В век технического прогресса многие люди перестали увлекаться искусством, читать книги, забывая накопленную мудрость, ту совокупность знаний, которая наживалась испокон веков. Современные тенденции таковы: визуальная сторона жизни важнее, чем ее содержание
«Боюсь, что визуальные стороны жизни всегда значили для меня больше, чем ее содержание», — писал Иосиф Бродский. Очень часто за красивой упаковкой не будет ничего, кроме зияющей пустоты. Забытый опыт предков и прослеживающийся базаровский нигилизм уже дают свои плоды: одна из опор масмедиа — журналистика — переживает небывалый спад. Люди попросту не хотят покупать бумажные газеты, потому что привыкли довольствоваться двумя строчками вместо двух страниц. Вся наша жизнь становится оцифрованной и постепенно переходит в интернет. Лично для меня данная проблема является животрепещущей, потому что свое будущее я собираюсь связать именно с журналистикой.
Мне с детства примером служили люди, которые многого добились, но сохранили свою точку зрения на многие важные вопросы. Одним из таких людей является журналист, драматург и главный редактор ростовского журнала «Кто главный» Сергей Медведев. Родился он 2 сентября 1960 года. В 1982 году окончил физфак Ростовского государственного университета по специальности «радио-физика».
В 1994 году Сергей Артурович написал свою первую пьесу для театра в цирке «Герой нашего времени» — это был его первый драматургический опыт. А в 2002 Медведева заметили уже и в московском издательстве, даже внесли его стихи в антологию «Нестоличная литература».
Известность Сергею Медведеву принесла пьеса «Парикмахерша», с ней он занял второе место на конкурсе «Евразия-2007» в Екатеринбурге, вошел в шорт-лист московского конкурса молодых драматургов «Премьера», стал лауреатом фестиваля «Новая драма-2007». В 2008 пьеса «Парикмахерша» была переведена на немецкий язык и стала одной из трех премированных пьес ежегодного Международного берлинского фестиваля «Theatertreffen-2008».
Почему у современного поколения охладел интерес к литературе?
— По сравнению с началом 20 века гораздо большее количество людей читает. Грамотность стала поголовной. Однако у людей появился выбор, которого раньше не было. Все стало «нишевым» и разделилось по интересам. Появился огромный выбор того, чем интересоваться, поэтому прежняя модель не работает. Уже нельзя сказать, что если человек не читает, то он отсталый.
Каких современных авторов вы бы посоветовали читать молодёжи?
Я считаю, что современная литература зависит от вкуса человека. Вообще я бы посоветовал молодёжи читать фантастику. На самом деле даже приход Советской власти был подготовлен всякими антиутопиями. Хорошая фантастика пробуждает в человеке желание отделиться от толпы, найти свою индивидуальность, в хорошем понимании слова: нести ответственность за себя, а не перекладывать ее на власть или какого-нибудь начальника. Также я бы посоветовал читать Чехова. Его рассказы — хорошее противоядие от всякого тоталитаризма. У Антона Павловича хороший и печальный взгляд на этот мир. Если вы интересуетесь ростовскими авторами, то я бы вам посоветовал почитать Виталия Сёмина, этот человек из последнего поколения, которое помнило войну, а это стоило немалого.
Почему именно Виталия Сёмина?
Само слово «война» вызывает у нас ужас, но люди, которые через нее прошли, по-другому относились к жизни. Они понимали, что после их ухода люди будут верить всему, что говорят по телевизору, а правда о войне будет фальсифицирована и использована как пропаганда. Чтение таких авторов действует на любого человека отрезвляюще, потому что написано без надрыва и даже с чувством юмора, хоть и о совершенно страшных вещах.
Почему люди из старшего поколения верят в пропаганду СМИ?
Если люди верят в пропаганду, то это не от того, что ее навязывают, и не от недостатка образованности: люди сами хотят отдаться этой пропаганде. Человеку старой закалки легче, когда он ощущает какую-то общность с другими людьми, событиями, идеями.
С чем связан кризис в журналистике?
Сейчас для журналистики настали и вправду тяжелые времена, но вовсе не плохие. Идет становление журналистики, которая оказалась в ситуации многовариантности. Должно пройти время, чтобы люди чётко разделили свои интересы. Причина спада — это не кризис жанра, это кризис самоидентификации читателя и производителя контента.
Каким вы видите будущее журналистики?
Следующий шаг в развитии журналистики — поиск своей ниши, создание оригинального продукта, у которого не будет аналогов, поэтому он будет востребован. Благодаря ненавистному многим интернету, у этого продукта будет будущее. Однако не стоит ожидать чего-то всеохватного, как было раньше. Даже если сравнивать популярный сейчас фильм с лентой, прославившейся в Советском союзе, например, «Кавказской пленницей», — это будут уже не те цифры, совершенно другие масштабы и охват аудитории. Но это не говорит о том, что новый фильм хуже (хотя, может быть, и хуже). Просто сейчас у любого продукта масса аналогов и огромная конкуренция.
Действительно ли произошло падение нравов? Почему на свет выходит очень мало достойного кино и литературы?
Почему-то люди привыкли идеализировать прошлое. Однако ничего нового не происходит, так было и 20 лет назад, и сто: если вы откроете газету «Приазовский край», например за 1910 год и посмотрите расписание спектаклей в театрах, то увидите много коммерческих постановок, чему свидетельствуют даже их названия. Какие-то французские пьесы с совершенно глупыми сюжетами.
С чем тогда связана поголовная безграмотность среди современного поколения?
Это, скорее всего, временный процесс. Да и литература, которая воспринимается на слух, в меньшей мере способствует запоминанию правил русского языка, чем печатное слово, которое видишь. Однако я не вижу в этом какой-то драмы. Тем более, язык все время меняется, рано или поздно произойдет упрощение языка. Вот даже если взять английский язык, то он намного проще. В то же время, у какой-нибудь африканской народности, он в десятки раз разнообразнее и богаче, чем русский. Однако все мы идем по пути западных цивилизаций, хоть и возможны какие-то отступления, но этого не остановить.