Действительно ли это так, я решил выяснить у тех, кто свою жизнь не мыслит без собаки, а потому спешу на площадку, где находится самая настоящая школа для собак
Знакомьтесь: Людмила Натадзе — владелец немецких овчарок.
— Людмила, расскажите, пожалуйста, о себе и Ваших питомцах.
— Для меня на первом месте — семья, работа и, конечно, собаки. У меня их две. Старшая — Кляйне Раубертал Жасмин, а для нас — просто Ника и ее дочь Кира. Каждая собака уникальна и неповторима, так же как и человек. Ника — более уравновешенная, строгая, серьезная, а Кира, несмотря на свою взрослость (летом ей будет 5 лет) по характеру осталась веселым, бесшабашным и любопытным щенком, которому все интересно, и который готов играть и носиться весь день.
— Часто дети просят родителей купить щенка….
— Ни в коем случае нельзя приобретать собаку просто из прихоти и капризов! — строго перебивает Людмила, — надо понимать, что завести собаку — это равноценно рождению ребенка в семье. Главное здесь — ответственность! Уход, правильное кормление, воспитание. Да-да! Собаку необходимо воспитывать и учить с самых младых когтей. Вы ведь учите детей правильно держать ложку, вести себя на улице, так и с питомцем. Только хорошо воспитанная собака приносит радость и хозяину, и окружающим. К сожалению, люди берут животных, не задумываясь, считая, что кормить и гулять с ними вполне достаточно. Это неверно. Собака должна знать и понимать команды, иметь четкие представления о своем месте в иерархии семьи и среди людей. Для этого необходимо работать с ними, много и под руководством специалистов, а у нас таких очень мало. Профессионал-кинолог это большая редкость. Я, например, хотя и очень много лет работаю с собаками и знаю о них многое, кинологом не являюсь. Для этого необходимы специальное образование и аттестация. Я могу лишь помочь советом или поделиться опытом.
Нам повезло. В тот день на площадке работали два профессионала — бывший сотрудник МЧС Александр и действующий сотрудник полиции, кинолог Ирина Александровна Савина, которая стала им волею судьбы. Она уже работала в полиции, когда однажды ее спросили, могла бы она стать кинологом и заниматься с собакой? Ирина очень любила животных и, не задумываясь, согласилась. Накануне 2012 года она заболела, а когда вышла с больничного ей преподнесли «подарок» — чудесного щенка немецкой овчарки по кличке Паркер.
— Теперь мы постоянно вместе, — улыбается Ирина, — и на работе, и на прогулке, и на учебе.
Сейчас Паркеру 3,5 года, и он работает вместе с хозяйкой в отделе охраны, конвоирования и задержания подозреваемых и обвиняемых. Его специализация — задержание преступников и нахождение предметов, которые преступники пытаются спрятать.
Кроме Паркера в отделе есть еще собаки. Например, лабрадор Даночка — скоро она поедет на курсы по обнаружению взрывчатки и наркотиков. В патрульно-постовой службе трудятся Мухтар и Рекс. А замечательный пес Грей, несмотря на молодой возраст, участвует в поисках пропавших людей, в том числе и детей, на его счету уже немало спасенных жизней.
— А как выбирают щенка для такой непростой работы?
— Конечно, не каждый щенок подходит. Отбор производит специалист и маленький пес проходит сложный тест и методики. Всего около 12 пунктов. Требования высокие. Важно, чтобы темперамент хозяина и собаки совпадали, чтобы у собаки была устойчивая психика.
— Что должен уметь четвероногий «сотрудник» полиции?
— Многое. Во-первых, четко, точно выполнять приказы владельца и только его. Никого другого рабочая собака слушать не должна (и действительно, я проверил: Паркер на мои провокации не поддался, лишь слегка шевельнул острым ухом). Пес должен уметь преодолевать препятствия и адекватно вести себя в любой обстановке, не должен реагировать и бояться громких и неожиданных звуков, в том числе выстрелов, уметь работать «на захват». И я очень благодарна Людмиле Натадзе, она многому научила меня и мою собаку.
