«Гроза» Островского
Экспозиция (от лат. expositio — изложение, объяснение) — изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которой они находятся до начала действия.
Завязка — начальный момент в развитии событий, изображаемых в художественном произведении. В зависимости от замысла писателя завязка может быть представлена экспозицией («Гроза» Островского)
Развитие действия — ход событий, определяемый разворачивающимся конфликтом.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство, столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжете.
Кульминация (от лат. culmen — вершина) — высшее напряжение действия в художественном произведении.
Развязка — заключительный момент в развитии действия художественного произведения, добавляющий последние штрихи к характерам действующих лиц.
(«Литература, справочные материалы, книга для учащихся», Москва. «Просвещение», 1989 г)
2 группа. Конфликт интересов
Конфликт — это противоборство, столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжете. «Столкновение» интересов героев «Грозы» в самой экспозиции, где нам только начинают открываться особенности героев, первые черты их характеров, пристрастия и антипатии — сухой прагматизм, консервативный, угнетательный лад Кабанихи и безвольного за ее широкой спиной на протяжении всей пьесы Тихона против тихого мечтательного лиризма Катерины: «Кабанова: Коль тебя жена отводит от меня, уж не знаю… Катерина: Напраслину-то терпеть кому ж приятно!«. Мещанский прямолинейный уклад Дикого против демократичного дворянства Бориса Григорьевича: «Дикой: Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом! …с иезуитом». Дикий от закипевшего ужаса, как раскат грома, конфликт Тихона с маменькой, воспламенившийся уже после смерти Катерины, в пятом действии пьесы: «Кабанова: Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь! Кабанов: вы ее погубили! Вы! Вы!».
Вначале незначительную, но на самом деле весомую роль придает Островский и разногласиям Кулигина и Дикого. «Кулигин: За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите? … Дикой: Отчет, что ли, я стану тебе давать!… Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю!» И почти пророческие слова, как и видения Барыни геены огненной: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости, господи, оборониться…«. На фоне постепенно бегущего куда-то в электрическую мглу мира, противоречий дворянских и мещанских, пережитков прошлого и наслоений настоящего и разворачивается грустная, душу рвущая своею неумолимой тоской и правдивостью, история любви. Сама гроза по сути своей являет аллегорию — как и гроза в быту, в уходящем девятнадцатом столетии, гроза в непонимании, в перепутье. Как и гроза Катерины и Бориса — гроза геены огненной, расплата за грехи, кара небесная, или же предлог?! Так и вспоминается пророчество сумасшедшей старухи: «Вот красота-то куда ведет! (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут».
Кабаниха — Катерина:
Завязка конфликта этой пары ведет начало из пятого явления первого действия. Из реплик «Кабанова: Эка важна птица! Уж и обиделась сейчас! Катерина: Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» можно составить мнение, что Кабаниха терпеть не может Катерину, не упускает случая едко уколоть ее, наставляет при ней — же сына вести себя с женой более жестко. Катерина чувствует усталую тоску в доме своей свекрови, которая может сделать «даже стены ей опостылевшие», о чем сама и говорит в диалоге с Варварой: «Да здесь все как будто из под неволи…Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем», — она говорит без горечи, с легким усталым вздохом, но эту усталость, это тихое нежелание больше ничего делать, это богобоязненное предчувствие (чего???) грозы можно прочувствовать в каждой ноте голоса.
Следующее столкновение Кабанихи и Катерины происходит в третьем явлении второго действия. Кабанова приказывает как всегда бессловесно — бессмысленному Тихону, который замер в нетерпении будущего разгула почти Салтыковскими мерками дать жене «наказы». Даже в приказно-ехидных фразах Кабановой чувствуется ее пренебрежительное подозрение: «Приказывай жене-то как жить без тебя! Разговаривай еще! Чтоб почитала свекровь, как родную мать! Чтоб в окна глаз не пялила! Оно все лучше как приказано-то». Кабанов пытается смягчить ситуацию: «Да маменька, когда ж она… Да что-же это маменька, ей-богу!», но снова тщетно его авторитет погребен под неудержимой горой силы маменьки. Катерина терпит, но, по сути дела — это оскорбления. Какое-то преддверие, преддверие чего-то нехорошего, что случится. Начинается развитие действия.
