Москва примет первый конгресс редакторов школьных СМИ
О чем должны рассказывать современные школьные издания? Как вовлечь ребят в профессию? Что удалось добиться детско-юношеским газетам, телестудиям, пресс-центрам, и с какими трудностями они сталкиваются? Об этом пойдет речь на конгрессе руководителей школьных СМИ России
Подобное мероприятие проводится впервые. Оно приурочено к 15-летию Всероссийского конкурса школьных изданий и обещает быть представительным. 13 апреля на ВДНХ в рамках Московского международного салона образования соберутся редакторы столичных и региональных СМИ. Еще через день, 15 апреля, к ним присоединятся представители профильных министерств и ведомств из регионов. Это педагоги, директора и чиновники, отвечающие «на местах» за работу со школьными изданиями.
Все они люди серьезные, поэтому и диспуты будут «недетскими». На Конгрессе будут говорить о проблемах школьных СМИ. Нам это представляется коллективным осмыслением пройденного пути и нажитого опыта, чтобы понять, «куда несет нас рок событий».
Предлагаемая тема конгресса: «Школиздат за последние 10 лет: тенденции, достижения, проблемы и перспективы». Докладчики — добровольные. Условие единственное: не делать из доклада отчет о проделанной работе или пиар-акцию, а постараться изложить свое понимание процесса, по возможности, концептуально, с аргументами и выводами (или формулировками проблем и вопросов). Время каждого доклада — до 7 минут.
Представленные конгрессменами обсуждения и доклады не просто сотрясут воздух и забудутся, как сон, а выльются в серьезный итоговый документ — «Декларация о намерениях руководителей школьных СМИ России на ближайшие 5 лет». Она включит в себя констатирующую, аналитическую и прогностическую части. Декларацию предполагается направить в органы местной и региональной власти, местные, региональные и федеральные органы управления образованием.
Предложения по проведению конгресса принимаются на дежурке «Новый сезон». Заявки на участие уже можно подавать, указав и тему своего доклада.
Жили-были в городе N два брата олигарха. Поссорились они давным давно, не общались, а все соревновались меж собой, что было видно народу по газетам, выступлениям с красноречивыми речами, да по вырубке лесов. А соревновались-то за более знатный продуктивный завод, за более компетентных работников, да за престиж нелживый и т. д.
И так проходили годы. Как-то раз приходит один из братьев домой и ложится спать. А утром встаёт и слышит с кухни:
— Алешенька, родненький, вставай, а то опоздаешь в школу, да братика своего, Васеньку, разбудить не забудь.
Слышит он голос своей матери и дивится.
— «Откуда ж это она приехала? Я ж ей виллу купил, „Maserati” подарил, да заграницу отправил, а она здесь меня, взрослого мужика, который уже и дом построил, и дерево посадил, да заводы все в округе скупил, будит в школу, ну, семьи-то у меня нет, и будить в школу некого». — думал Алеша и решил пойти к матери.
— Ты что, мать, я же взрослый мужик, а ты меня в школу будишь! — ругался олигарх. А на кухне уже и его младший брат, Вася, который уж настолько маленький, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Ему лет-то четырнадцать на вид, а то и меньше. Сидит весь такой солидный в костюме и с маленьким портфельчиком. И тут Алеша смотрит на свои ручищи, да все такие же большие, чтобы стучать по столу было удобно. И выдохнул с облегчением.
— Ты что, Алешинька, пора тебе в школу, только девятый заканчиваешь. Вот вырастишь духовно, потом посмотрим.
Тут увидел себя олигарх в глазах матери ребёнком, которому лет шестнадцать, да удивился. Как так?
Что ж, делать нечего, взял своего непутевого братца Алеша за шкирку, да потащился с ним в школу. А сами по дороге все спорят, у кого же айфон лучше, у кого костюм дороже и т. д.
Так доехали они на маршрутке до школы, зашли каждый в свой класс и сидят, слушают, то чего и не знали никогда.
