Завершив свою службу в должности командующего Тихоокеанским флотом, мой прадедушка с семьей переехал из Владивостока в Геленджик. Как же мне нравится бывать у него дома и рассматривать коллекцию красивых морских кортиков, многочисленные награды, фотографии и сувениры! Особенно интересно слушать его воспоминания о службе и о безграничной любви к морю. Кроме того, Виктор Дмитриевич создал генеалогическое дерево нашей семьи, отсчёт которого ведется с 1500-го года. Безусловно, было очень приятно увидеть там и свои данные! Я очень горжусь тем, что у меня такой замечательный прадедушка, его имя золотыми буквами вписано в историю Военно-Морского Флота России и летопись моей огромной, дружной семьи. А для меня счастье — иметь возможность лично прикоснуться к этой истории.

— Виктор Дмитриевич, трудно быть адмиралом?
— Пожалуй, это самый трудный вопрос для меня (смеется). Ты понимаешь, я, в принципе, никогда не стремился стать адмиралом. Вот моряком — другое дело! Грезил этим где-то лет с четырех. Судьба и привела меня на флот.
В неполных 16 лет я закончил 8 классов и поступил в мореходку. Потом меня призвали на действительную военную службу в качестве офицера в военно-морской флот, ну и там я уже и дослужился до этого сегодняшнего звания, до должности командующего флота. И должен тебе сказать, чем выше звание — тем труднее, потому что все большее количество людей становятся от тебя зависимы.
— Когда Вы четко определились с выбором профессии?
— Вот как раз к окончанию 7–8 класса. К этому времени я четко знал: хочу быть штурманом, потому что, как правило, из штурманов вырастают капитаны наших судов.
— Согласны ли Вы с формулой: прошлое + будущее = настоящее?
— Давай разберемся вместе! Так, изучая нашу историю, мы узнаем прошлое, можем ориентироваться в нем, давать ему оценки, делать выводы. Мы унаследовали, аккумулировали из прошлого, богатую историю своей страны, традиции, веру. И это, безусловно, влияет на нас, определяет наше мировоззрение и линию поведения. Получается, формула верна.
— То есть, наше настоящее зависит и от прошлого, и от будущего?
— Ну, возьмем, хотя бы, сегодняшний день: 27 января мы отпраздновали 73-ю годовщину освобождения Ленинграда от немцев. Если бы не освободили Ленинград, была бы сегодня современная Россия? Уверен, что нет. В этом году отмечаем 75-летие освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков и завершения битвы за Кавказ (освобождение Краснодарского края началось 21 января 1943 года, а последних оккупантов соединения Красной Армии прогнали с Таманского берега 9 октября). Много погибло людей, за эту победу мы заплатили очень высокую цену. Как мы можем не чувствовать эту зависимость? До конца дней своих мы должны ее ощущать и быть благодарными поколению героев за то, что они подарили нам это спокойное мирное небо, возможность жить в свободной стране, любить, мечтать, строить планы на будущее.
— Вот мы снова пришли к будущему. Как оно влияет на настоящее?
— Будущее — это производная от настоящего. От того, какие у нас цели, чего мы хотим в будущем, зависят наши действия сегодня. Разве не так? Вот и получается, что таким образом будущее влияет на настоящее. Нам бы очень хотелось видеть Россию на передовых позициях! Наша страна несет в мир добро, никого не собирается завоевывать, никому не навязывает свою позицию (как это делают США, навязывая свою «демократию»). И сегодня каждый из нас должен делать все возможное, чтобы мечты осуществились.
— Если бы можно было начать жизнь сначала, что бы Вы хотели изменить?
— Я бы ничего не стал менять. Считаю, что выбрал правильный путь в жизни, сумел реализовать себя. И я благодарен моей стране, большому Советскому Союзу, который дал мне возможность получить образование, достичь соответствующего положения. Ну а в трудные для России времена я честно работал, чтобы моя страна вышла из кризиса. Нет, менять ничего не будем (улыбается).
— Кому сложнее: Вашему поколению или современным школьникам?
