#4298 Газета «Новости начальной школы»; «Новая школа», Москва
1 файл
1 новость
19
04.2016
№ 10635
ТРИЗ в образованиии
Как часто родители говорят своим детям «а ты подумай». Наверняка каждый школьник слышал эту загадочную фразу, после которой не знаешь что и делать. Не разобрался в чём-то, не понял о чём речь, а тут тебе ещё «подумай». Что делать в этот момент? О чём конкретно думать? Как организовать свои мысли, чтобы придумать-таки гениальнейшее решение?
Существует такая методика ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Придумал её советский инженер Генрих Саулович Альтшуллер.
Изначально ТРИЗ задумывалась как методика создания изобретений в технике. Поэтому любой источник о ТРИЗ-е сейчас — это нудная, трудная для восприятия литература, над которой можно сломать голову.
Со временем стало очевидным, что методику можно применять в повседневной жизни, при любых трудностях и проблемах, возникающих на нашем пути. Почему? Потому что она имеет четкий алгоритм построения мысли. И если разобраться в нем, то можно не только обрести способности изобретательского мышления, но и расширить диапазон своих мыслей, научиться находить креативные, новые, эффективные решения и выходы из любой ситуации.
Ведь главное — умело объяснить как это сделать!
Сейчас на основе ТРИЗ выделено 5 основных шагов, с помощью которых можно легко решать задачи любой сложности.
— Что вообще думаешь обо всём этом? Полифонизм, дуализм, внутренние диалоги. Мало понятно, даже после прочтения статьи.
— Тоже не очень вник, честно говоря. Тебе не кажется, что на вопрос про «я» проще ответить будет через «Степного волка» Германа Гессе? Там всё довольно конкретно на эту тему расписано.
— Да вряд ли. Может, Достоевский и подразумевал что-то такое, но Гессе совсем в другую сторону ушёл.
— Разве? А мне уже начало казаться, что они практически идентичны.
— А вот и нет, говорю тебе. Мне даже не кажется, что у них есть какие-то общие корни. Гессе черпал вдохновение из восточной культуры, буддизма, индуизма и тому подобного.
— Мы оба не очень хорошо разбираемся в его биографии, разве нет? Просто теории внешне похожи, вот и пришла в голову такая ассоциация.
— М-да, пожалуй. И всё-таки что-то тут не так.
— И я так думаю. Впрочем, мне уже надоело мусолить эту идею.
— Да погоди ты! Кажется, я нашёл что-то нужное. Ницше считал Достоевского одним из величайших авторов, а Гессе считал одним из величайших писателей, угадай, кого? Правильно, Ницше.
— Ну, это уже совсем за уши притянуто. Ницше-то тут причём?
— Не знаю, но надо же за что-то цепляться.
— По сути же это вообще из разных областей: если у Фёдора Михайловича это читается между строк, то у Германа Гессе это, скорее, упорядоченная идея, высказанная прямо. Множественное «я», которое вырастает из «я» двойственного: «цивилизованного человека» и «степного волка».
— Ох, это слишком сложно для меня. Не могу всё вместе в голове держать. Хотя и до истины дойти самому тоже хочется, чтобы иметь в уме полную картину. Разве у тебя такого нет?
— Как ни странно, действительно нет.
— Это многое объясняет, наверное. Так сколько же во мне «Я»?
— А есть ли вообще какое-то единое «я»? Я — это мы, даже не двое нас, а тысячи.
— А ты не думал, что в нас «Я» может и совсем не быть? Меня давно уже мучает этот вопрос, даже очень давно.
— А его и нет. Разве «Я» не есть личность? Разве личность не есть продукт общества и воспитания?
— Это похоже на правду, но мне не нравится так думать. Как-то безысходно и серо это, до боли материально. Мне хочется верить во что-то большее, во что-запредельное. Хочется… хочется летать снаружи всех измерений.
Валентин Эрастович, добрый день) Видимо, не туда написала первое сообщение. Вы не могли бы и нам дать рецензию на издание? Газета «К@пуста. school» (регномер 2820). Мы участвовали в конкурсе впервые, вошли в список лауреатов, это очень радует, хотелось бы и в список победителей когда-нибудь попасть). И очень интересно узнать мнение эксперта: что хорошо, а что стоит поменять, подтянуть.
Мы (газета «Лабиринт», # 1285) принимали участие в конкурсе впервые, хоть давно уже зарегистрированы на портале (был перерыв в 3 года). Как показывает сводка, стали лауреатами конкурса. Очень хотелось бы узнать Ваше мнение о нашей газете, с чем нам еще нужно поработать, что «подтянуть».
С уважением, Новая Ольга Игоревна.
PS: увидела в дежурке ответ организаторов на просьбу о публикации итогов конкурса — итоги будут опубликованы не ранее, чем в мае. Может быть, не стоит держать в напряжении участников и разместить результаты, ведь они уже известны?
Заявка принята. Отзыв будет размещен здесь же, в прикреплении, в первых числах мая.
Насчет вашей реплики в конце. Поверьте, никто умышленно не держит участников в напряжении и не «тянет» интригу (к тому же никакой интриги уже нет — на церемонии все победители объявлены). Все связано только с технологическим графиком: на портале требуется оформление итогов по правилам нашей верстки, а сейчас есть горячие послеконкурсные дела, которые надо завершить в первую очередь.
Вы просили напомнить вам о дипломе, который был неправильно напечатан. Наше издание, журнал «МИКС» (#2281), диплом, который должен был быть перепечатан давался Маргарите Смирновой по итогам большой игры в номинации Старатель. Я подходила к Александру и говорила об ошибке, там была только фамилия неправильно напечатана. Если можно, пришлите, пожалуйста, электронный вариант диплома, мы его сами напечатаем. Наша почта: zhurnal.gimnazist@mail.ru
Добрый день, Валентин Эрастович! Если еще не поздно, очень хотелось бы почитать заключение экспертов о нашем журнале «МИКС», #2281. Хочется знать, в чем наши минусы. С уважением, Васса Милицкая.
Спасибо, ждем!) Мы были в числе лауреатов в этом году впервые, так как издание существует всего полтора года. Будем рады всем отзывам экспертов, какие есть, чтобы понимать как развиваться дальше.
Мы считаемся продолжением другого издания с другим названием и совсем другой концепцией, которое существовало в школе до этого. На деле же получается, что у нас совершенно два разных издания. Огромное спасибо за отзыв, будем все кардинально менять.
Спасибо огромное еще раз за все. Конечно будм участвовать, учиться, развиваться, иначе зачем вообще тогда было начинать. После участия в БИ в этом году, ребята решительно настроены на работу и тесное сотрудничество с порталом и это приятно.) Спасибо порталу за уникальные возможности, которые он предоставляет ребятам и руководителям, это бесценно. Мы искренне благодарны вам за все!
Добрый день) Скажите, а когда будут опубликованы итоги конкурса? Мы, к сожалению, не смогли приехать на финал, но очень интересно, какие издания вошли в число победителей.
Культурная программа во время финальных мероприятий
Участники финальных мероприятий «Дни школьной прессы в городе Москве», просим вас изучить предлагаемую программу и записаться на интересующие вас мероприятия. Пишите на Дежурной линии 99 по формату: Дата, мероприятие, Рег. номер, Издание, кол-во человек.
Кол-во мест на некоторые программы органичено, поэтому просим вас сделать выбор как можно быстрей.
Программа во вложенном файле.
По всем вопросам — Наталья Моисейкина, 8(985)975–82–87