. Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хочу!
Д.2, явл. 2:
Варвара. Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было.
Катерина. Не хочу я так. Да и что хорошего! Уж я лучше буду терпеть, пока терпится.
Кульминация:
Наиболее напряжённое точка в конфликте наступает, когда Варвара оставялет Катерине ключ. Здесь конфликт между Варварой и Катериной переходит в личный конфликт Катерины с самой собой. Варвара «провоцирует» свою подругу встретиться с Борисом, хотя знает, что она этого не хочет, но удержаться от соблазна не сможет.
Д. 2, явл.9:
Варвара (покрывает голову платком перед зеркалом). Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду, маменька позволила. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.
Катерина (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо!
Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.
Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты? Что ты! Что ты!
Развязка:
Конфликт «развязывается», когда Варвара видит в конце пьесы мучения Катерины, она ей сочувствует и поддерживает её, следит, чтобы та не раскрыла свой секрет. Вероятно, её мучает совесть за то, что она способствовала встрече Катерины и Бориса. Здесь мы уже видим только почти безумную Катерину и Варвару, которая пытается ей помочь.
Д.4, явл.4:
Катерина (вбегая). Ах! Варвара! (Хватает ее за руку и держит крепко.)
Варвара. Полно, что ты!
Катерина. Смерть моя!
Варвара. Да ты одумайся! Соберись с мыслями!
<…>
Кабанов (шутя). Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься: нет, шалишь! Все знаю!
Катерина (смотрит в глаза Кабанову). Голубчик мой!
Варвара. Ну что ты пристаешь! Разве не видишь, что ей без тебя тяжело.
Д.4, явл.5:
Катерина. Ах! Умираю!
Варвара. Что ты мучаешься-то, в самом деле! Стань к сторонке да помолись: легче будет.
Итак, Варвара хорошо относится к Катерине, жалеет её, старается «прикрыть», но она не может понять её чувства, потому что Катерина более чистая, совестливая, чем Варвара.
3. Кабаниха — Тихон
Завязка:
Основной конфликт Кабановых заключается в том, что мать стремиться взять полную влась над сыном, который, в свою очередь, выполняет все её приказы, даже женился он по просьбе матери(Кабанов. То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого»!). Тихона не всегда устраивает такое положение дел, но, тем не менее, он всегда подчиняется свой матери, что порой выглядит глупо и смешно. Такие отношения героев демонстрирует нам автор на протяжении всей пьесы, в каждом явлении с этими персонажами.
Завязку, первое проявление властной матери и безвольного сына, мы встречаем в д.1, явл. 5:
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
<…>
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
<…>
Кабанов. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!
И ещё огромное количество примеров.
Из-за этого конфликта под горячую руку попадает и Катерина, Кабаниха пытается научить своего сына подчинять себе жену(вероятно, также, как она подчиняет себе сына).
Кульминация+развязка:
Можно сказать, что в конфликте Кабановых был «открытый финал», т. к. самый напряжённый момент в их отношениях произошёл, когда умерла Катерина. Тихон переживал за жену, захотел увидеть её, потом подбежать к телу, но мать была, конечно, не довольна этим, запрещала ему.
Д.5, явл. 6
(Кабанова удерживает его за руку.)
Маменька, пустите, смерть моя! я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!
Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало нам она страму-то наделала, еще что затеяла!
Кабанов. Пустите!
Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь.
Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!
Кабанова. Вытащут: взглянешь.
Сначала он как обычно подчинялся воле свой матери, но в самом конце явления Тихон наконец-то идёт против неё, он бросается к телу Катерины, обвиняет мать в её смерти. Но, к сожалению, уже слишком поздно. Может быть, его жена не полюбила бы другого, если бы в их доме муж был хозяином(хотя бы себе).
Д.5, явл. 6:
Кабанов (бросается к Катерине). Катя! Катя!
Кабанова. Полно! Об ней и плакать-то грех!
Кабанов. Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…
Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!
Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!
<…>
Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!(Падает на труп жены.)
Тем самым заканчивается пьеса и конфликт между Кабановой и Тихоном.
