Часто ли Вы в последние дни пользовались трамваем? К сожалению, за последние тридцать лет все больше перестают ездить на них, предпочитая использовать автобус, маршрутное такси или метро. У новосибирского трамвая яркое прошлое, но есть ли у него будущее?
Будучи еще восьмиклассником, я много раз задавался вопросом: «Почему трамвай вызывает у людей преимущественно отрицательные отзывы?» В поисках ответа весной 2016 года я даже отправил письмо в министерство транспорта по Новосибирской области, но на него ответа не последовало. В письме я выразил тревогу по поводу ухудшения ситуации с этим видом городского транспорта. Зато я выполнил другую задачу: изучил историю трамвайного движения с начала его основания до наших дней.
Многие жители нашего города уже привыкли к трамвайным вагонам, которые каждый день перевозят пассажиров со спальных районов к его центральным объектам. К сожалению, немногие знают, когда был открыт первый трамвайный маршрут в Новосибирске. Это произошло 26 ноября 1934 года, когда первый вагон поехал по маршруту: «Вокзал (Новосибирск-Главный) — Центр (площадь им. Ленина).
В этот достаточно морозный день было перевезено почти 6000 человек, и трамвай работал с 11 часов и до самой поздней ночи. Для людей это было большим праздником, так как в то время были только конные повозки и старые автобусы, которые развивали скорость не более 15 километров в час и перевозили максимум 20 человек. С этого дня вплоть до начала Великой Отечественной войны шло активное развитие трамвайной системы: в 1940 году появились трамвайные пути на улицах Ленина, Дуси Ковальчук, Красный проспект, Челюскинцев, Трикотажная и Каменский тракт (проспект Дзержинского); 1 мая 1941 года было запущена в эксплуатацию трамвайная линия на Левом берегу по улицам Трамвайной (Титова), Троллейной, Вокзальной (Станиславского).
Великая Отечественная война стала испытанием не только для людей, но и для трамваев. В эти суровые годы они эксплуатировались почти круглые сутки для перевозки военных грузов и пассажиров с перерывом в два часа. Поэтому вагоны выходили из строя и нуждались в капитальном ремонте. Из тридцати пяти вагонов целых и исправных находилось только десять штук. К счастью, люди и трамваи пережили это очень тяжелое время, и трамвайная система в целом осталась неизменной. С 1945 года шло восстановление и замена как рельсовых путей, так и самих трамвайных вагонов. В 1950 году были открыты линии от станции Кривощеково до завода «Тяжстанкогидропресс» (площадь Сибиряков-Гвардейцев) и до Оловозавода (улица Мира).
Самым главным событием для трамвайного хозяйства в послевоенное время стало открытие Коммунального моста через реку Обь в ноябре 1955 года. В этот день произошло соединение левобережной и правобережной линий в единую сеть, что позволило запустить новые маршруты и облегчить передвижение пассажиров с левого на правый берег или наоборот. Таким образом, трамвай закрепил за собой основной пассажиропоток и пользовался большой популярностью у населения в Новосибирске. Также происходило и совершенствование подвижного состава: вместо старых «деревянных» (с такими же сидениями, без отопления) вагонов, которые еще не имели дверей, на смену приходили новые металлические вагоны бело-красного цвета с удобными для пассажиров дверями, с системой подогревания вагонов. Если раньше водителю зимой приходилось мерзнуть в своей кабине, то уже после 1950 года ему предоставлялось удобное сидение с подогревом, поэтому жизнь работников в трамвайном хозяйстве стремилась к положительным изменениям.
К семидесятым годам ХХ века сеть трамвая Новосибирска настолько разрослась, что существовало двадцать пять маршрутов, которые обслуживали большинство районов (почти 60% общего пассажиропотока). Для обслуживания работало четыре трамвайных депо в Кировском, Дзержинском, Октябрьском и Ленинском районах. На маршрутах работало 400 вагонов. Трамвай играл ключевую роль в перевозке пассажиров.
В начале восьмидесятых годов начался спад трамвайного движения: стали уничтожаться пути на центральных улицах нашего города, некоторые маршруты стали закрываться. Ситуацию также ухудшило и строительство метрополитена, преимущественно Ленинской линии. К сожалению, в начале девяностых годов по Коммунальному мосту трамвайное движение было прекращено, и количество маршрутов снизилось до двадцати. Процесс перестройки в эти годы только усугубляло ситуацию: к 1995 году количество вагонов снизилось более, чем в полтора раза; многие вагоны не получали должного обслуживания, а в 1998 году были закрыты Ленинское и Дзержинское депо.
