В ноябре 2021 года, к 200-летию великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, открылся после реконструкции Московский дом Достоевского (ранее Музей-квартира Ф.М. Достоевского), который обязательно надо посетить всем любителям русской литературы
Совсем недавно наш класс побывал в Московском доме Достоевского. Музей произвел на нас сильное впечатление, и я хочу рассказать о нем. Но сначала немного истории.
30 октября 1821 года в квартире на Божедомке при Московской Мариинской больнице для бедных, штаб-лекарем которой служил Михаил Андреевич Достоевский, Мария Федоровна Достоевская родила сына Федора. Будущий писатель прожил в этом доме до мая 1837 года, когда после смерти матери отец уволился со службы, переехал на другую квартиру, а детей, Михаила и Федора, отправил в Петербург. Первые 15 лет жизни Федор Михайлович провел в скромной квартире в южном флигеле Мариинской больнице, больнице для неимущих, которая располагалась на задворках Москвы, в районе Божедомка (от «убогие дома»). Каждый день перед юным Федей проходили картины нищеты, болезней и жутких событий. Позже эти впечатления нашли отражение в его знаменитых произведениях.
11 ноября 1928 года в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных был открыт один из первых литературных музеев нового советского государства — Музей Ф.М. Достоевского.
Основой для создания музея послужили поступившие от потомков писателя собрания семейных книг, портретов, предметов быта. В 1930-е годы музей пополнился материалами из уникальной коллекции вдовы писателя Анны Григорьевны Достоевской. Интерьеры квартиры были воссозданы по воспоминаниям младшего брата, Андрея Михайловича, который очень подробно описал проведенные вместе со старшими братьями годы в доме родителей.
Мемориальная квартира ни разу не подвергалась перестройке: стены, печи и перекрытия сохранились такими, какими были при жизни писателя. Со времен Достоевского перед входом в квартиру сохранились и ворота со львами на арках. В 1979–1982 гг. были проведены небольшие ремонтно-реставрационные работы, а с декабря 2019 года по ноябрь 2021г. в музее прошел ремонт, после которого он во многом преобразился. Это событие стало центральным в числе мероприятий к 200-летию со дня рождения Достоевского. Теперь он именуется Музейным центром «Московский дом Достоевского», находится на улице Достоевского (бывшая Божедомка), рядом расположена одноименная станция метро.
На первом этаже музея располагается мемориальная квартира, где прошли детские и отроческие годы будущего писателя. Очень скромная квартира, состоящая из гостиной, родительской спальни, рабочей залы и детской. В них находятся подлинные мемориальные предметы мебели и книги семьи Достоевских, портреты родителей и родственников.
Экспозиция второго этажа раскрывает писательскую судьбу Ф.М. Достоевского. Интересно, что оформлен этаж в стиле вокзала, так как семья много ездила по разным городам и странам. Интересно, что после квартиры во флигеле Мариинской больницы постоянного дома у писателя не было никогда. В Петербурге он 20 раз сменил квартиру. Каждый зал второго этажа посвящён одному из романов Ф.М. Достоевского, а также такому важному этапу в его жизни, как каторга. Эти экспозиции поражают посетителей музея. Например, по четырем стенам зала, посвящённого «Преступлению и наказанию» находятся страницы всего романа.
На третьем этаже представлена авторская инсталляция Михаила Шемякина «Наваждение Раскольникова», а в отдельном зале представлено освоение произведений Достоевского в других видах искусства — от графики и живописи до театра и кино. В нём постоянно демонстрируются экранизации произведений писателя и иллюстрации известных художников.
Таким образом, мы видим в музее соединение прошлого и настоящего, можем увидеть мемориальные вещи и обстановку XIX в. и восприятие произведений великого писателя людьми XX и XXI веков, а главное — глубже понять личность Достоевского и мир его произведений.
Анастасия Казакова, 10 кл., #4489 СУПиР, школа 1583 им. К. А. Керимова, Москва / фото: Анастасия Казакова, 10 кл., #4489 СУПиР, школа 1583 им. К. А. Керимова, Москва
Московский дом Достоевского (4 шт.) Для просмотра кликните на картинку
Дорогие друзья! Началась активная фаза подготовки выставок-передвижек.