P.S. Также я нашла в пьесе такие литературные «пары»:
Кулигин — Дикой
Дикой — Кудряш
Катерина — Тихон
Катерина — Барыня
Катерина — Катерина
Как я расплетала «паутину»
Двадцать четвёртого сентября урок литературы был посвящён заданию мастера, мы распределились по рядам(каждый ряд выполнял одно из трёх заданий), я сидела на втором и должна была разобраться в конфликтах пьесы. Было очень интересно послушать мнение ребят, каждый заметил что-то, что не заметили все остальные: какую-то интересную ремарку, реплику. Эту же тему мы разбирали ещё и на следующий день и достаточно тщательно смогли ответить на каждый пункт задания. Но основную работу я выполняла самостоятельно дома, перед первым занятием.
Я впервые выполняла такое большое аналитическое задание. Каждый конфликт я разбирала в определённой последовательности: сначала вспоминала, как развивались отношения между персонажами в пьесе, чем они завершились; потом искала суть противоречия между ними; далее выделяла, где находится завязка, кульминация и развязка, а в конце находила в тексте и подчёркивала цитаты, записывая в свою тетрадь номер действия и явления, чтобы не потерять свои доказательства. Возможно, кому-то это показалось бы трудным, но я очень люблю «Грозу» и читала её несколько раз, поэтому интерес к теме помогал преодолевать мне технические трудности задания.
Мне показалось удивительным то, как автор плетёт «паутину» конфликтов в своём произведении. Я рассматривала только самые очевидные «пары», предложенные мастером, но, если углубиться, можно заметить, что нет ни одного персонажа, интересы которого не противоречили какому-либо герою. Что поразительно, так это то, что мы не обращаем внимания на это, когда читаем, но подсознательно это даёт нам лучше понять замысел автора и прочувствовать пьесу. И я заметила это, когда стала разбирать произведение А.Н. Островского изнутри, с точки зрения профессионального писателя.
Это задание помогло мне научиться ориентироваться в литературном конфликте в целом, я окончательно поняла, что это такое. Также я ещё лучше запомнила пьесу, нашла для себя новый смысл и подтекст, которых не видела раньше. И, как любая «паутина», эта задача казалось мне сначала очень запутанной, трудной, но, приложив определённые усилия, я всё же смогла с ней справиться — смогла расплести «паутину».
Бог в помощь! Родилась я девятого июня тысяча девятьсот девяносто девятого года, ни днем раньше, ни днем позже. Живу в Сибири, много всяких легенд ходит про нее, говорят: » Страшна Сибирь слухом, а люди лучше нашего живут». Семья у нас не большая, но дружная, все друг друга уважают, да любят. Есть у меня и мама, и бабка, и дед, и две сестры, да собака. А про меня же говорят: «В семье не без урода». Мужчин у нас в семье не много, только дед, да он над этим подшутить любит, говорит: « Больше баб в семье, больше греха». Люблю я семью свою, когда вся семья вместе, так и душа на месте. У меня же есть мечта, хочу я заниматься живописью на телах человечьих, а бабка против, говорит, мол, инженером будь, они сейчас в моде, да я не хочу, не по мне это, а она опять за свое, обзывать начинает скверными словами, говорит, мол: «Большая Федора — да дура». Много у меня всяких замыслов, но я понимаю, что близок локоть, да не укусишь. Иными словами про меня можно сказать: « Волос длинный, да ум короткий», но я считаю, что каждому овощу свое время.
Своеобразно. Не знаю, как к тебе обращаться пожалуйста, оформи досье (имя. фамилия, портрет).
Ошибки авторов ролика: Расплывчатость
общего восприятия, перегруженность серо-охровыми тонами и спецэффектами, доминирование
текстов над изображением, обилие цитат и выписок из биографии
Островского, особый оттенок времени так и не показан, сильная
затянутость, однообразие (черный
шрифт, коричневый размытый фон, неясные блеклые фотографии), музыкальный
гротеск (не трейлер же это к голливудскому блокбастеру, а если
даже трейлер — тогда надо динамичнее, живее!) — несостыковка музыки и изображения,
окончательная потеря (или же вообще отсутствие?) главной мысли, несоответствие
черно-белого слайда с надписью «конец» со вcем остальным содержанием, «вернутся в его век» —
идея, конечно, интересная, но не правильная. Чтобы понять возвращаться не надо. Классика
— она на то и классика, чтобы жить веками, все идеи
Островского актуальны и поныне и будут актуальны и через сто лет.