В 2014 году мы были направлены в Ставрополь, где в зональном кинологическом центре в течении двух месяцев проходили обучение, сдали экзамен и получили аттестат.
Не обошлось и без забавных случаев. На тренировках Паркер подружился с другим псом. Стали неразлучны. И вот отрабатывали захват преступника. Наш герой отработал все и отправился на отдых в вольер. Пришла очередь его товарищу отправляться на тренировочное задержание. Паркер увидел, что товарищ сцепился с «преступником», и кинулся в бой, на выручку! Вот такая солидарность!
А вообще, у служебной собаки работы всегда много, не до забав.
И действительно, пока мы беседовали, на площадке, не прекращаясь, кипела работа. Александр — владелец изящного добермана — терпеливо обучал его прохождению по бревну. Щенок слегка побаивался и жался к хозяину, но, чувствуя поддержку, шел вперед. Совсем недавно этот песик со своими родными занял призовое место на выставке и получил награду.
А это — Вуки. Звезда и любимец всех на площадке. Его — чистокровного «дворянина» с намеком на родственников-волков — подобрала Елена на улице. К всеобщему восторгу он проявил такой интеллект, который не у каждой благородной псины встретишь. По приказу хозяйки пес выполнял все команды, сидел, давал лапу, бегал через все препятствия и даже артистично «стеснялся».
Все собаки по очереди прыгали через преграду, проползали длинный тоннель из автомобильных шин и и ходили по тонким и высоким бревнам. После дружно отправились работать на «захват» «преступника», которого изображала Людмила.
Нельзя не рассказать о том, что Людмила вместе с Никой и Кирой не раз принимала участие в поиске людей. Совсем недавно в городе произошло ЧП, потрясшее своей жестокостью всех кисловодчан. Преступник скрылся. И Людмила одна из первых вместе со своими собаками добровольно пришла на поиски подозреваемого. Вместе с другими волонтерами, они, не жалея себя, прочесали горы. Вскоре убийцу поймали. В практике Людмилы это не единственный подобный случай. Она не может пройти мимо, не помочь. Вот такой неравнодушный человек!
Разговорились о проблемах собаководов. Оказалось, их немало. Например, владельцы собак, особенно крупных, не могут пользоваться общественным транспортом. При полном соблюдении нормативов и правил — наличие намордника и короткого поводка, — их просто не пускают в автобусы и маршрутные такси. Не соглашаются везти и таксисты. Ирине, как сотруднику полиции, в этом помогает форма, ей отказать побаиваются, а вот гражданским совсем тяжело.
— Кроме того, — сетуют наши собеседники, — нет благоустроенных площадок для выгула и тренировок четвероногих друзей. Эта, на которой мы встретились, принадлежит кисловодскому клубу служебного собаководства под руководством Владимира Александровича Лагунова, это — городская территория, закрепленная за клубом. Есть еще одна площадка в районе Старого озера, и на этом — все. Хозяева животных вынуждены выгуливать собак где придется, отсюда и возникают конфликтные ситуации с другими горожанами.
— Нас возмущает отсутствие культуры собаководства, — с болью рассказывает Александр. — Люди не умеют и не хотят воспитывать собак, а в итоге крайними становятся именно животные, на них выплескивается негатив. Разве собака виновата в том, что ей приходится справлять нужду там, куда ее привели хозяева? Или она сама себя выпускает бегать на детской площадке, вызывая раздражение мам?
Очень важно начинать воспитание с самих владельцев собак. Приучать их к культуре и цивилизованному отношению к питомцам и окружающим. Существуют простые правила, например: ношение ошейника с поводком и обязательного намордника в общественных местах, уборка за своей собакой. Многие ли так делают? Да почти никто! Вот и возникают неприятные ситуации.
Раньше для получения разрешения на приобретение собаки необходимо было пройти двух месячный курс при ДОСААФ и сдать экзамен. Сейчас любой желающий может купить или взять собаку, а потом не знает, что с ней делать.
— Нет дурных собак, есть глупые и невоспитанные хозяева! — вздыхает Александр.
