#2858 Медиацентр; Школа 10, Лобня, Московская обл.
7 файлов
5
3 новости
27
10.2010
№ 4814
Этапы создания школьного издания: профсекреты и нюансы
Технология работы школьного издательства отличается от технологии крупных профессиональных. В первую очередь это связано с количеством и квалификацией сотрудников. В крупных издательствах за каждый этап работы отвечает отдельный специалист, тогда как при издании школьной газеты функционал подчас перемешан. Как же выстроить такой алгоритм работы, который каждый участник смог бы применить для своей издательской деятельности?
Допустим, концепция вашего периодического издания уже существует. То есть определены рубрики газеты (журнала, альманаха), их расположение на полосах, количество страниц, принципы иллюстрирования (какие рисунки, схемы, таблицы и фотографии будут включены в те или иные материалы).
На основе концепции газеты художник создает шаблон-макет издания: разрабатывает полосу, на которой будут размещаться текстовые и графические элементы, отрисовывает в издательской системе макет каждой страницы. После этого к работе подключается ответственный верстальщик, который на основе созданных художником объектов «закрепляет» их и переносит в шаблон-страницу. На этом подготовительный этап подходит к завершению и начинается работа с материалами для выпуска.
Редакция готовит «начинку» для своего издания: корреспонденты пишут статьи, корректоры и редакторы их обрабатывают; бильд-редакторы подбирают качественные фотоснимки или дают задания фотографам на проведение фотосессии. Работа идет полным ходом и завершается удачно только в случае, если все этапы подготовки выпуска были четко организованы. В противном случае редакция постоянно сталкивается с форс-мажором — верстальщик не успевает справиться со своей работой из-за накладок в работе редактора (к примеру).
Подробнее этапы подготовки издания рассматриваются в мастер-консультации «До и после верстки» (перейдете туда по ссылке из новости), приводятся обстоятельные ответы относительно того, как организовать «Спецификацию» (документ, облегчающий работу верстальщикам), файловую структуру, шаблон-макет издания, а также размещается много других полезных советов.
Утечка информации: что станет фишкой нынешнего сезона?
Так случалось, что каждый год на нашем Портале появлялись проекты, которые неожиданно привлекали к себе повышенное внимание и становились своеобразными фишками сезона. Старожилы наверняка помнят бум вокруг фотопроекта «Богини», который захватил участников, а в прошлом году по всем фронтам и дежуркам звенела «Коллективная повесть» (поначалу «скромный» маленький проектик). Что же ждет участников в нынешнем году? Всего лишь Издательский БУН
Многоликая женственность «Богинь» вдохновляла фотохудожников на создание коллажей, где Фемида соседствовала с булыжной мостовой, а Диана — с янтарными ягодами облепихи. «Коллективная повесть» (школьный исторический детектив по заданной фабуле) превратилась в «долгоиграющий» проект и уже перевалила за миллион знаков.
О нынешнем сезоне слухи такие.
На роль первой фишки баллотируется издательская эстафета под названием БУН («Битва умов и наук»). Говорят, что это одна из рубрик «Спецвыпуска по Сети», школьного журнала, собираемого по Интернет, который сам когда-то выступал в роли этой самой фишки.
В БУНе примут участие 10 команд-Авторов плюс команды-Соавторы (много). Команды-Авторы выберут из списка школьный предмет (в сфере естественнонаучных или точных дисциплин, техники или психологии) и должны будут создать «Горячий выпуск», посвященный этому предмету.
Но это еще не все. Проект построен по принципу эстафеты: каждый последующий Автор в каком-то смысле является Оппонентом предыдущего — он должен «разбить» его аргументы.
Первые две команды (1 и 2) приступают к работе сразу после объявления старта проекта, который планируется 1 ноября. В течение недели они создают «Горячие выпуски» и закачивают их на Портал. Далее в проект вступают две следующие команды (3 и 4), которые делают контр-материалы к выпускам своих предшественников (по принципу четности-нечетности, то есть с номером, на 2 меньшим). С третьей недели приступают к работе еще две команды и схема «нарастает»: каждая следующая команда делает контр-выпад в сторону предыдущей.