Да уж, взрослые мужчины с маленькими портфельчиками, за маленькими партами в средней школе, смешно? Ещё бы. Но теперь зато царила справедливость, нашли они своё место.
Сидит Алеша, слушает урок и ничего не понимает. «В школе-то я плохо учился». — думал он, глядя на своего соседа гимназиста. А тот все быстро решает, да ещё и общаться успевает. Просит Алёша слезно о помощи, и давай ему все гимназист объяснять. А собеседник дуб дубом, головой качает, хмурится, ничего не понимает.
— Я же плохо в школе учился. — говорил он, а гимназист, которого звали Евгений, лишь не понимал, что мелит этот мужик.
— «Он школу раньше времени закончил?» — думал гимназист, а после плюнул на объяснения и сам все написал за олигарха. А тот радуется — опять за него все сделали.
Так прошёл урок, а на перемене собрались братья, да один другому рассказал ужасные новости. Мол, их заводы разоряются, что люди бунтуют, а начальство ругается. Алеша:
— Ну, у меня всяко лучше, чем у тебя.- а тут и до драки бы не далеко было, но подошёл к ним Евгений, что слышал разговор, и предложил он им сделать так:
— А вы соберите с каждого в гимназии по десять рублей, купите материалы для вашей новой продукции, да пустите её в оборот. — обрадовались олигархи хорошей идеи, да как это сделать, не знали.
А наш гимназист очень коммуникабельным пареньком оказался, да подговорил всех своих друзей набрать со всей школы денег. Собрали, купили, что надо. Но для продукции нужен и чертеж, и умелые руки.
— А мы плохо в школе учились. — отвечали мужики. Евгений вздохнул, Соник головой, да сам все собрал и чертеж и новый продукт, казалось бы, обычный стул в классе труда.
Обрадовались мужики, опять они показали всю свою командирской натуру.
Собрали вещи, да поехали на завод. Начальник остался доволен своими умелыми работниками. И те не забыли про гимназиста: выслали ему сладостей. Веселись, гимназист!
А после оба очнулись у себя дома да дивились, как же такому может присниться, как такое может случиться, чтобы гимназист двух олигархов обогатил?
Как-то так случилось, что два олигарха в высоком превысоком офисном здании остались на ночь. Закрыто оно было, и ни души в нем не было. Олигархи эти были разные: один толстый, другой худой, тот что толстый, был еще и высокий, а худой — низкий. Один любил в школе рисование, а другой музыку. Толстый на счетах считал, а худой на пальцах. Но было у них немного общего. Были они несказанно богаты, и богатство им их по наследству досталось. Оба были в дорогих костюмах, но у одного запонки были изумрудные, а у другого рубиновые.
А накануне вечером они спорили и ругались на тему их детей, кто умнее, у кого школа лучше, у кого гаджеты навороченее. Да дорешались до того, что ночевать там и остались. Время было праздничное, 8 Марта на носу, вот весь персонал и разошелся по домам вместе с охранником, что на ключ затворил все двери.
Но повезло им, что тайно в тот день в здание то мальчуган пробрался. Странный он был, со шпилькой одной в кармане и цветными носками на удачу. Что ему нужно было в здании, одному Богу известно. От охранника он в кладовой спрятался, а ночью и выбрался.
Шел он мимо той стеклянной комнаты, где олигархи кипели от злости друг на друга, что а бурном своем разговоре, как чайники нагрелись до высочайшей температуры и извергали слюни из себя, как пар и капельки воды из носика чайника. И увидали мальчугана богачи, подбежали к стеклянным дверям кабинета и давай кулаками стучать по ним, прося освободить их от туда. Мальчик — добрая душа, открыл шпилькой дверь, за что и был схвачен олигархами. Пытать они его не стали, слишком глупые были, да и неинтересно было им зачем он в здание пробрался, стали они его вопросами забрасывать о детях своих, будто он знает. Но пацаненок не растерялся и сказал, что сын того лучше, кто доставит к дверям здания две машины с тюльпанами быстрее, да не простыми тюльпанами, а чтоб цвет их совпадал с цветом его носков — красными и бледно-розовыми. Забегали мужики, а за окном светало.
