Создавая портрет весны-2021, мы невольно вспомнили, что было год назад. Так, в своей статье «Точка отсчета: 18 марта» девятиклассница Екатерина Журавлева отметила коррективы, которые внесла пандемия в жизнь всего мира: «Мы оказались втянуты в новые, не привычные для нас условия. Все вдруг поняли, что человечество в опасности!» Несмотря на это, автор статьи выделила несколько положительных факторов, таких как улучшение качества воздуха на земном шаре из-за остановки крупных предприятий и осознание важности труда социальных работников, педагогов, вирусологов и других медиков.
Десятиклассник Дмитрий Аникин свое эссе завершает словами: «Весна 2020 года, превратившаяся в депрессивную пору, прошла ужасно и останется в истории как новая чума, но все плохое когда-либо заканчивается. Хочется верить, что весна этого года будет другой и принесет всем нам вместе с солнечными лучами надежду на лучшее. А нас всех ждут весенние каникулы».
Арина Стрельцова из 11 класса, создавая яркий портрет нынешней весны, все же обращается к событиям прошлого года:
COVID, СанПиН, дистанционка,
Из радости лишь фотопленка,
Где кадры уж минувших дней
Без масок и без тысячей смертей.
Портрет весны пятиклассников
Ребята пятых классов по-особенному воспринимают наступившее недавно время года — весну. Для них это новые прогулки с друзьями на свежем воздухе, веселые игры, шашлыки на даче, возможность покататься на самокате или велосипеде. Пятиклашки наполнены радостью и мыслями о приближающемся лете. Каждый из опрошенных нами считает, что он — лучик солнца, и поэтому, радуя родителей хорошими оценками, участвует в создании большой картины пробуждающейся весны. Результаты соцопроса нашли отражение в облаке тегов, где доминирующую позицию занимают каникулы. Весна ассоциируется с такими словами, как «птицы», «радость», «солнце», «лужи», «тепло» и «ручейки».

Анализируя весенние этюды пятиклассников, мы обратили внимание на работу Ангелины Присекиной: «Для меня весна — время пробуждения души. Не бойся творить и будь собой! Не бойся неудач, они были и будут у всех. Нужно держать себя в руках, творить, сочинять, развиваться, поддерживать себя в тонусе. А главное — не лениться, а делать!» Неожиданный поворот мысли для пятиклассницы!
Федор Симонов в перечне позитивных ассоциаций не отстает от своих сверстников, но в своем кратком поэтическом творении «А та весна была совсем другой» обращается к событиям прошлого года. Он называет ее «угрюмой и плохой», по-детски обижаясь на несбывшиеся планы:
Я очень долго ждал весны,
Но это было зря:
Она подставила меня…
Весна глазами среднего звена
Читая работы учеников седьмого класса, я вспоминала себя в их возрасте. Подбор их ассоциаций удивляет своей контрастностью и порой противоречивыми понятиями, которые ребята связали с весной. Ключевыми словами для них стали «тепло», «солнце», с одной стороны, и «грязь», «лужи», «депрессия», с другой. Помимо этого, в их общей картине весны нашли место капель, пробуждение, птицы, цветы и рядом с ними грусть. Все эти противоречия отражены в облаке тегов.
Более солнечная и теплая картина складывается у восьмиклассников. Для них это удивительное время года — шаг в новую жизнь, прилив потока счастья и вдохновения, надежды на прекрасное. Весна у них ассоциируется с приближением каникул, веселыми прогулками на свежем воздухе и отдыхом. Ребята отмечают, что это время для перезагрузки, обновления, процветания, их ассоциации наполнены позитивом, улыбками и добром.
В некоторых творческих зарисовках восьмиклассников доминируют позитивные суждения, порой переходящие в дружеские призывы. Это нашло отражение в этюде Анжелики Романовской: «Весна для меня — время новых надежд. Мне хочется, чтобы у всех людей жизнь текла так же легко и прекрасно, как весенний ручей. Пусть все дарят добро и позитив друг другу».
Зарисовка Ольги Александровой отличается многогранностью созданного ей образа весны. Автор, описывая изменения, происходящие с ее приходом, отмечает: «Всеобщий триумф природы — вот чего жаждет человеческое сердце, уставшее от холода и тоски, нанесенных ей унылой зимнею порой». Почти афоризм!
По мнению нашей редакции, лучшей работой в этой параллели стала зарисовка Алины Буняк «Начало новой жизни». Она утверждает, что именно весной появляется шанс поменяться в лучшую сторону, потому что «когда лучики теплого солнышка касаются тебя, будто гладят по головке, ласково приговаривая при этом: «Совершай добро!» Читая работу Алины, я почувствовала себя рядом с ней и, стоя на улице в ясный день, впитывала в себя каждую частичку, пропитанную любовью: «Ты улыбаешься всем, переводишь старую бабушку через скользкую, покрытую льдом дорогу, бежишь домой, чтобы сделать уборку в комнате и скорее помочь маме приготовить её любимый суп. Ты бежишь в новую счастливую жизнь! И это весна!»