Все команды доказывают свою позицию, аргументируют доводы. То есть это такая идейная дуэль. Победителя в дуэли Автор–Оппонент называют читатели-рецензенты, которые по ходу проекта заполняют «читательские анкеты» (отвечая на вопросы «чьи доводы были более обоснованными?», «чей визуальный ряд был живописнее?»).
Кроме Авторов и Оппонентов, в проекте работают Соавторы, чья задача — «просочиться» внутрь «Горячего выпуска» и «внедрить» туда свои экспертные материалы (для этого в рубрике будет установлена специальная электронная Копилка, куда можно забросить материал и даже разместить запрос).
Каждая команда выбирает себе «неделю» и тот дедлайн, к которому номер в минимальном составе (три материала) появится на Портале.
Рекомендуемый объем: обложка + 5 полос. По желанию команда может включить в свой БУН любые задания из других рубрик Спецвыпуска. В этом случае завершить работу нужно к сроку, который действует для всего проекта «Спецвыпуск по Сети».
Просим всех заинтересованных высказать свое мнение о проекте на Дежурной линии «Спецвыпуск по Сети»
Международный форум «Золотой Витязь» приглашает на детские спектакли
С 22 октября по 1 ноября на московских театральных площадках при поддержке Министерства культуры РФ и Союза театральных деятелей проходит VIII международный театральный форум «Золотой Витязь».
В номинации «Театр для детей» представлены спектакли для юной аудитории московских и региональных театров
27 октября 14:00
Республиканский театр юного зрителя «Джангар» (по мотивам Калмыцкого фольклора):
«Сказки белого месяца»
19:00
Республиканский театр юного зрителя «Джангар»:
«Сердце матери»
На сцене Московского драматического театра Джигарханяна.
Ломоносовский проспект, 17.
29 октября
18:00
Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова:
«Рождественская история». Вертепное представление
Режиссер — Петр Васильев.
Сценография и куклы — Алевтина Торик.
На сцене Государственного музыкального театра национального искусства п/р Владимира Назарова.
Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д. 1 (Малый зал).
Вход свободный. Телефон для справок: 8 (499) 135-74-00.
Подробная информация о фестивале размещена на официальном сайте Международного форума (по ссылке из новости).
Уже на этапе создания шаблон-макета стоит задумиться над файловой структурой, это позволит в дальнейшем избежать множества проблем. Мы предлагаем Вашему вниманию один из вариантов такой структуры (рисунок 1).
В папке Permanent будут находится элементы шаблона: шаблон-страницы, эмблема и логотип газеты, шаблоны штрих-кодов, пустая файловая структура номера — все то, что не меняется от выпуска к выпуску.
В папке Reclama будут находиться рекламные материалы. Имеет смысл их вынести в отдельную папку, так как часто одна и таже реклама идет сразу в несколько выпусков. Однако, чтобы не запутаться, можно для каждого нового выпуска копировать необходимые файлы в папку выпуска.
Папка V001 —папака очередного выпуска. (Очевидно, что потом последует V002, V003 и так далее.) Трехзначный номер предполагается для того, чтобы при накоплении большого количества выпусков их легко было отсортировать по порядковому номеру.
В папке каждого выпуска может быть организована структура, представленная на рисунке 2.
По именам папок понятно, что в них должно храниться. К примеру, предполагаемые фотографии будут помещаться в папку 4_images, а отобранные в папку 5_images_ready.
Папка 8_pdf предназначается для готовых к типографии файлов, а 9_collected — для сборки номера.
Collect или Package (сборка) —команда издательской системы, которая собирает в одну папку: файл верстки, все используемые графические файлы и используемые шрифты. Collect издания — самый экономный и надежным способ храниения материалов издания с возможностью их дальнейшего редактирования. В InDesign эта команда вызывается File–>Package (Cmd+Opt+Shift+P).
Представленная файловая структура не только удобна в использовании, но и частично определяет порядок работы и взиамодействия редакции и издательства.
В папке 7_verstka происходит верстка полос, помимо этого в нее копируются используемые в данный момент шаблон-макеты. (С течение времени, шаблон-макеты могут изменяться. Все варианты имеет смысл хранить в папке Permanent, а в текущий номер копировать только актальные.)