Уже через час стояли четыре камаза с тюльпанами: один с розовыми цветами, второй с красными, третий с оранжевыми, а четвертый с желтыми, как полоски на носочках. Стали допытывать олигархи и снова кипятиться, чей же сын все таки круче. Гимназист, мальчик тот непонятный, сказал, что оба сына ничего, взял себе два бледно-розовых цветочка, по одному других расцветок и ушел, в след только мужикам крикнул: «Желтые и оранжевые — 40, розовые и красные — 60». Уже утро наступило, народ по улицам ходил, 8 марта наступило. А олигархи стали продавать товар свой, денег себе заработали больше прежнего. Да про мальчугана того и забыли. А может это гимназист про них забыл, ему нет дело до чайников с детьми «ничего».
Уважаемые коллеги, первоначально мы хотели провести оргсобрание руководителей школьных СМИ 22 марта. но по отзывам, не всем эта дата удобна. Поэтому мы хотим перенести это собрание на следующую неделю.
Заявка на конгресс (Масленникова Лариса Николаевна)
1. Регномер, название СМИ, город. ФИО, контакты участника конгресса
2907, городская молодежная газета «Воробей» г. Северодвинска, Масленникова Лариса Николаевна, 89115615243.
2. Тема выступления (если будете выступать)Тезисы для включения в программу (до 800 зн.)
—
3. Время выступления
—
4.Необходимое оборудование (экран, проектор, ноутбук, микрофон)
—
5. Как вы представляете себе конгресс, какие темы обсудить, как организовать, кого пригласить
Меня волнует вопрос, как руководители школьных и юношеских СМИ могут повышать свой профессиональный уровень (кроме, естественно, самообразования). Есть ли какие-то специализированные курсы (может дистанционные)? Ведь, как правило, курсы повышения квалификации раз в пять лет — общепедагогические, а нужны еще специализированные знания. Тем более, это актуально сейчас, когда технологии совершенствуются с каждым днем, вовсю говорят о медиаобразовании, и хочется владеть всей информацией и вовремя обучаться чему-то новому, чтобы передавать ребятам.
6. Что должно быть в итоговом документе (декларации) , кому адресовать и с какой целью
Даже не знаю пока, думаю, ясно будет после обсуждения.
7. Ваши предложения, идеи, ожидания, пожелания
Участвую первый раз, поэтому идей пока нет. Спасибо за приглашение!
Коллеги! Просим закачать в ваши фотопортфолио горизонтальные фотографии в разрешении 300 dpi которые олицетворяют тему «Я фотограф», » Я видеооператор» » Я аналитик» » Я провожу интервью» и ваше участие в проекте ЭкоСМИ. Также проверьте наличие хороших фото команды. Горизонтальные нужны. Все в строгом соответствии с ТЗ 14 п 2!
1. Регномер, название СМИ, город. ФИО, контакты участника конгресса
#111, журнал «Класс-Екатеринбург». Лебедева Светлана Викторовна, 89221132866
2. Тема выступления (если будете выступать)Тезисы для включения в программу (до 800 зн.)
Тема: «Концепции школьных изданий на основе анализа их содержательных моделей». Выступление будет посвящено исследованию различных содержательных моделей школьных изданий, результаты которого позволяют поделить их на несколько групп. Особе внимание — группе изданий, условно обозначенных как «имиджевые». Тип деятельности детей в них близок не к журналистскому, а к рекламно-пиаровскому. Причины данного явления, принимающего все большие масштабы, в том числе, вопросы компетенции руководителей школьных газет и журналов (кратко).
