«Эстетическое совершенство» это не главное Журнал ЛГО выпускает антологию школьной лирики
Безупречных антологий не бывает. Для всякой антологии найдется достаточно поводов, чтобы спросить: А почему именно это попало сюда? А почему это помещено, а то — нет? А почему у этого автора три стихотворения напечатаны, а у того одно? И вообще есть здесь какой-нибудь объяснимый принцип отбора авторов и произведений?
Безупречных антологий не бывает. Для всякой антологии найдется достаточно поводов, чтобы спросить: «А почему именно это попало сюда?»; «А почему это помещено, а то — нет?»; «А почему у этого автора три стихотворения напечатаны, а у того — одно?»; «И вообще — есть здесь какой-нибудь объяснимый принцип отбора авторов и произведений?»
Есть, конечно. Составители не собирались делать из этого издания копилку «шедевров», «совершенных творений», «образцов искусства слова». И не потому, что такое нельзя было найти среди всяко-образных «проб пера» в школьных изданиях, — можно было. Но лирика — это не «эстетическое совершенство», не «законченный образец» и даже не «гармоничное сочетание содержания и формы». Лирика — это когда об этих оценочных погремушках даже не задумываешься, потому что не успеваешь — так все горячо, свежо, живо, трепетно…
Вот это и есть настоящая, а не этикеточная эстетика — эстетика переживания, когда важен акт, а не «литературный факт». Конечно, от читателя в таком случае требуется встречная душевная работа, а не «ах, я просто наслаждалась вашими стихами!»
Если начинающий автор еще и успел облечь свое переживание в грамотно выстроенную форму — замечательно; но главная ценность движений души не в этом.
Неужели кому-то придет в голову оценивать достоинства и формальную грамотность стихов в этом «роковом вопросе», заданном мальчишкой?
…Ничего не хочу я сказать, У дверей ко Всевышнему стоя. Лишь одно я хотел бы узнать – Расскажите, пожалуйста, — кто я? Александр Пупликов. Альманах «Слово», 2006. Ближнеосиновская средняя школа, хутор Ближнеосиновский, Волгоградская обл
Попробовали бы сначала хотя бы ответить… И даже когда форма почти безупречна, «образный ряд» — Цветаева отдыхает (хотя, конечно, ее тень тут пролетела…), интонации — тончайшие, в таких, например, стихах школьницы:
Я влюблялась красиво и нежно И снега растопила уже, Расцветая, как первый подснежник, В неокрепшей мальчишьей душе. Татьяна Трифонова, 9 класс. Рег. № 610, газета «Штудия», 2002. Детско-юношеский центр «Сатурн», г. Томск
- главное здесь тоже не это, а … возраст автора. Взрослым, имеющим дело с этой девочкой, есть о чем подумать, кроме «эстетической ценности» стихов…
Составителям антологии школьной лирики вообще всерьез кажется, что это издание — прежде всего для взрослых, именно — повод подумать.
Первые результаты конкурсной экспертизы Некоторым участникам придется сойти с дистанции
Первичная экспертиза материалов, присланных на конкурс, проведена. Состав кандидатов в лауреаты определился. Но, к сожалению, еще на этом этапе сошло с дистанции немало изданий, вполне конкурентоспособных, потенциальных лауреатов. Почему? Читайте в Хронографе экспертизы
Первичная экспертиза материалов, присланных на конкурс, проведена. Состав кандидатов в лауреаты определился. Картина сезона в первом приближении обрисовалась. То, о чем можно сказать еще до финала, конечно, не утаим, будем держать участников в курсе. Но сейчас пока о досадном.
Каждый сезон, и многажды, и не в одном месте портала мы напоминаем: уважаемые участники, ознакомьтесь с Положением, особенно внимательно прочитайте условия участия в конкурсе и правила оформления конкурсных материалов. Но… «Кажинный раз на ефтом самом месте», как говаривал один чеховский герой… Можно как-то еще объяснить, если не все требования учли новички: действительно, проект сложный, что-то да упустят. Но когда бывалые участники повторяют одни и те же ошибки из года в год — это понять уже трудно.
К сожалению, еще на этапе первичной экспертизы сошло с дистанции немало изданий, вполне конкурентоспособных, потенциальных лауреатов, в том числе и из ветеранов. Самые распространенные нарушения условий, которые исключают участие издания в конкурсе:
Предоставлен не тиражный вариант, а оригинал-макеты
Недоукомплектованная подборка
Издание существует меньше года
Издание выходит не массовым тиражом, а «штучно», «презентационно» (например, 2-5 экземляров)
Словом, к уважаемым участникам просьба: не удивляться, если они вдруг себя не обнаружат в числе конкурсантов.
В этом контексте даже умалчиваем о просто небрежно оформленных подборках: то непрошитых, то без паспортички, то без эссе или распечатки из досье (все это очень осложняет экспертную работу).
Тем не менее, большинству участников — наши благодарности за внимание к требованиям оформления материалов, за понимание того, что эти требования — просто условия продуктивной работы Оргкомитета и экспертов.