Пустую файловую струткру номера имеет смысл также хранить в параке Permanent. Для создания нового выпуска достаточно скопировать эту структуру уровнем выше и переименовать название папки.
Стоит отдельно остановиться на названии файлов. Несмотря на то, что современные операционные системы позволяют давать файлам длинные, в том числе, рускоязычные имена, мы рекомендовали бы Вам «работать по-старинке», называя файлы в DOS-стандарте: не более 8 латинских символа на имя файла (символы букв, цифр и подчеркивание). Так как выпуск изданий — дело долгосрочное, а операционные системы имеют тенденцию иногда «падать», то для возможности восстановления файлов, лучше давать им простые и короткие имена (в DOS-станарте).
Над газетой, как правило, работает несколько человек: кто-то создает рисунки, кто-то закачивает фотографии, кто-то потом эти фотографии и рисунки обрабатывает, кто-то пишет, а кто-то верстает.
Поэтому помимо чисто технических требований, стоит уделить внимание названиям файлов с точки зрения удобства их использования. Из названия каждого файла должно быть очевидно на какую страницу он идет, если это графический материал, то к какой статье.
На рисунке 3 приведен пример названия текстовых и графических файлов, которые позволят очевидным образом осуществить их верстку.
Рисунок 15. Пример названия текстовых и соотвествующих им графических файлов
Технология работы школьного издательства несколько отличается от технологии работы профессиональных издательств. В первую очередь это связано с количеством и квалификацией сотрудников. В крупных издательствах за каждый этап работы отвечает отдельный специалист, тогда как при издании школьной газеты функционал зачастую перемешан. Тем не менее, мы рассмотрим сначала работу профессионального издательства для того, чтобы каждый смог адаптировать существующую технологию для совей конкретной ситуации.
В нашу задачу не входит рассмотрение процессов создания концепции газеты, поэтому будем считать, что концепция уже существует. Это означает, что определены рубрики газеты, их расположение по полосам, количество страниц, принципы иллюстрирования (какие рисунци, схемы, такблицы и фотографии будут иллюстрировать те или иные материалы).
К примеру, в рубрике «Что думает народ» предполагается публиковать социологические опросы, каждый из опросов иллюстрируется 1–2 фотографиями респондентов и графиком распределения мнений. Аналитическая рубрика «Вопрос» не предполагает обязательного оформления иллюстрацией, а вот новостная рубрика «А у нас» помимо статьи должны содержать от 3 до 5 фотографий с события.
На основе концепции газеты художник создает шаблон-макет издания.
Шаблон-макет — (далее шаблон) файл издательской программы, включающей в себя основные элементы офорления газеты: шаблоны типовых страниц, шапку газеты, информационные полосы и колонки, текстовые и графические стили.
Полоса — страница издания, на которой размещаются элементы шаблона, текстовые и графические элементы.
Стиль графический — совокупность параметров оформления фрейма.
Фрейм — графический объект, в который может быть помещен текст или графический объект.
Стиль текстовой абзацный — (абзацный стиль) совокупность символьных и абзацных свойств текста.
Стиль текстовой символьный — (символьный стиль) совокупность символьных свойств текста.
В качестве примера рассмотрим шаблон-страницу готового издания (рисунок 1). На рисунке представлены постоянные (неизменяемые) и изменяемые элементы.
К примеру, очевидно, что номер издания и его дата относятся к изменяемым элементам, а расположение фотографий — к неизменяемым.
Художник отрисовывает в издательской системе макет каждой полосы: отрисовывает блоки (фреймы) для помещения фотографий и рисунков (в том случае, если указанные рисунки и фотографии должны иметь четкое позиционирование на полосе, как в нашем примере), выбирает оформительские решения для разных структурных текстовых элементов, располагает на полосах графические примитивы (линии и плашки) и передает файл с ними выпускающему верстки. Помимо этого он формирует требования к верстке (к примеру, максимальную и минимальную ширину символов, величину отступов от заголовков, допустимые размеры вреза и так далее).
