Знаете ли вы, что первые фотоаппараты были деревянными и весили почти 100 килограммов? И чтобы камера превратилась из огромного ящика в еле заметное окошко в нашем телефоне, понадобилось почти два века? Истории фотографии мы решили посвятить несколько статей. В первой — расскажем о том, как все начиналось
Часть 1. У истоков фотографии
«Гармошка»— это не только музыкальный инструмент, но и фотоаппарат. Такую необычную крупноформатную камеру смогли в деталях рассмотреть медиапедагоги и их ученики, ставшие участниками мастер-класса Сергея Шахиджаняна. Лекция известного фоторепортера состоялась в РГУ имени А.Н. Косыгина в рамках обучающего интенсива к конкурсу Медиатон.
Сергей Владимирович — мастер документальной фотографии, сейчас работает специальным корреспондентом газеты «Вечерняя Москва», но кроме того, он — страстный коллекционер. Об истории фототехники Сергей Шахиджанян может рассказывать часами, показывая собранные им по-настоящему редкие экземпляры.
Старая массивная фотокамера, которую он принес на этот мастер-класс, выпущена в начале 20 века и представляет собой две деревянные рамы, соединенные гармошкой, с одной стороны — объектив, с другой — матовое стекло. Аппарат до сих пор в рабочем состоянии, и Сергей Владимирович продемонстрировал сам процесс фотографирования — по нынешним меркам безумно долгий и сложный.
«Сначала фотограф накидывал на себя специальное полотно — иначе было ничего не видно, затем наводил резкость, снимал с себя полотно, крышкой закрывал объектив, откидывал матовое стекло, вставлял кассету — аналог современной флешки, правда, в 100 раз больше и всего на один кадр. И только после всех этих манипуляций можно было начинать съемку», — комментирует Сергей Владимирович.
Есть в коллекции Сергея Шахиджаняна и подлинный дагерротипсередины 19 века. Выглядит эта фотография очень необычно: она находится в складном футляре, сделанном из специального вещества, в состав которого входят резаная кожа и клей-шеллак. Изнутри же изображение отдает серебряным отблеском, так как делалось на посеребренной пластине.
«Рассматривали дагерротип тоже по-особому. Накидывали на себя кусок материи, чтобы избежать отражения, а после вглядывались в изображение, предварительно повертев снимок перед собой,— говорит Сергей Владимирович. — Все дело в том, что изображение получалось зеркальным, и видно его было только под одним углом».
Следующим этапом в развитии фотографии стал ферротип — изображение, сделанное на кусочке жести, на который наносилась светочувствительная эмульсия. В отличие от дагерротипа, здесь вместо стекла использовалась чёрная лакированная железная пластина. Чуть позже возник другой вид снимка. В нем вместо жести стало опять использоваться стекло — это был амбротип.
Но у всех этих технологий было несколько серьезных недостатков. Во-первых, каждый снимок был в единственном экземпляре, а потому стоил довольно дорого, во-вторых, сделать его можно было только на улице, ну, и в-третьих, сам процесс был не только трудоемким для фотографа, но и сложным для того, кого снимали. «Без движения под солнцем приходилось сидеть достаточно долго, а голова модели была плотно зажата в тиски для того, чтобы зафиксировать положение,— рассказывает Сергей Шахиджанян. — Фотография тогда представлялась людям чем-то магическим, волшебным, абсолютно непонятным. Профессия фотографа была высокооплачиваемой, несла в себе частичку чего-то неизведанного».
Шли годы, и процесс фотосъемки становился все проще. К концу 19 — в начале 20 века фотография стала такой, какой ее знают наши прабабушки и прадедушки. Появились новые более чувствительные материалы, и производство изображения заключалось в получении негатива на стекле и переводе его в привычный позитив на фотобумаге. Эти снимки отличались намного более высоким качеством. Особое же удовольствие нам сейчас доставляет чтение того, что написано на их обороте. Согласитесь, в этом есть какая-то тайна, ведь для нас это своего рода фото привет из прошлого.
Продолжение следует…
Дарья Беленкова, 10 кл., #3047, школа № 1329, Москва / фото: Рамиль Аляутдинов, Дарья Патенко
Фоторепортаж (12 шт.) Для просмотра кликните на картинку
Учиться, весело проводить свободное время, да еще и быть волонтёром? Думаете это сложно? Илья Филипченко, учащийся колледжа № 8 и активист «Молодой гвардии» совмещает приятное с полезным
Почему решил идти в колледж, а не в 11 класс?
Проанализировав варианты, я понял, что колледж для меня более удобный путь. В колледже я смогу сразу получить специальность. К тому же, лично для меня, в колледже оказалось гораздо интереснее, так как в нем другая система получения знаний.