В двухтысячных годах количество маршрутов постепенно снижалось до десяти, многие трамвайные пути находились в аварийной ситуации, а вагоны, которые были привезены еще до развала СССР, требовали капитального ремонта. В таких условиях трамвай считают нерентабельным, иногда даже допускают ликвидацию этого вида транспорта с улиц Новосибирска. Но что будет, если трамвай действительно исчезнет? Город окажется в транспортном коллапсе, так как не хватит автобусов, троллейбусов, маршрутных такси и автомобилей для перевозки пассажиров. И «вечные» пробки на дорогах станут самым главным минусом на репутации нашего города. Разве такой судьбы заслуживает Новосибирск, который выживал в тяжелые годы Великой Отечественной войны, который являлся и является по настоящее время столицей всей Сибири? Я убежден в том, что трамвай, несмотря на свои недостатки, должен сохраниться на наших улицах.
Современная ситуация с трамвайным транспортом радует. За последние три года построены новые линии (на площади Карла Маркса, на ул. Сибиряков-Гвардейцев, на ул. Титова), открыты новые три маршрута: на микрорайон Чистая Слобода, на Юго-Западный жилой массив, на Молкомбинат. На будущее запланировано строительство скоростных линий трамвая и полное обновление подвижного состава. А пока далеко не всем нравится ездить на этом виде транспорта. Трамваи очень часто «гремят и шумят» и выглядят некрасивыми и облезшими, но эта проблема решается ремонтом подвижного состава и заменой аварийных путей. Очень часто трамваи ломаются посреди пути, и пассажирам приходится тратить время на ожидание другого транспорта. Эта проблема также решается заменой и ремонтом подвижного состава.
Как видно, многие проблемы, из-за которых трамвай считается «плохим» видом транспорта, решаемы; мэрией нашего города разработан эффективный план по улучшению материальной базы депо. В Новосибирске три года назад запустили производство новых трамваев, которые позволят заменить изношенные старые вагоны, и мы видим первые ласточки на улицах нашего района. Хочется верить, что наше трамвайное движение станет предметом гордости новосибирцев. Ведь трамваи имеют важный ряд преимуществ по сравнению с автобусами и автомобилями: экологически чистый транспорт, большая пассажировместимость, повышенная скорость движения на выделенных путях и возможность добраться быстрее до места назначения во время пробок. Этот вид транспорта является неотъемлемой частью Новосибирска, поэтому его развитие должно быть приоритетным для нашего города. Думаю, что в будущем экологически чистые виды транспорта, в том числе и трамвай, будут более распространены, чем автомобильный транспорт.
Юрий Омельченко, 11 кл., #92 132%, Новосибирская классическая гимназия № 17, Новосибирск-108 / фото:
Комментарий арбитра-редактора Автор фото?
Впервые услышала, что трамвай — «считается „плохим” видом транспорта»
Несмотря на то, что сегодня профессия ученого не является престижной, российских ученых уважают по всей России. Когда говоришь об ученых Новосибирска, сразу в голову приходит Академгородок. Думаю, что большинство важных научных открытий новосибирских ученых сделаны именно там
Академгородок принес Новосибирску всемирную известность. Особое чувство гордости я испытываю, когда вижу обширный список его интеллектуальных центров. На территории Академгородка расположены десятки научно-исследовательских институтов, Новосибирский государственный университет, физико-математическая школа НГУ, Институт исследований патологии кровообращения.
Недалеко от Новосибирска, в наукограде Кольцово находится Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». В поселке Краснообске расположено Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук. Здесь начато строительство агротехнопарка, который станет выставочной площадкой разработок в животноводстве и растениеводстве.
Когда я бываю в Академгородке, с трудом представляю, что на его территории в десятках научно-исследовательских институтов работает огромное количество ученых. Мы можем гордиться, что среди них создатель первого в СССР транзистора выдающийся академик Анатолий Васильевич Ржанов — один из авторов основ современной микро- и наноэлектроники.
А другой академик Владимир Васильевич Струминский проявил себя в области аэродинамики, стал автором стреловидного крыла для самолетов. Только представьте: его изобретение определило будущее сверхзвуковой авиации.
А как часто научные открытия наших сибирских гениев от науки находят площадку для реализации за пределами Сибири! Физик Павел Владимирович Логачев создал радиочастотный ускоритель, его взяли на вооружение в одном из двух ядерных центров России. Агрегат Логачева используется для разработки новых боеприпасов.