Выпускающий верстки — специалист, отвечающий за работу команды верстальщиков. Он обучает их, контролирует работу, содает условия для повышения качества и скорости их работы.
Выпускающий верстки создает графические и текстовые стили на основе созданных художником объектов, закрепляет (привязывает к основанию полосы, чтобы случайно не сдвинуть) изменяемые элементы и переносит в шаблон-страницу неизменыемые элементы.
Шаблон-станица — специальная страница в документе издательской программы, элементы которой могут быть переданы на любую полосу издания.
Обратите внимание, что в данном примере на полосе уже располагаются заготовки для двух материалов — новостей и статьи произвольной рубрики. В скобках указано название абзацного стиля, которым оформляется данный структурный элемент. Это очень облегчит труд верстальщика. Иногда, рядом со стилем пишут его клавиатурное сокращение, как, например, в Заголовке новости (news_header — название стиля, ctrl+1 — клавиатурное сокращение для применения этого стиля).
В каждый текстовой блок «залит» (помещен), так называемый «мерник» — специальный текст с периодическим указанием количества символов, который используется при планировании объема статьи в очередном номере.
В зависимости от штата верстальщиков выпускающий верстки размещает либо все шаблон-страницы в одном файле, либо каждую страницу в свой файл, либо индивидуально: в некоторые файлы — по несколько страниц (например, все полосы для темы (что, правда, более характерно для журналов, а не для газет), в некоторые — развороты (по 2 страницы), в некоторые, например первую и последнюю страницы, в отдельные файлы. Все эти файлы помещаются в специальную папку, доступную верстальщику.
Подготовительная работа издания на этом завершается.
Следующим этапом, правда не связанным с работой издательства, является подготовка материалов.
Редакция готовит материалы: корреспонденты пишут статьи, корректоры и редакторы обрабатывают их; бильд-редакторы подбирают в фото-агенствах необходимые фотографии или дают задание фотографам, художники рисуют иллюстрации, художники инфорграфики создают векторные изображения графиков, схем, рекламы и других иллюстраций. После чего помещают продукты своей деятельности в соотвествующую файловую структуру.
К примеру, статьи помещаются в папку txt, рекламные материалы в папку reclama, фотографии, рисунки и векторные материалы в папку images.
Как правило, для оформления статей подбирается нескольо большее количество фотографий, чем требуется. Это делается для того, чтобы был выбор. Художник (либо тот, кто создавал шаблон-макет, либо другой) делает приблизительную верстку каждой полосы: отбирает необходимые фотографии и располагает их на полосах. Для нестрогих макетов располагает заголовки, врезы и другие эелементы и варьирует их величиной.
Строгий макет — макет, где предопределены расположение статей и графических метариалов на полосах, а также объем статей, количество и расположение иллюстраций, размер заголовков.
Нестрогий макет — макет, где расположение и объем статей, расположение и количество иллюстраций может варьироваться.
Когда художник отобрал фотографии, биль-редактор осуществляет покупку этих фотографий в фото-агенствах.
После того, как все необходимые материалы готовы, выпускающий редактор раздает полосы (задания) верстальщикам.
Работа верстальщика — проста: скомпоновать требуемый материал на полосе, офомить все графические и текстовые материалы в соотвествии с правилами, разработанными художником, подготовившем макет, привести колонки текста в соотвествие с полиграфическими требованиями.
На правилах макета и полиграфических требованиях к верстке мы позже остановимся несколько подробнее, а пока, приведем отдельныепримеры нарушения этих требований.
Например, предлоги не должны отрываться от следующего слова, колонка не может начинаться со строки с переносом.
Если вдруг какая-либо статья не влезает в предназначенное для нее место или, наоборот, в текстовом фрейме остается свободное пространство и варьирование допустимых параметров текста не решает эту проблему, то верстальщик обращается к автору статьи, или выпускающему редактору, или главному редактору для того, чтобы тот сократил или дописал материал.
Как правило, верстальщик для выполнения своей задачи может несущественно (в соотвествии с правилами художника-макетчика) варьировать ширину и трекинг символов, размеры графического материала. В большинстве случаев, считается недопустимым изменение интерльяжа, кегля (кроме заголовков), шрифта текста и ширины колонок.