И как можно выставлять человека, который стремился всю жизнь к просветлению
душевному, к свету, к звону солнечному в темно — однообразных
туманных оттенках?!
Плюсы и интересные
идеи создателей ролика: «Родился один человек» — иллюстрация зарождения жизни, в звуковом
сопровождении каждая смена слайда — словно удар сердечной мышцы (вот оно, началась
жизнь!), старый кинопроектор перед зажженными свечами (символ жизни), в хронографе
пульсация, как будто намечающийся взрыв сверхновой, затем — (японские?) восточные
мотивы, свирель.
Мой сценарий отличается от предложенного, тем, что кроме
фотографий и картин здесь должна присутствовать (и должна доминировать)
и живая съемка; приблизительные фото сюжетов — ниже (фото автора)
Встреча (название
ролика)
Сценарий
Сцена 1. от сценариста: Камера
берет крупным планом комнату, меблированную согласно этикету девятнадцатого
столетия, звенящая штора на окне, водопад белых солнечных лучей, панорама
Волги за окном. На столе лежат листки бумаги, несколько чернильных
пятен, надчертанные «Островский». Начинающиеся негромкие первые такты музыки («Вальс
— Маскарад», А. Хачатуряна). И кадр уводит зрителя дальше, по сверкающему
полотнищу Волги, мелодия разрастается, грохочет, где-то вдалеке, отражаясь от небес
и солнечного света, проносится колокольный звон. Дрожащие ноты, потом — небо
с бегущими по нему облаками.
Между
первой и второй сценой камера настраивается на голубое небо, потом опускается
и начинается 2 сцена.
Сцена 2. Улица современного
города, погасшие неоновые вывески и паутина проводов, Звуковое
сопровождение создается городским шумом (клаксоны, сигналы, нестройный разговор).
Дверь старого маленького книжного магазинчика, антикварные товары и книжные
полки, главная героиня (школьница, которая пришла в этот магазин за книгами)
вначале со спины, потом в профиль, ищет какую-то книгу среди
множества прочих. Потом спрашивает продавца: «У вас есть произведения Островского?», «Конечно! Сейчас я вам покажу…«,
продавец извлекает с полки несколько книг кладет их на стол, приглашает
девушку садиться. Девушка берет первую книгу, заточенный карандаш и открывает
ее. Она читает беззвучно, но мы слышим ее голос за кадром:
«Отчего люди не летают… Знаешь, мне иногда
кажется, что я — птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет
лететь. Вот бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Сцена 3. Музыка с национальным
характером — балалайка или домра, в кадре — кипящая летняя зелень, калитка
старой ограды, снова — панорама реки, в отражении облаков, — деревня, город,
особняки, сад, пароходы на реке; девушка продолжает чтение, «светлый столб вниз идет, да в этом
столбе ходит дым, точно облака», долгая съемка фиксированной камерой — в небе
наступает вечер, закат, потом камера опускается, девятнадцатый век, свет, бал. Люди
в старинных костюмах, как будто театральная постановка, они что-то
говорят, но слов не слышно — голос читающей девушки, на него
наслаивается многогранная мелодия «осеннего вальса» Ф. Шопена, блеск
свечей и хрусталя, «Всякий должен
бояться, не что убьют тебя, а что смерть застанет тебя
таковым, каким ты сейчас есть, со всеми твоими грехами, да со всеми
помыслами лукавыми». Хрустальная люстра, под кульминационные такты «вальса»,
перед нами — безмолвная драма.
Сцена 4. Иллюзия рассыпается, девушка
захлопывает книгу, благодарит продавца и, расплатившись с ним, выходит на улицу.
К городскому шуму отголосками далекой грозы — первые такты моцартовской
Лакримозы. В воображении девушки (с яркой светотенью то всплывают,
то растворяются) костюмированные немые сцены грозы, Лакримоза неумолимо
ведет к трагическому финалу.
Сцена 5. Современный городской
сквер, лето, на скамейке девушка слушает играющих музыкантов, ей чудится
(Лариса Дмитриевна с гитарой, поющая свой трогательный роман: «Не искушай меня без нужды») сцена
из мира Островского, липа и солнечный свет.