— Самое страшное, что люди не осознают ответственности за животное, — поясняет Людмила Натадзе, — люди берут забавных и милых щенков, котят, а потом, столкнувшись с проблемами и сложностями, просто выбрасывают их на улицу. Представьте, если бы вас, маленького, выставили на улицу родители — «надоел, пошел вон!» Каково бы вам было? Думаю, очень плохо. Также и собаке. Ведь для нее человек, хозяин — это все!
Собаководы окружили меня и стали делиться наболевшим. Проблем много. Особенно беспокоит ситуация с беспризорными собаками на улицах. Действительно, последнее время на улицах Кисловодска их стало очень много, и люди все больше возмущаются таким положением вещей, требуют радикальных и срочных мер.
— Но ведь не собаки виноваты! — встали на защиту четвероногих мои собеседники. — Это люди не следят за своими питомцами. Часто собаки либо гуляют сами по себе, без какого-либо надзора, либо совсем оказываются на улице. Они выживают, как умеют, но и, конечно, дают потомство, увеличивая отряды бродяг. Одно время власти пытались решить проблему, выделив средства на их стерилизацию и вакцинацию. Идея, вроде, была неплохая, но на деле все было иначе. Операции зачастую проводились некачественные и лишь создавали имитацию простерилизованной собаки. Эти животные потом чудесным образом ухитрялись неоднократно дать потомство. Сейчас появилась надежда. Новый мэр Александр Курбатов распорядился создать приют для бездомных животных, и такие люди, как Людмила, уже согласились пойти туда волонтерами.
Собаководы очень надеются на то, что души людей станут теплее, что кто-то из собак обретет новых и добрых хозяев. И еще им очень хочется, чтобы у людей поменялась психология, чтобы не винили во всем собак, которые ни в чем не виноваты, но готовы до последнего вздоха защищать своих владельцев, искренне и бескорыстно любить их.
Мы очень долго говорили о жизни и проблемах собаководов и их верных друзей. Затем был продемонстрирован мастер-класс, где все собаки, включая пока еще робкого щенка-добермана, чисто и профессионально прошли всю полосу препятствий. А благородный дворянин Вуки снова и снова показывал забавные трюки. Глядя на него, думалось: какая разница, есть ли у пса родословная? Ведь интеллекту, уму, любви и преданности абсолютно не важно, есть ли печать в документах.
Солнце тихо клонилось к горам, стало холодать и пора было расходиться по домам. Возвращался я домой и все думал, как, оказывается, все непросто, и что собака — совсем не забавная мохнатая игрушка, а настоящий член семьи, о котором нужно заботиться и нести за него ответственность.
— Мы в ответе за тех, кого приручили, — очень правильные и мудрые слова.
Напоследок хочу обратиться ко всем, кто прочел этот материал:
— Люди, оставайтесь людьми, не предавайте друзей и не обижайте собак!
Никита Селезнев, газета «Вместе», #1514, Кисловодск. Фото — Никита Селезнев.
Собака — друг человека (3 шт.) Для просмотра кликните на картинку
Вот БИ и закончилась. Эта мысль не улетала, не выходила, не уползала у меня из головы. Все точки над И уже поставлены, все баллы подсчитаны, и награды нашли своих героев. Но мы снова встретились на выставке ММСО
Бейджи получены и весело стучат по голубым рубашкам. Почти сразу после входа становится заметна зеленая крона дерева под потолком. Но когда подходишь ближе, понимаешь, что это декорация одной из самых больших площадок ММСО — КубГАУ (Кубанский Государственный Аграрный Университет). Здесь представлено много разделов, в частности, онлайн-карта и макет роботов в саду. Представители КубГАУ проводили много акций. Был квест с заданиями по выставке. Выполнившие его становились обладателями эко-сумки. Те, кто прошел профориентационное тестирование, получали игрушечного зайца с написанным на ушах названием их будущей профессии. А еще студенты танцевали и пели свой гимн. И присоединявшихся к их флеш-мобам, награждали цветочком.