Кульминация действия развертывается к шестому явлению четвертого действия. В тот самый день Грозы. Разразившегося проклятия, силы природы, общества, обстоятельств, мироздания, которые ополчились против двоих людей. «Куда прячешься глупая! От Бога-то не уйдешь!» — еще одно роковое пророчество ликующей в своем неистовом пламени старухи — Барыни. Катерина не может вытерпеть, она винится, она говорит всем, что повинна. «Все сердце изорвалось… Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом!» Кабанова, кажется, почти торжествует: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!«. Все действие происходит под неимоверный шум грозы.
Последняя встреча — когда Катерина уже утопилась в омуте. Кабанова говорит: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите!«. Она не простила невестку, и никогда не простит, осталась одна (после этого трагического случая Тихон отказался от вечного покровительства маменьки) со своим консервативным снобистским мещанством.
Дикой — Борис:
Непосредственный диалог Дикого и Бориса мы можем видеть только во втором явлении первого детства. Из списка действующих лиц известно, что Борис — племянник Савела Прокофьича, которого тот не любит и не забывает ему каждую секунду об этом напоминать: «Пропади ты пропадом! Раз тебе сказал: «не смей мне на встречу попадаться!«; тебе все неймется! Провались ты! я с тобой и говорить — то не хочу, с езуитом». В третьем явлении Борис рассказывает Кулигину и Кудряшу о своей истории — «Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну… Воспитывали нас родители в Москве хорошо…«. В ходе истории выясняется печальная правда: «он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость». Дикой — собственник, жадный до денег, что и видно из эпизода с Диким и Кабанихой: «Дикой: потом, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Борис — же человек иного сорта. Он не презирает дядюшку, но и не принимает его как данность. «Порядочно образованный» — говорит о нем Островский в списке действующих лиц. Борис пытается жить по-человечески, но сгорает от любви к Катерине.
Варвара — Катерина:
Столкновение Варвары с Катериной как таковым конфликтом не является. Наоборот — Варвара старается помочь Катерине, но одновременно и играет роль змия: достает тот самый ключ, встречает Бориса и вместе с Ваней Кудряшем и организует свидания Катерины и Бориса, добросердечно пытается помочь подруге, но словно предполагает, что все обречено на провал. Впервые мы видим диалог Катерины и Варвары в седьмом явлении первого действия.
«Отчего люди не летают!«. Это, пожалуй, одна из самых известных фраз «Грозы». Катерина говорит в своей непринужденно-грустной лиричной манере о том, как она была маленькая, о том, как ей хотелось взять и полететь. «Знаешь, мне иногда кажется, что я — птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот бы разбежалась, подняла руки и полетела…». Катерине снились сны, где она летала, и «пейзажи — как на образах» и церковь «светлый столб вниз идет, да в этом столбе ходит дым, точно облака». Какая-то нотка поэтичного забытого, зачахшего в рутине и нелюбви образа. У меня возникли какие-то ассоциации (не знаю, может быть, из-за имени героини), в том самом месте с Кэтрин из «грозового перевала». Они, конечно, совершенно разные, и по стилю мысли, укладу быта и жизни, характерам, но все-таки?! Что-то такое неуловимо-контрастное, стремление к природе, к полям и солнцу, и камням, к этому самому «закроешь глаза — и летишь!». Той, Кэтрин, думаю, тоже хотелось летать, как птице, но это совсем, совсем другая история.
«А вот что, Варя, быть греху какому-то! Такой на меня страх, такой страх!» — Катерина говорит Варваре о своем предчувствии чего-то страшного, вещает, что не может она более бороться с силой судьбы, и в конце добавляет: «ведь не хорошо это, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?«.