Сцена 6. Над мостом ей чудится
старинный пароход (ветер уносит по течению обрывки заливистых цыганских
напевов), какое-то время в кадре надпись «Ласточка», затем — снова
современный мост.
Сцена 7. На улице — крупным
планом падающие солнечные брызги — главная героиня садится у фонтана, и мы видим
«с подружками по алую малину, по черную
смородину ходить, аукаться; а зорькою вечерней, круги водить под песни»
главную героиню в образе Снегурочки, на этот раз музыка: «Апрель.
Подснежник» Чайковский.
Сцена 8. Девушка возвращается
в тот книжный магазин, снова раскрывает книгу и погружается в чтение,
«Луч света в царстве темном», а в кадре
вперед уносится панорама Волги, «Бал-маскарад» и затихающий колокольный
звон.
Нина Викторовна разделила темы между классами по принципу номер темы-номер ряда. Я сидела на первом и номер темы мне достался соответсвующий. У нас не получилось как такового литературного урока. Активные ребята просто отвечали с места.
Для начала давайте разберёмся что же такое экспозиция.
Экспозиция-это ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта, экпозиция перерастает в завязку.
А что же такое конфликт?
Конфликт-это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мировоззрении.
В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьессе.
Но жанр произведения скорее -социально-бытовая драма,чем просто драма или же трагедия.
Драмма-это произведение, в котором общетсвенный и личные стремления людей, а иногда и сама их жизь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящиз от них внешних сил.
Образ Катерины-есть отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий «тёмного царства» в олицетворении Кабанихи.
Конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое нехочет уступать новому.
Но на самом деле проблема ещё глубже.
Екатерина борется сама с собой,а не с Кабанихой,конфликт разгорается не вокруг, а в ней,поэтому пьесу можно определить как трагедию.
Трагедия-это произведение, в котором присутствуют неразрешимый конфликт между личными стремлениями героев и законами жизни.
Гроза-это главнейший символ протеста, вызов старым порядкам.
Начало конфликта в пьессе Кабанихи и Екатерины.
Действие 5.
Катерина: Для меня маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Катерина: ты про меня маменька, напрасно так говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю.
Из этих слов можно понять, что девушка не согласна с мнением Кабанихи. Мысли Катерины стали словами и положили начало первому конфликту в пьессе.
Действие 7. Внутренний конфликт.
Мы можем прочесть большой монолог Катерины про житиё своё,про рассказ своей жизни.
Катерина: Нет,я знаю, что умру. Ох,девушка, что-то со мной недоброе делается!…Что-то во мне такое необыкновенное.
Катерина: Здорова…Лучше бы я была больна, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то.
Конфликт «Стык времён». Кулигин: Поначитался-таки Ломоносова, Державина…Мудрец был Ломоносов, испытатель природы…А ведь тоже из нашего, из простого …
В комплект, плиз! Обратите внимание, для этого есть новый инструмент он размещен на боковине страницы, во вкладке Портфолио. И теперь не нужно загружать картинки по одной, потому что есть многофайловая закачка (иконка «Три картинки»)
Добрый день!!!
К сожалению, не мог принять участиек в оргсобрании и зарегистрировать команду на участие в крнкурсею
Сейчас программа зарегистрировала нас. Не поздно ли? С кем мне связаться по поводу Форума московских школьных СМИ (если будем допущены).
Ни один указанный телефон не работает (может, рано звоню надо во второй половине дня?)
Добрый день, Валерий! Если вы зарегистрировались сегодня, то не поздно, т. к. оформление заявки комнады на конкурс открыто до 15.10.2015. Мы не ограничиваем участие пресс-центров, поэтому в любом случае мы вас допустим. Для того, чтобы попасть на Форум, Вам необходимо зарегистрировать вашу команду здесь: http://snt.mos.ru/sobytiya/modal/7394 . (6 человек+1 сопровождающий) Форум является стартовой площадкой конкурса, цель которого знакомство команд и знакомство с экспертами, работа над направлениями конкурса.
Ждем Вас.
С уважением Марина Костюкова (куратор марафона от ШНТ)