Недалеко от стенда Наш-пресса располагалась и площадка Мастерславля. Оказывается, в нашем любимом Мастерславле появился новый проект, который связан с наукой. Экзо-планеты, газовые, ледяные и горячие гиганты, двойные звезды можно увидеть на огромном экране и покрутить своими руками с помощью установки Xbox Kinect.
Еще одна скромная по виду, но примечательная по значению площадка… Здесь роботы направлены в такое нестандартное русло, как обучение детей больных аутизмом. Дети с данным недугом не воспринимают слова преподавателей. Им гораздо ближе и понятней наглядные примеры. Эти роботы показывают, как надо есть и как надо пить, и даже умеют танцевать. На данный момент набраны экспериментальные группы, и в самом скором времени, после испытаний, эти чудо-машины попадут к тем людям, кто в них нуждается.
На выставке был представлен проект, который назывался Университет Мечты. Цель его помочь в таком важном деле как выбор профессии. Для этого организован лагерь, находясь в котором старшеклассники за несколько дней посещают шесть различных институтов, проводят там какое-то время, общаются со студентами, знакомятся со всеми направлениями и специальностями этих высших учебных заведений. И все это помогает ребятам определиться с будущей профессией.
Еще одна интересная площадка — центр технологий будущего. Это школа, где создаются и программируются машины. Нам показали группу роботов, созданных студентами, которые все управляются с одного пульта. Дружно роботы танцевали и выполняли разные сложные движения.
И напоследок мы побывали в центре беспилотника. Там был представлен только один из них. Он напоминал квадрокоптер.
Вот с этими объектами выставки я познакомился на ММСО в первый день. Кругозор мой расширился. А что будет завтра…
Владислав Орлов,6 класс, Василий Слабинский, 5 класс, «Акценты» #2508, Москва/Фото Ксения Слабинская, 7 класс, «Акценты», Москва /Видео Ева Козырева, 6 класс, «Акценты» #2508, Москва, Бергамот
ММСО, МБИ, БИ - все эти аббревиатуры раньше были для меня пустыми, ничего не значащими буквами. А сейчас у меня и всех спецкоров из Акцентов они вызывают кучу эмоций и яркие воспоминания
Сначала мы познакомились с МБИ. Я понял, что это очень масштабная игра. Ведь в один день дети почти во всех уголках нашей страны были задействованы в одном увлекательном и интересном действии. Но когда я попал на БИ и ММСО, я понял, что такое масштаб!
А ведь, когда наш руководитель предложила принять участие в БИ, мы до последнего не понимали, что это? Что будет? Чем мы будем заниматься?
Сначала Елена Владимировна получила одобрение и напутствия от нашего замечательного директора, который всегда старается, чтобы школа шла в ногу со временем, и поэтому все мы участвуем в различных конкурсах, мероприятиях и пилотных проектах. Дальше мы побежали по учителям отпрашиваться и брать задания на каникулы, чтобы не отстать потом от учебы.
Мы знали, что наша команда не только новичок в этой игре, но мы и самые младшие среди остальных игроков, поэтому немного переживали.
И вот началась Большая Игра. Первый же день был очень интересным. Мы увидели и познакомились с ребятами из других редакций, с которыми теперь стали одной командой, и нам предстояло вместе работать. Но организовано все было так, что времени спокойно пообщаться совершенно не было, пришлось сразу окунуться в работу. И тут на нас посыпались град новых слов, ну может быть, не для всех новые, но нам они были непонятны. Подиум, тьютеры, видеопотокеры… Нужно было выбирать главного редактора, придумывать логотип, девиз команды. В общем, работа закипела. Каждый старался принести команде пользу, а соответственно, и заветные баллы. Хотя наши мудрые тьютеры сразу сказали: «Наша задача не выиграть любыми путями, а получить удовольствие от игры!»
Второй день — это гонки. Нам нужно было успеть пробежать пять площадок. И не просто пробежать, а еще и успеть посмотреть все внимательно, изучить. Ребята из колледжей, которые нас принимали, меня очень удивили. Как правило, это были студенты первого и второго курса. Но они с большим вниманием к нам и знанием дела проводили экскурсии.