Сверстанная полоса передается ретушеру, который обрабатывает фотографии (осуществляет цветовой баланс, переразмеривание, цветоделение и сохранение в нужный формат).
Далее, сверстанная полоса передается выпускающему технологу, который проверяет ее на соотвествие техническим требованиям (разрешение и цветовая модель фотографий, ошибки верстки, количество узлов и сумма красок в векторной графике, отсутствие непредполагаемых в макете шрифтов и так далее), выводит полосу в формат, определенный техническими требованиями и передает получившийся файл в типографию.
В настоящий момент основными форматами файов, принимаемыми типографиями являются PS (Post Script) и PDF (Portable Document Format) на остнове PS.
Post Script — язык программирования печатных устройств. Файл PS содержит инструктцию печатному устройству о том, что и как должно быть отпечатано на нем.
PDF на основе PS файл с инструкцией печатному устройству и программам отображения PDF. Так как формат PDF — мультиплатформенный формат, то PDF-файл может быть просмотрен и отпечатан абсолютно идентично из разных операционных систем.
После разработки макета очень рекомендую составить такой джокумент, как «Спецификация». Этот документ позволит приступить к верстке газеты практически любому верстальщику, но при этом не уйти от задумки автора дизайна.
Возможно, конечно, работать и без этого документа, но для эффективнай и грамотной верстать придется либо учить правилам работы с Вашим изданием каждого нового верстальщика, либо, чтобы газету верстал непосредстенно тот художник, который разрабатывал шаблон-макет.
В скобках указаны тип и клавиатурное сокращение стиля.
Абзацные стили
Head News (Cmd+Opt+2) — заголовок новости.
News (Cmd+2) — текст новости.
Rubrika (Cmd+Opt+Shift+1) — название рубрики (любой).
Head (Cmd+Opt+1) — заголовок статьи, кроме рубрики «Обо всем».
Head Small (Cmd+Opt+Shift+1) —пjдзаголовок статьи любой рубрики, кроме «Обо всем».
Autor (Opt+1) —автор статьи любой рубрики, кроме «Обо всем».
Base (Cmd+1) —текст статьи любой рубрики, кроме «Обо всем».
Head About (Cmd+Opt+3) — заголовок статьи из рубрики «Обо всем».
Autor About (Opt+3) — автор статьи из рубрики «Обо всем».
Base About (Cmd+3) — текст статьи из рубрики «Обо всем».
Title Photo (Shift+3) — подпись к фотографиям, рисункам, графикам и диаграммам.
Vrez (Shift+4) — врез.
Обратите внимание, что клавиатурные сокращение даются в соотвествии с некой логикой. Например, все заголовки имеют Cmd+Opt, цифровые значения стилей объекта и абзацных стилей совпадают, также, как совпадают цифровые заначения структурных элементов одного типа (1 — для основной статьи, 2 — для новостей, 3 — для рубрики «Обо всем»)…
Символьные стили
Interview (Shift+5) — имя коррекспондента или сокращение «Корр»., имя или сокращение имени респондента в интервью.
Пропорции текста
Допустимый трекинг ±5.
Допустимая ширина символов для всех рубрик, кроме «Обо всем» ± 3 %.
Допустимая ширина символов для рубрики «Обо всем» ± 5 %.
Заголовки рубрики «Обо всем» и новостей на первой странице не масштабируются.
Заголовки остальных рубрик масштабируются от 45 pt до 68 pt.
Допускается использование заголовков в 2 строки. В случае двухстрочного заголовка его интерльяж увеличивается до 42 pt.
Допустимая ширина символов для масштабируемых заголовков –20 % — +5 %.
Пропорции и расположение иллюстраций
Ширина всех иллюстарций должна быть кратна ширине колонки.
Иллюстрации позиционируются четко по базовым линиям и направляющим колонок.
Допускается использование двух — и трехколоночных вертикальных иллюстраций, а также одно — и двухколоночных горизонтальных иллюстраций.
Для горизонтальных иллюстраций вертикальные пропорции варьируются в пределах от 15 до 20 базовых линий для двух колоночных иллюстраций и от 23 до 31 базовой линии для трехколоночных.
