«Издательский Бог» газеты — горячая (свежая) информация
«Как классифицировать наше печатное издание: журнал или газета? С одной стороны, оно выходит раз в месяц, имеет формат брошюры, содержит постоянные рубрики — и этим похоже на журнал. Но с другой стороны, качество полиграфии, попытка сделать его актуальным и злободневным и малый объём намекает на родство с газетами. Не могли бы Вы подсказать официальные критерии?»
ИЗ АРХИВОВ «НАШПРЕССА»
— Как классифицировать наше печатное издание: журнал или газета? С одной стороны, оно выходит раз в месяц, имеет формат брошюры, содержит постоянные рубрики — и этим похоже на журнал. Но с другой, качество полиграфии, попытка сделать его актуальным и злободневным и малый объём намекает на родство с газетами. Не могли бы Вы подсказать официальные критерии?
Отвечает руководитель экспертной службы Конкурса Валентин Эрастович Белецкий: — Во всех справочниках определения сходятся только на способе скрепления: вот если «листовое издание … скрепленное в корешке…», то это журнал, а если нет, то газета. Да и то: «В отдельных случаях применяется скрепление… при этом используется термин «газетно-журнальное издание». Так что ориентрироваться надо, как обычно в таких случаях, на признаки, «преимущественно характерные» для газет и журналов.
Главный признак газеты — оперативность, злободневность, наличие новостных разделов (рубрик), «быстрых», репортажных заметок и материалов (на первых полосах прежде всего), небольших по объему (охватных «сканирующим» читательским взглядом). Поэтому говорят, что газета живет один день: на второй день это уже не новость, а история. По той же причине издание с периодичностью более чем неделя газетой уже трудно считать.
Журнал предполагает иной информационный темп и ритм. Он не претендует на сообщение, мгновенную реакцию на событие. Его «издательский Бог» — комментарий, осмысление проблемы, толкование событий. Характерная особенность журнала — публицистичность, а это предполагает и иной, чем в газете, объем статей, и иной набор тем и жанров, и более разреженную периодичность — чаще всего раз в месяц. Читать комментарии и осмысление событий в журнале можно не торопясь: впечатлений от публицистики должно хватить до следующего номера.
И можно будет вернуться к журнальным публикациям спустя время, и иные опубликованные материалы актуальны многие годы, и дискуссии в журналах тянутся годами. У журнала жизнь гораздо длинее, чем у газеты, — благодаря характеру материалов. И особенностям «почерка» его авторов: не всякий журналист-газетчик пригоден, допустим, для работы в журнале, и наоборот.
А у школьной периодики свои особенности, связанные с ограниченностью «материального пространства»: в пределах школы едва ли наберется общезначимых событий даже на недельную периодичность газеты; да еще и полиграфические мощности не позволяют издавать свою периодику чаще чем раз в месяц для газет и два-четыре раза в год для журналов.
Тем важнее самим для себя определить, что главное в вашем издании: информировать, оповестить, сообщить, зафиксировать событие (проблему) — или осмыслить, прокомментировать, растолковать, просветить. Уже от этого будут зависеть и тематика, и преобладание тех или иных жанров вашего издания, и структура, и верстка, и дизайн.
Спецвыпуск: не конкуренция, а взаимодействие Оргкомитет призывает участников обмениваться материалами
Оргкомитет призывает участников «Спецвыпуска по сети» обмениваться материалами. Если у вас есть творческие наработки по смежной теме вы можете поделиться ими с коллегами. И наоборот: ощущая недостаток каких-то сведений или иллюстрации, вы можете запросить их у других участников. Взаимодействие происходит в Дежурной линии Спецвыпуска
В этом году оргкомитет призывает участников «Спецвыпуска по сети» к плотным взаимодействиям друг с другом. Например, вы можете «заказать» коллегам статью, или нужную вам иллюстрацию. Одновременно — если вы имеете интересные наработки по какой-то смежной теме — предлагайте свои материалы к публикации. Это очень украсит игру и сделает проект «интерактивней».
Дежурная линия «Спецвыпуск» — место встречи участников проекта. Там вы можете разместить свое объявление, рассказать о ходе работы и — разместить запрос на материал от коллег по цеху.