Третий день мне запомнился отчетливо. Он был очень насыщенным. Сначала игра «Мозговой штурм». Это настолько интересно. Описать ее даже не берусь, может, если только в отдельной статье. Она того стоит. А еще в этот день мы были ответственны за онлайн-подиум. Он проводился впервые за 15-летнию историю БИ! Мы чувствовали ответственность и очень старались.
Но, конечно, онлайн-подиум, принес и сюрпризы. Все пошло не совсем по сценарию, который мы заготовили и отрепетировали, так как то техника подводила, то команды стали не по очереди выступать. В общем, пришлось выходить из ситуации, по-настоящему, в прямом эфире. Это так интересно!
Четвертый день. В сущности, все предыдущие дни мы готовились именно к нему. Ведь сегодня нам предстояло снять настоящий фильм о колледже. Я очень рад, что нам в команду попали такие позитивные и творческие ребята из других редакций. Создавать с ними фильм — одно удовольствие.
Утром для нас провели экскурсию по колледжу. Мы познакомились с профессией повар, увидели, как ребята готовят. Скажу сразу, что многие наши девочки, падали в обморок от аппетитных запахов, которые были на кухне. Студенты готовили котлеты по-киевски, фаршированные ножки, штрудели… Поэтому, вы можете представить себе, какой там стоял аромат.
И вот пятый день. Завершение БИ! До обеда наш кабинет был похож на улей. Все бегали и пытались доделать задания. Мы постоянно смотрели на турнирную таблицу и на набранные нами баллы. Когда место менялось, кто-то громко объявлял, и мы громко радовались или набирались сил и работали с еще большей скоростью. Отснятого материала было очень много, но мы не успевали все обработать, смонтировать и даже выложить в поток.
А вечером было подведение итогов. Наша команда заняла второе место. Мы радовались за Бергамот и за другие команды. Закончилась очень интересная и захватывающая игра. Мы, конечно, за эти дни очень устали, но впереди нас ждал ММСО, такой же невиданный зверь, как и БИ вначале. Но это уже отдельная история)
Денис Орлов,5 класс, Москва, «Акценты», #2508, Бергамот/Фото Елена Слабинская, Москва, «Акценты» #2508/Видео Иван Домнин,5 класс, Москва, «Акценты» #2508, Бергамот
Можно ли назвать Тютчева поэтом-философом? Прежде всего, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять кто же такой философ? Из курса обществознания я понял, что философ, это человек-мыслитель, человек, который подходит ко всему с мировоззренческой точки зрения, тот кто отвечает на вечные вопросы. Читая произведения Тютчева, я ни раз натыкался на вопросы связанные с мировоззрением. Приведу в пример одно из его стихотворений.
«Probleme»
С горы скатившись, камень лег в долине -
Как он упал? никто не знает ныне -
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут волею чужой!..
Столетье за столетьем пронеслося,
Никто еще не разрешил вопроса…
Главная тема текста — неспособность человека в полной мере познать природу и тайны бытия. Тезисы о невозможности познания природы и бытия также встречаются и в других стихотворениях Тютчева, среди них — «Увы, что нашего незнанья…» и «Нам не дано предугадать…». В стихотворении «Problème» затрагивается тема противопоставления воли мыслительному процессу. Тютчев сравнивает два подхода. Первый — мир управляется разумными взглядами. Второй — на все, что происходит с человеком и природой, оказывает влияние чужое веление. Скорей всего, имеется в виду веление Высших сил. В рассматриваемом тексте поэт делает вполне конкретный выбор. Сравнивая два состояния — мысли и воли — Федор Иванович решает предпочесть второе. По его мнению, именно воле отведена созидающая роль в нашем мире.
Так можно ли назвать Тютчева поэтом-философом? Ответ очевиден — можно.
Уважаемый автор! Пояснение «смотрите ниже» ясности в преамбулу не добавило. Девятый конгресс кого, чего? Понятно, что в ролике об этом говорится, но преамбула выглядит странно.
• •
Светлана Дорош, рук. #2128 Детско-юношеская медиастудия «ЕЩЁ!»; ЦРТДиЮ им. Г. И. Замаратского, Железногорск-Илимский, Иркутская обл.