Для вертикальных иллюстраций вертикальные пропорции варьируются в пределах от 17 до 20 базовых линий для одноколоночных иллюстрации и от 36 до 41 базовой линии для двухколоночных иллюстраций.
Иллюстрации располагают (в порядке убывания приоритета): в правом верхнем углу материала, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу, по центру.
Между иллюстрацией и врезом должно быть не менее 4 базовых линий.
Помимо указанных разделов, в спецификации также помещают информацию о используемых в издании шрифтах; необходимом разрешении, цветовой модели и профиле цветоделения фотографий и рисунков, рекомендуются цвета для графиков и диаграмм — вся эта информация нужна ретушеру, художнику-инфографику и выводящему технологу, чтобы грамотно подготовить издание к передаче в типографию. Однако, так как эти вопросы выходят за тему пособия, мы ограничимся только разделами, необходимыми для работы верстальщика.
На рисунках мы приведем пример некоторых страниц газеты, сверстанной по предложенной спецификации.
Подобного рода спецификация и представленные на иллюстрациях полосы — пример полустрогого макета. С одной стороны, предъявляются четкие требования к расположнию и объему материалов, с другой стороны, возможны вариации объема статей размером иллюстраций, кеглем и шириной символов заголовка, что позволяет корреспондентам писать не точно в заданный размер. На наш взгляд, такой подход является наиболее приемлемым для школьной газеты, так как, с одной стороны, заставляет корреспондентов более четко планировать свою работу и учиться писать «в размер», с другой стороны, оставляет достаточную свободу верстальщикам, если размеры статьи не соблюдены. Нестрогость этого макета обуславливается также вариативностью расположения рубрик на полосах, что позволяет проявить большую свободу при планировании номера. В случае со свободным макетом, все элементы кроме шапки газеты, информационных полос и выходных данных, являются предметом творческого поиска верстальщика.
В приложеных файлах приведены примеры первой, последней полос издания и разворота, выполненных в соотвествии с данной спецификацией.
Привет всем Летучкам! С интересом прочитали о ваших новостях. Классно придумана подборка «страшных» задачек и сказочек для хеллоуина. ЖЖуть. Пушкина надо было туда еще: «Тятя, тятя, наши сети…».
И очень нравится идея с почтовым ящиком. Можно, мы ее у вас украдем?
Татьяна Юрьевна. Конечно, «крадите». А еще нам надо продолжить связь между школами. Давайте, проведем акцию «Напиши письмо другу». Чтобы дети писали не в Интернете, а нормальные письма. Письма пересылать не будем, а опубликуем в наших газетах. Вы наш номер прочитаете и в своем нам ответите. Все! Решено. Ждите в ноябрьском номере письмо «Блокноту» от собратьев из Калининграда. Сделаем так. Письмо, адресованное неизвестному ученику Вашей школы. Например, письмо в 8 А класс, № 13 в журнале. Никогда не знаешь, кто это. Думаю будет интересно и тем, кто пишет, а особенно получившему.
• •
Татьяна Вяльцева#1560 Газета «Блокнот»; Школа 1208 им. Героя Советского Союза М.С. Шумилова, Москва
Саша, без проблем. А отвечать будете? Даешь рубрику «Я к вам пишу…» или типа того. Надо придумать общую рубрику. Жалко только, что номер следующий тольков конце ноября. Но мы можем и по почте на адрес школы, а потом переписку в газету опубликовать.
• • • •
Александр Ковко, рук. #1115 Газета «Перемен-КА»; Молодежный клуб «Меридиан», Лунинец, Беларусь
Здрастечки! Однозначно будем. У нас в каждой параллели до 9 класса — А, Б, В и Г. В старших классах — только А и Б.
В любой класс пишите любому виртуальному ученику. Одного точно найдем, кто ответит. У нас тоже такая рубрика в газете есть. Среди корреспондентов — ребята из Литвы, Латвии и Польши. Будем рады, когда нам напишут и ученики из России.
Ах, да. Совсем забыл. У нас эта рубрика называется «Письмецо в конверте», но иногда мы используем урезанное ее название либо «Письмецо», либо «В конверте»:)