Это всего несколько имен выдающихся ученых из Новосибирска, но их работа и их открытия были бы невозможны без еще одного необыкновенного человека — Михаила Алексеевича Лаврентьева. Этим именем дышит Академгородок, его детище.
Кто же такой Михаил Алексеевич Лаврентьев? В интернете можно найти официальную информацию: выдающийся ученый, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, член нескольких иностранных академий и научных обществ, награжден пятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Отечественной Войны, тремя орденами Красного Знамени и многими медалями, ему присуждена высшая награда АН СССР — золотая медаль им. М.В. Ломоносова. На страницах летописи известного на весь мир сибирского научного центра вписаны важные даты: с 1957–1975 годы академик Лаврентьев — один из главных организаторов и первый председатель Сибирского отделения и вице-президент АН СССР.
Когда я изучала биографию М.А. Лаврентьева, установила его самую важную научную заслугу в годы Великой Отечественной войны — создание советской школы по исследованию процессов кумуляции при взрыве. Михаил Алексеевич предложил совершенно оригинальную гидродинамическую трактовку явления кумуляции. На основе этой теории в годы войны были разработаны по указанию ставки и доставлены на фронт сотни тысяч бомб весом всего полтора килограмма. Знаменитый штурмовик ИЛ-2 брал на борт 600 кг таких бомб. А одной такой «малютки» оказывалось достаточно, чтобы броня вражеских танков прожигалась насквозь. Это были бомбы с кумулятивным зарядом и, в частности, именно они определили переломный момент в пользу советских войск во время битвы на Орловско-Курской дуге. Вот так Великая победа ковалась в сибирской глубинке, а определял значимость этого важного события замечательный человек, сыгравший огромную роль в судьбе будущего мегаполиса. С полной уверенностью можно сказать, что академик Лаврентьев — это достояние Сибири, он сумел создать и, возглавив один из главных российских научных центров, развить его в течение 17 лет.
Дело Михаила Алексеевича продолжается. Доказательство тому — десятки имен ученых, среди которых академики А.В. Ржанов, В.В. Струминский, П.В. Логачев. Они своими уникальными открытиями способствовали тому, что на карте мира обозначен Новосибирск. А нашему поколению остается гордиться тем, что мы живем в этой географической точке вселенной и готовимся принять научную эстафету.
Анастасия Михайлова, #92 132%, новосибирская классическая гимназия № 17, Новосибирск-108
Добрый вечер! Пожалуйста, напишите описание большего объёма (8–10 строк), чтобы оно обязательно перекликалось с фото. Также укажите, кто изображён на фотографии.
Добрый вечер! Любовь Степановна. Это фото выбрали для выставки.
Подскажите, кто выступил в роли элемента? (имя, фамилия) Его нужно указать в паспорте файла. также нужен небольшой текст, в котором вы свяжете элемент и фото. 350 знаков еще.
Здравствуйте. Нам не удаётся добавить фоторепортаж к материалам дежурства по городу. Фотографии в гусеницу добавить удалось. Далее мы вставляем их в поле «Фоторепортаж», но после нажатия на кнопку «Сохранить» это поле становится пустым и репортаж не сохраняется. Подскажите, в чём проблема, пожалуйста.
1. О хороших намерениях, которые приводят тревожным результатам
Благими намерениями вымощена дорога в ад — известное библейское выражение. Как часто мы сталкиваемся с глубоким смыслом его мудрого содержания! Не всегда наши рефлексивные ожидания совпадают с результатами того, что мы делаем, а они могут быть неожиданными, даже тревожными. В этих случаях надо научиться не обижаться и не разочаровываться в своих хороших намерениях.
2. Об умении быть с другими, оставаясь при этом собой
Общение с людьми обогащает личность каждого человека. Процесс взаимообогащения будет эффективным, если общение будет наполнено искренностью, доброжелательностью, а это возможно, когда каждый остается при этом самим собой. Это важное качество личности.
3. О вашем ужасном характере
Слово «ужасный» несколько смущает. Есть скорее поведенческие реакции, о которых очень сожалеешь. Прежде всего, это обидчивость и раздражительность в определенных ситуациях.
4. О вашем прекрасном характере
Прекрасным свой характер трудно назвать. Ценю умение прощать и признать свои ошибки. В этом помогают вера и рефлексивный анализ.
5. О том, что вам не покоряется
Занятия спортом, рукоделие.
6. О том, чему не покоряетесь вы
Гламуру, примитиву, грубости и невежеству.
7. Чем сейчас занята ваша голова?
Подготовкой к двум городским семинарам и Дежурству по городу нашей редакции.