Часто ли мы понимаем, что читаем? Нет. А часто ли думаем, что понимаем? Всегда
В октябре в театральном центре на Страстном прошел творческий вечер Александра Минкина. Для тех, кто не знает, кто это такой, и для тех, кто знает и при упоминании фамилии восклицает «А! Это тот, что пишет письма президенту», поясним: во-первых, во-вторых и в-третьих, Минкин — театральный критик, а только в-четвертых — журналист, ведущий в «Московском комсомольце» рубрику «Письма президенту».
Теперь о главном: поводом для творческого вечера послужил выход книги Минкина «Нежная душа». Эта книга о театре и драматургии. Она создана, очевидно, для того, чтобы показать нам, как бегло мы читаем.
Беглое чтение — результат школьных упражнений на скорость. Важно не то, о чем ты читаешь, а то, с какой скоростью переворачиваешь страницы. Отсюда множество недоразумений и скрытых истин, одна из которых — ответ (чтобы найти который понадобилось столетие) на вопрос «сколько гектаров занимает вишневый сад». Ответы самые разные: «два», «несколько», только не звучит «более тысячи» (или «тысяча сто»), хотя именно это правильный ответ, который можно найти, внимательно прочитав пьесу Чехова.
В прологе к плутовскому роману «Жизнь Ласарильо с реки Тормес», написанном аж в XVI веке, можно найти следующие строчки: «… писательство дается нелегко, и те, кто этим делом занимаются, желают быть вознаграждены — не столько деньгами, сколько внимательным чтением их трудов…»
И правда, любой пишущий человек (неважно кто он: писатель, журналист или просто человек, который имел неосторожность высказаться в письменном виде) хочет, чтобы его текст истолковали верно. Юмористический рассказ не приняли за трагический, а в рецензии на спектакль не нашли не существующий политический подтекст. Невнимание — это проблема. И с этой проблемой необходимо бороться. А иначе мы так никогда и не поймем, почему Пушкин — «наше все», а Маринина «наше сплошь».
Как бороться с невниманием? Хороший вопрос. Для начала можно попробовать читать медленно (при необходимости обращаться к словарям за разъяснением того или иного слова, выражения). Но мы живем в таком быстром ритме, что станем ли тратить время, которого нам постоянно не хватает, на то, чтобы перечитывать или работать со словарями? Всякий ли читатель Чехова, встретив строчку «Я не Спиноза какой-нибудь, чтоб выделывать ногами кренделя», полезет в словарь, чтобы выяснить: кто такой Спиноза? Школьник поленится, потому что учительница задала осилить «Свадьбу» за два дня, а ведь ему и другие уроки делать надо.
Конечно, в этом примере нужно искать, а в «Вишневом саду» словари ни к чему: все написано, надо лишь заметить. Чтобы заметить в спектакле («Вишневый сад», «Гамлет» и пр.) то, за что стоит критиковать, Минкин всегда внимательно читает произведение, по которому сделана постановка. (Почему-то у него, в отличие от нас, хватало на это и времени, и внимания, может, за нашим невниманием кроется что-то еще, например безразличие?). Так что же делать, если мы не можем читать медленно, потому что над нами постоянно грозно тикают часы? Читать то, что напишет Минкин. Кстати, к юбилею Чехова (а это не за горами) он обещал написать книгу про «Чайку». Как выяснилось, там тоже много такого, что, вот уже целое столетие, ускользает от читателей и режиссеров-постановщиков.
А пока книга не вышла, может, нам самим прочитать пьесу и пройти тест на внимание?
Фото автора