Катерина говорит о Боге и о грехе, Варвара догадывается, в кого влюблена Катерина, а потом Барышня пророчествует: «Вон, вон, куда красота-то ведет!». «Всякий должен бояться, не что убьют тебя, а что смерть застанет тебя таковым, каким ты сейчас есть, со всеми твоими грехами, да со всеми помыслами лукавыми», — вот чего боится Катерина в преддверии наступающей, — пока еще не той, роковой, грозы.
Во втором явлении второго действия Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрытничать не могу». На что Варвара ей отвечает: «Ну, а у нас без этого нельзя; ты вспомни, где живешь!«. Но Катрина так и не сможет не сказать — да разразится Гроза.
Развития действия меж этих двух персонажей начинается в девятом явлении второго действия. «Я теперь гулять пойду; а ужо нам Глаша постелет постели в саду…». В коем-то роде ключ от калитки — это райское яблоко, так что Варвара (хочет она того или нет) играет здесь роль того самого ветхозаветного Змия. «На что! На что! Не надо! Не надо!» — откликается на ее предложение Катерина. Но ключ берет. Вот и развитие действия, которое катится по пыльным колеям повествования (как Волга разворачивает просторы по своему руслу), вперед, к кульминации.
В третьем действии Варвара (представляющая некую смесь дворянки, которая бунтует против старых пыльных устоев (в частности — негласной всеобщей тирании многочтимой маменьки), которая в конце концов убегает из дому) вместе с Ваней Кудряшем наставляет влюбленных на путь истинный. Кудряш поет народные пенсии на гитаре, Варвара с ним — у них любовь, или же просто юношеское увлечение, не важно. «За рекою за быстрою, мой Ваня гуляет…» Они вместе и хранят покой влюбленных в эту ночь. Первую из десяти ночей.
В день Грозы — тот самый страшный кульминационный пик, Варвара старается всячески оградить Катерину от признания: «Что ты мучаешься в самом деле? Стань в сторонке да помолись! Врет она, она сама не знает, что говорит!«, но тщетно. Свершается пик, как будто тело проходит через горизонт событий в черной дыре — точку невозврата. Хотя доля «Грозы» точка невозврата была много, много раньше…
Больше мы о Варваре не слышим, кроме как то, что «говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут». Произошло это потому что: «Варвару маменька точила, точила, а та не стерпела, да и была такова — взяла, да ушла». На этом она исчезает из пьесы и — кто знает — долетит ли до нее весть о том, что Катерина утопилась в Волге…
Кабаниха — Тихон:
Отношения Кабанихи и Тихона можно рассматривать с какой-то долей щепетильной гоголевской комедии — они и комичны и поучительно-неумолимы одновременно. Впервые мы встречаем Тихона с маменькой в пятом явлении первого действия. Это, безусловно — экспозиция: здесь обрисовываются характеры героев. «Ежели ты хочешь мать послушать… Не очень нынче старших-то уважают!» Кабанов лепечет «Да как я могу, маменька, вас ослушаться!» Кабанова не перестает наставлять сынка, а тот и не ропщет: «Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости скажет, думаю, можно перенести!«. В отношениях между матерью и Катериной Тихон пытается быть каким-то посредником, смягчающим отнюдь не кроткий нрав матушки, но сам, похоже, не осознает, что играет роль шута-по-неволе. Особенно это видно в развитии событий, когда Кабанова дает Тихону наставления, как себя должна вести во время его отсутствия жена.
Подобострастие растет. Тихон уезжает на десять дней, но оно преспокойно продолжает расти и без него, самое страшное, самую кульминацию мы видим, когда Кабанов с Кулигином гуляют по бульвару: «Вот маменька говорит — ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть, побил немножко, да и то маменька приказала». Катерина говорит позже в последнем диалоге с Борисом о Тихоне: «То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев».
Когда сообщают, что Катерину нашли в воде, Кабанов рвется к жене, а мать останавливает его: «Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь!» и он сникает: «Хоть взглянуть мне на нее!». А потом «Что же ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь?!». Но тщетно. Уговоры уже не властны над Кабановым, он кричит: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» и замирает со словами: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете, да мучиться!«.
26.09.2015 19:29:14