Чтобы организаторы могли быстро сверстать работы, просим редакции срочно их подправить
1. Проверьте комплектность:
Обложка книги (с надписью: автор, название) (сначала автор, затем название!)
Исходник фотографии, которая была использована для обложки (без надписи и фона)
Фон обложки (если фон авторский, укажите автора в подписи к работе)
Дополнительные фотографии, отражающие содержание книги (по желанию)
ВСЕ РАБОТЫ к одной книжке поставьте в комплект!
Одна тема = один комплект!
Если хотя бы что-то отсутствует, закачайте КАК МОЖНО СКОРЕЕ. Срок — до 22 марта
2. Проверьте подписи и описания:
Автор и название (сначала автор, затем название!)
Цитата из произведения!!
Имя фамилия фотографа.
Обратите вним. Фотограф не может сам себя фотографировать!
Имя и фамилия (кто на фотографиях)
Все должно быть написано по правилам русского языка, на верстке приходится править ошибки, это удлиняет процесс.
Если не указана какая-либо информация, добавьте ее (используйте «карандашик» под фотографией). Срок — как можно скорее, или до 22 марта
Куклы — обереги оберегали людей, жилье; защищали от злых духов, смерти; принимали на себя болезни и несчастья; давали силу маленьким. Они использовались в магических ритуалах
В языческой Руси создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.
Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.
Одной из самых распространённых кукол-оберегов был домовой. У славянских народов это домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Обычно домовым считался умерший член семьи.
Облику домового обязательно придавалась лохматость и косматость, которые сулили богатство дому.
Леший — дух-хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Он заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных. Следит за людьми, посещающими лес. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, а к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Может проказничать и шутить, но делает это грубо и зло: пугает хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивает с пути, прячет предметы, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом.
Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила, и справедливый дух.
В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Бывает, что это полностью растительный объект: дерево (почитаемые сосна, ель, берёза, дуб, осина), куст, пень, лист, мох, гриб. В этих растительных объектах проявляются человеческие черты: ветви как волосы, толстая кора как кожа, сучок — торчащий нос, обросшее мхом лицо.
Считается, что слово «леший» произошло от слова лес: «лесной», «лесистый».
Жостовская роспись — русский народный художественный промысел. Это роспись кованых металлических (жестяных) подносов. Существует промысел с 1825 года. Своё название получил по месту происхождения — деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Эта небольшая деревушка знаменита на весь мир своими подносами, которые украшает великолепная роспись: причудливые яркие цвета, лаковый блеск и затейливые узоры
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас.
Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома на левом берегу Волги. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери
Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет.
При изготовлении изделий мастера вытачивают предметы из дерева, грунтуют их раствором глины и покрывают олифой и порошком олова. Затем выполняют растительный узор, лакируют и обжигают при высокой температуре в печи.
Во второй половине XIX века проявился интерес к хохломе как к искусству, и в наше время изделия из Хохломы пользуются популярностью.
Гжель — русский народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Изделия относятся к бело-голубой керамике. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне.
Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.
В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.
История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву.
Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает свои особые черты: для нее теперь используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами, — новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла, но популярны изделия из Гжели и сегодня.
Матрёшка — один из символов России, русского народного творчества.
Матрёшка — русская деревянная разборная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно пять-шесть. Фигурки имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей — верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке.
Первая матрёшка изготовлена в 1890 году В. Звёздочкиным и С. Малютиным. Она состояла из восьми кукол и получила название «Матрёна». Имя Матрёна — одно из наиболее распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mater» означающее слово мать. Все фигурки в первой матрёшке отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Свистулька — глиняная игрушка Древней Руси. Найденные на территории России глиняные игрушки датируются X веком.
Ученые считают, что изначально свистульки делались не как игрушки, а как защитный оберег — свист отгонял злых духов. Считалось, что с её помощью можно было вызвать ветер и дождь или отпугнуть нечистую силу. Игра на свистульке также являлась частью таких обрядовых мероприятий, как встреча весны. Именно детям поручалось петь веснянки, кликать и зазывать весну, солнце и тепло. Специально для таких обрядов делали свистульки в виде весенних птиц. Со временем простая свистулька превратилась в полноценный музыкальный инструмент. Для этого на их боках оставляли отверстия. Украшали их свистульки традиционной росписью, характерной для конкретного региона России.