Расскажи о своих увлечениях.
Я занимаюсь dirt jumping'ом (велосипедный спорт). Иногда, чтобы расслабиться я бегаю или делаю красивые фотографии. Вдохновение я нахожу во многих вещах, таких как вечерние прогулки или разговор с близким человеком. С моей стороны было бы неправильно не упомянуть в своем рассказе и музыку. У меня нет определённого любимого жанра, считаю себя меломаном. Однако подходящая под ситуацию и настроение мелодия вдохновляет.
Как проводишь свободное время?
Я стараюсь проводить дни, свободные от дел, со своими друзьями, семьёй. Стараюсь так же активно заниматься спортом, таким как плавание и пейнтбол. Хотя большую часть моего времени занимает волонтерство. Мысли о том, чтобы стать волонтером пришли в детстве. С раннего возраста я считал, что волонтеры — это те люди, которые готовы оказывать помощь всем, не требуя совершенно ничего взамен. Меня это воодушевляло, и я тоже решил стать кому-то нужным и полезным.
Сложно ли совмещать волонтёрскую деятельность и учебу?
В общем-то, это не настолько сложно, как кажется, либо мне с этим просто повезло. Лично у меня две эти сферы деятельности контактируют. Мой колледж полностью поддерживает работу волонтеров среди своих учащихся. Мне даже разрешено проводить некоторые мероприятия от «Молодой гвардии».
Что из себя представляет «Молодая гвардия»?
Это молодёжно-политическая организация. Она занимается волонтерством, но более углублённым в политику, так как она финансируется «Единой Россией». Попал в организацию благодаря своей подруге, которая уже на тот момент была активисткой, и предложила попробовать себя в этом. Тут устраивают различные интересные мероприятия, как для людей, так и для спасения природы, например, сбор мусора. Меня сразу заинтересовала эта организация, ведь, оказавшись в ней, я почувствовал себя человеком, который помогает людям и делает свою страну лучше. Для меня гвардия — вторая семья, коллектив здесь сплочён и дружелюбен. Огромное количество ребят с разных муниципалитетов и городов И с каждым днём нас становится всё больше и больше, так как нас объединяет общая идея — изменить страну в лучшую сторону. Я долгое время думал связать с гвардией свою жизнь и пойти работать куда-нибудь в политику, но на ближайшее время это так и остается мыслями, и конкретных планов я пока не строю.
Какой совет ты можешь дать ребятам, которые хотели бы стать волонтерами?
Я бы посоветовал, наверное, просто действовать, никогда не лениться и ничего не бояться. Просто получать удовольствие и бесценный опыт от того, что ты делаешь. Главное — наслаждаться процессом.
Марина Коляда, 10 кл., #642 Параллакс, школа № 2045, Москва / фото: архив Ильи Филипченко
Марина, спасибо за материал. Если бы удалось перед публикацией внимательно его прочитать, найти все ошибки и исправить их, материал читать было бы интереснее, и все внимание читателя уделялось бы содержанию, а не отвлекалось бы постоянно на ошибки.
Я Маша, для родителей Мару, Мари или Зюша, а для друзей Маруся, но по секрету я Зина, только никому не проболтайтесь. Я живу в Новосибирске, и мой дракон тоже.
2. Как вы впервые увидели … ( парящего дракона, звезды, море, — любое интересное)
Месяц назад в наш дом привели Чипа, он будет похлеще любого Парящего Дракона. Чип — это щенок дворняжки, и он стал жить с нами.
3. Как вы впервые делали … (парящего дракона, газету, ролик, уроки, … — что выберете)
Первое, что он сделал — начал грызть носок. Этот носок был на мне…
4. Как вы победили (парящего дракона, врага, себя или кого-то (что-то) еще …)
Хотя я и собакофоб, я также альтруист, поэтому я не укусила Чипа в ответ, а всего лишь громко рявкнула: «Фу!», и прыгнула на диван.
5. Как вы завалили (полет парящего дракона, экзамен, выход газеты или что-то другое)
Он всё-таки меня укусил, когда я выходила из дома. Счёт 1:0 в пользу Чипа.
6. Кто или что такое парящий дракон? Нарисуйте?
Это крошечный щенок Чип, подобранный на стройке. Я не мечтала о собаке, но мой младший брат грезил ею. Для него это самое милое существо на земле, а для меня кусачий дракон, грызущий мои белые носки и ноги под ними.
7. Что сегодня было у вас хорошего?
Но я люблю брата, а брат любит Чипа. Любовь творит чудеса. И только что Чип лизнул меня в ладонь.