— Вот я бы не сказал, что нам было сложно. Мы жили в такое время, когда была твердая уверенность в завтрашнем дне. Каждый четко знал, что бесплатно получит образование, отправится по распределению, в соответствии с выбранной специальностью будет работать, ему бесплатно предоставят жилье (сначала — общежитие, потом — квартиру). Если заболеешь — бесплатное лечение. Нам, определенно, было проще: мы знали, что надо добросовестно трудиться, служить своему Отечеству — Советскому Союзу, а об остальном позаботится государство. А вот в современной России, мне кажется, намного сложнее. Я приведу пример. В присяге, которую я принимал, которой верен и сейчас, есть такие слова: «если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся». Когда в 1991 году у нас появился класс олигархов, которые теоретически тоже были частью народа, у меня было двоякое чувство: если я служу всему народу, значит, служу и олигархам, которые грабят, обирают мою страну, вывозят из нее деньги? Сложно все это. Сформировать жизненные принципы, выбрать правильные ориентиры молодому поколению сегодня куда труднее, чем нам тогда. Но сейчас у нас появилась хорошая тенденция: желание и готовность общества на восстановление и возрождение патриотизма. Объединило нас и присоединение Крыма к России.
— А что же объединяет наши поколения, и чем мы отличаемся?
— Общие у нас предки, история, традиции, которые мы унаследовали, общие примеры жизни и служения Отечеству. Ну а отличие в том, что ваше поколение более информированное, у вас телевидение, Интернет практически вытеснили печатные книги, они уходят на второй план, а у нас книга была главным источником информации. Вам не надо сутки напролет сидеть в библиотеке, чтобы в поисках необходимых знаний перелопатить уйму книг, а потом законспектировать найденное. В вашем распоряжении множество способов быстрого получения информации, но это не всегда хорошо. Знания, добытые в поте лица, врезаются память на всю жизнь.
То, что легко досталось, так же легко и забывается. Я часто бываю в школе, задаю вопрос: «В каком году Александр Невский одержал свою первую победу и получил звание «Невский?» К сожалению, школьники не могут мне ответить. А ведь это важные вехи нашей истории, это герои, определившее историческое развитие. Если мы не будем знать их, мы потеряем связь с прошлым, потеряем ориентир, не будем видеть будущее. Как учил великий полководец Александр Суворов: «Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони — слава тебе!» И здесь вашему поколению имеет смысл брать пример с нашего: овладевать знаниями, осмысливать историю, быть патриотами.
— А что вы вкладываете в понятие «патриот»?
— Я считаю, патриот — это тот человек, который знает и уважает свою историю, любит свою родину, семью, прабабушек и прадедушек, благодарен им за то, что они построили для него такую замечательную страну, подарили мир. А сам он, в свою очередь, постарается быть таким же, как они, и даже лучше, будет беззаветно служить своему народу и государству, чтобы Русь стояла вечно.
— Что можете пожелать нынешним школьникам?
— Сегодняшним школьникам я бы пожелал одного — получить тот мощный, надежный фундамент знаний, который позволит овладеть выбранной профессией. И чтобы выбирали вы эту профессию один раз на всю жизнь, совершенствовались в ней, стали мастерами своего дела, уважаемыми людьми. И были счастливы.
— О чем бы Вы хотели, чтобы я Вас еще спросил?
— Какой интересный вопрос! Я бы хотел, чтобы ты у меня спросил: «Дедушка, а что бы ты хотел еще сделать в оставшееся, отведенное тебе время для нашей страны?»
— И каков будет ответ?
— Отвечу так: поскольку я выбрал морскую профессию и всю свою жизнь служил флоту, то очень бы хотел, чтобы Россия возвратила себе статус Великой морской державы, какой она была во времена Советского Союза. У нас был мощный ракетно-ядерный флот, сильные корабельные группировки, мы имели возможность соблюдать интересы нашей огромной страны в любой точке Мирового океана, в том числе и в Индийском, и в Тихом океане, и в Средиземном море, и в Атлантике. Вот об этом я мечтаю и готов приложить все свои силы для осуществления моей мечты.
P.S. Виктор Дмитриевич Федоров назначен на должность командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом 3 декабря 2001 года Указом Президента Российской Федерации. 23 сентября 2002 года присвоено воинское звание «адмирал».
Награжден орденами: «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За службу Родине в ВС» III степени, «Красной звезды», «За военные заслуги», носит почетное звание «Заслуженный военный специалист», награжден орденом Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Виктор Дмитриевич регулярно участвует в работе ежегодных симпозиумов главнокомандующих военно-морских сил стран Западной части Тихого океана. Почетный гражданин города Владивостока.
Экспертный Совет Русского биографического института назвал командующего Тихоокеанским флотом адмирала Виктора Дмитриевича Федорова лауреатом национальной премии «Человек года — 2004»
Под флагом Командующего Тихоокеанским флотом состоялся поход в порт Инчхон Республика Корея в память подвига кораблей Российского флота крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». На месте гибели кораблей были отданы почести, а в городе Инчхон открыт памятник российским морякам.