Музыка пришла в театр в V веке до нашей эры. Как писал Юрий Завадский: «Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце». Разобраться в сложных партитурах души, музыки и театра нам помогает Мария Давыдкова, заместитель концертмейстера оркестра Музыкального театра Карелии
Выпускница Ростовской консерватории по классу скрипки Мария Давыдкова с честью выдержала конкурс и была принята в группу первых скрипок Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. «За время работы в этом коллективе я побывала в десятках стран мира, сыгран огромный репертуар. Мне удалось поработать с множеством великих дирижеров, исполнителей, — рассказывает Мария Борисовна. — Это незабываемый и фантастический опыт».
Мария Борисовна, а почему Вы выбрали профессию музыканта?
Моя музыкальность была предопределена (улыбается).
Я родилась в Карелии, в семье музыкантов-скрипачей, родители преподавали в консерватории, музыкальных школах, школе искусств. Мой старший брат тоже играл на скрипке.
А как оказались в Ростове-на-Дону, в Петрозаводске же есть своя консерватория?
Да, есть, имени Александра Константиновича Глазунова. Но юношеский максимализм и авантюризм гнали меня подальше от дома, о чем я нисколько не жалею. Сейчас смешно вспоминать, но на первом курсе оркестровая работа мне казалась чем-то чужим. Я всерьез думала, что никогда не буду работать в оркестре, тем более в театре: почему-то именно театральный оркестр меня совсем не манил!
Когда же это отношение изменилось?
В Большом симфоническом оркестре имени Петра Ильича Чайковского. Именно там родилась любовь к оркестровой игре и ее понимание.
А какое место в Вашей жизни сегодня занимает театр?
Второе после семьи. Прошло ровно 4 года, как я работаю
в оркестре Музыкального театра Республики Карелии. Это совсем другая оркестровая жизнь.
Здесь гораздо больше рутины, чем в филармоническом оркестре. Спектакли повторяются, премьеры тоже случаются, но нечасто, многое из репертуара играется почти наизусть. В юношестве мне казалось, что в 35-й раз не может трогать до слез последняя сцена в «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Не станешь смеяться над репликами из «Летучей Мыши» Штрауса, играя ее в 50-й раз.
И я рада, что сильно ошибалась. Это как любимая книга на прикроватном столике — читать ее можно каждый день, всю жизнь, каждый раз находя в ней что-то захватывающее и новое. Сейчас у меня уже двое детей: 3 года
и 6 месяцев. Для меня открывается новая страница театральной жизни — детская. Старший ребенок, дочь, уже посетила несколько спектаклей, мне очень интересны ее отзывы, рассказы, впечатления. Маленький зритель — это всегда особый зритель.
Вы считаете себя частью театра?
Однозначно.
«Весь мир — театр, а люди в нем — актеры» — насколько актуально для Вас это выражение?
Это выражение, на мой взгляд, имеет отношение больше к жизни вне театра, нежели наоборот. В обычной жизни, к сожалению, мы часто сталкиваемся с обманом, ложью, лицемерием. В театре все немного иначе. Когда вы идете на спектакль, то ждете от него эмоций — искренних, настоящих, полноценных. На сцене нельзя врать. Зритель это сразу увидит, услышит, и волшебство не состоится.
Как выглядит сцена из оркестровой ямы?
Она оттуда практически не видна (смеется), лишь небольшая кромка у самого края видна некоторым музыкантам.
Как Вы считаете, какое место играют музыка и ее исполнители в спектакле?
Музыка в спектакле — неотъемлемая часть. Только музыка может затронуть самые тонкие струны души и передать весь спектр и глубину эмоций.
Может ли оркестр «исправить» неудачную игру актеров?
Нет. Костыли не могут исправить сломанную ногу. Более того, если и оркестр, и актер исполняют свои партии прекрасно- это еще не значит, что спектакль удался. Им нужно играть вместе, в тесном тандеме.
Не будем забывать и огромное количество людей, которые работают над спектаклем в различных цехах — на их плечах костюмы, свет, звук, декорации, грим и многое другое.
Сейчас много смешных видео, как музыканты во время спектаклей жуют жевательные резинки и даже засыпают. Это правда?
Четное слово, не видела. Знаю, что есть веселое видео о том, как выглядит танец, в котором балерины «расходятся». Но это поставленный номер. Могу предположить, что кто-то мог поймать в объектив заснувшего музыканта в оркестровой яме. Не буду судить, почему и как это произошло. Возможно, этот человек работает на 3–4 работах, а спектакль вечерний, вот и случилось «отключиться» в паузе. Но это совсем не смешно. Вживую такие ситуации мне тоже не встречались.
Чувствуете ли Вы настрой зрителей во время спектакля?
Настрой зрителя во время спектакля чувствуется. Всегда приятно, когда из зала мы получаем отклик. Это, пожалуй, самая главная оценка нашей работы.
Есть спектакли, в которых играть не хочется?
Да, (вздыхает, улыбается) есть спектакли, в которых участвовать не очень хочется. Когда делают современные постановки, трансформируют привычные формы и создают «более актуальный» спектакль.
С одной стороны, это логично, ведь зритель меняется. А с другой — меня не радует «обнаженка», пошлость на сцене. Или роботы в опере Моцарта…
Как происходит «сыгрывание» актеров и музыкантов?
Это сложный вопрос. На репетиции мы стараемся почувствовать героя, актера, который его играет, подстроиться. Но часто бывает, что во время спектакля все меняется. Тогда приходится «ловить». Есть актеры, которые и дышат, и танцуют, и говорят, и поют удобно, предсказуемо, органично. А есть такие, которым проще дать жесткую основу и просто играть свой текст, а он будет ловить сам. Так или иначе, наша основная задача — быть вместе.
Что бы Вы пожелали школьникам, которые мечтают о профессии музыканта?
Профессия музыканта очень неоднозначная. Не самая прибыльная, не самая простая. Есть трудности в поиске работы. Музыкант не заканчивает обучение с выходом из ВУЗа. Каждый день — репетиции, занятия, упражнения. Но и ни одна другая профессия не дает столько же удовольствия. Если музыка у вас в крови, если трудности не страшат, то лучшей работы просто не существует.
Разговор с Марией Борисовной тронул струны души настолько, что захотелось сразу бежать за билетом в театр на Иоганна Штрауса или Джакомо Пуччини, окунуться в волшебный мир увертюр, код и реприз. А в антракте непременно заглянуть в оркестровую яму, увидеть скрытых от глаз зрителя артистов, без которых не состоится ни одна премьера. Взмах дирижерской палочки, взлет смычков, глубокий вдох группы флейт, и… добро пожаловать в увлекательнейшее путешествие по вселенной театрального искусства!
#СпецкорНаПроизводстве #НАШпресс2313 #МарафонШкольныхСМИ