Весна в восприятии старшеклассников
Связывая весну с возрождением, 60% старшеклассников называют слово «жизнь». Многие ассоциируют это время года с тревожными словами «экзамены» и «учеба», ведь в этом году девятиклассники и будущие выпускники сдают государственную аттестацию. Весна — это солнце и прогулки. Весна — перезагрузка, время надежд и обновлений. В ожидании Пасхи девятиклассница Ксения Чепурнова пишет: «Весна — перезагрузка души, а „весна души” — Великий пост. Именно в это время православные люди начинают не только делать генеральную уборку дома, но и наводить порядок в своей душе».
Читая работы своих одноклассников, я удивилась, что за неполный урок Ева Старкова создала небольшой стихотворный шедевр «В ожидании чуда». Убедитесь в этом сами:
В небе бездонном кружат грачи,
Лед превращается в лужицы.
Солнце ликует, запели ручьи,
Вьюга с капелью раздружится.
Сердце в груди замирает, поёт —
Чуда весеннего ждет весь народ.
Снова весна на крыльях летит,
Праздник, восторг новых встреч нам сулит.
Весна десятиклассников — пора романтичная, удивительная, полная мечтаний и переживаний, пробуждения и обновления. В своем этюде Яна Боженко пишет: «Мне вспоминается время беззаботных дней, когда я еще не задумывалась о будущем, когда было значительно меньше проблем и переживаний. Но весна есть весна, и на моем лице улыбка. Мир кажется более прекрасным в такие моменты». А вот Егор Кириленко считает иначе: он сравнивает унылую раннюю пору пробуждения природы с персонажем одноименного романа Ивана Александровича Гончарова: «Весна — неприятное время года, словно Обломов, пытающийся отойти от глубокого сна».
Весна в представлении самых старших в гимназии
Проанализировав облако тегов одиннадцатиклассников, мы выявили, что наиболее популярными являются понятия «тепло» и «солнце», а также «масленица», «цветы» и «ЕГЭ». Помимо этого, встречаются слова, связанные с погодными условиями: «грязь», «слякоть», «таяние снега», «сосульки», «свежесть», «снег». В облаке тегов нашла место дата 9 мая — праздник Великой Победы. Иван Радько считает весну временем для любви и романтики. От весны он ожидает прихода теплого солнышка, момента, когда «растают снега и сердца одноклассниц».
Будущих выпускников мы попросили подобрать еще и определения. Результаты нас удивили. Мы получили несколько десятков слов, отражающих позитивную картину весны: «солнечная, теплая, свежая, цветастая, игривая, яркая, молодая, оживленная, бодрящая, зеленеющая». Но среди них есть и определения, указывающие на особенности сибирской весны: «снежная, холодная».


Особенно нас удивили ответы учителей, которые предложили свои ассоциации. Например, для Людмилы Демьяновны Яковлевой, руководителя пресс-центра гимназии, весна — многоликое явление. По сравнению с 2020 годом, нынешняя весна включает в себя «свободу передвижения, веселые голоса детей, итоговое сочинение для одиннадцатиклассников и первые весенние цветы». Преподаватель информатики Алексей Александрович Мешков составил свой ассоциативный ряд: «Весна — это тюльпаны, девушки, солнце, лужи, грязь и пение птиц». А Нина Демьяновна Кляшторная, директор гимназии, отметила, что «весна 2021 года привносит много новых изменений в планы, потом они обрастают деталями и воплощаются в реальности».
Учительское облако тегов получилось вполне симпатичное.
Подводя итоги
Какая же она, сибирская весна? Разная, многоликая, непредсказуемая, в любом случае это одно из самых любимых времен года большинства детей и взрослых. Для каждого она своя, но все находят в ней частичку тепла и света. В этом году весна особенная, по-настоящему сибирская. Температура меняется практически ежедневно, варьируется от -18 до +3 градусов. По-прежнему ведутся работы по уборке огромных глыб снега, потому что иначе машинам и пешеходам очень сложно передвигаться по улицам города — побиты все рекорды по выпадению осадков. Детские весенние забавы больше похожи на зимние. Ребята все также играют в снежки, катаются с горок и строят ледяные фигуры.
Рисунки, созданные художниками разных классов нашей гимназии, отображают истинное лицо весны. Среди них — потрясающие зарисовки ученицы 9 класса Дарины Лесиной, фотографии Марии Мазаловой, Ксении Борцовой, Ильи Благодарова.
Пролетят каникулы, и нам предстоит увидеть удивительные изменения, которые нам подарит сибирская весна, отраженная в рисунках и облаках тегов.