3. Время выступления
7 минут
4.Необходимое оборудование (экран, проектор, ноутбук, микрофон)
Экран, проектор, ноутбук (для демонстрации презентации), микрофон
5. Как вы представляете себе конгресс, какие темы обсудить, как организовать, кого пригласить
1 часть — круглый стол руководителей школьных изданий. Вопросы:
1. каковы особенности программ медиапедагогов, по которым они работают с детьми — то есть, главные цели, которые при этом ставят: развитие коммуникационных навыков, умение работать с информацией, умение работать со словом (в помощь к изучению русского языка и литературы), изучение истории журналистики, изучение медиа с точки зрения использования новых технологий.
2. Источники финансирования печатных изданий.
3. Перспективы развития школьных изданий.
4. Способы мотивации детей на занятия журналистикой.
2 часть — приглашение ответственных лиц. Хотелось бы услышать:
1) кроме декларации в новом ФГОС необходимости иметь в каждой школе условия для издания газет, какие-то еще шаги в плане медиаобразовательной деятельности будут сделаны? Обозначены возможности финансирования изданий (специальная графа расходов и выделение средств).
2) В некоторых вузах ведется подготовка медапедагогов, но это очень небольшое количество. Вопрос о повышении компетенций педагогов — централизованно, с привлечением специалистов не просто журналистов, а работающих в данной сфере.
6. Что должно быть в итоговом документе (декларации) , кому адресовать и с какой целью
1. Констатация факта существования такого важного информационного ресурса, как школьные издания, и того, что в данный момент он часто не задействован в полной мере. Необходимо упомянуть и межшкольные издания Центров (Домов) детского творчества — в небольших городках нередко именно там обсуждаются школьные темы, сотрудничают юнкоры.
2. Рекомендации по развитию школьных изданий, их материальной поддержке, запрете цензуры со стороны руководства школ.
3. Рекомендации по повышению компетентности медиапедагогов, организации специальных курсов, отделений в вузах (педагогических, в частности).
7. Ваши предложения, идеи, ожидания, пожелания
Хотелось бы, чтобы выступления были подготовлены, если люди рассказывали о своих изданиях, то именно обобщали опыт, а не перечисляли, какие у них есть рубрики, у кого дети брали интервью.
Возможна ли оплата заявки после 20 марта? Мы готовы отправить деньги в понедельник — 21 марта, так как, скорее всего, поехать на церемонию смогут только три корреспондента. И как быть в этом случае с заявкой: нужно ли её переоформлять?
Заявка на конгресс (Третьякова Елена Владимировна)
1. Регномер, название СМИ, город. ФИО, контакты участника конгресса
1141 газета «Лицеист», г. Бор, Нижегородсая область, Третьякова Елена Владимировна 952 46 58 312 liceistbor@yandex.ru
2. Тема выступления (если будете выступать)Тезисы для включения в программу (до 800 зн.)
Тема: Проблемы и перспективы сообщества школьных СМИ Нижегородской области
Тезисы
Анализ результатов реализации сетевого проекта школьных СМИ Нижегородского региона позволил выделить три группы проблем.
Первая связана с организацией деятельности. Под руководством кафедры ИТ НИРО было создано педагогическое сообщество «Школьные СМИ Нижегородской области». Вторая связана с научно-методической поддержкой издательств, содержанием, качеством их продукции.
Третья — финансовым обеспечением. Четвертая групп проблем связана с повышением квалификации руководителей ШИЦ и школьников. Она решается через обучение и организацию конкурсов, фестивалей. С 2007 года в области ежегодно проводится Фестиваль школьных изданий. Еще один важный фактор роста — сотрудничество с профессиональными СМИ.
У Сообщества Нижегородской области множество наград межрегионального и всероссийского уровней.
3. Время выступления
12 минут
4.Необходимое оборудование (экран, проектор, ноутбук, микрофон)
экран, проектор, ноутбук, микрофон
5. Как вы представляете себе конгресс, какие темы обсудить, как организовать, кого пригласить
Темы: Поддержка детско-юношеских СМИ-2016 со стороны государства. Кто и как это должен делать? Какова роль региональных министерств образования? Почему они не хотят о нас ничего знать? Почему Министерство образования Нижегородской области ничего не хочет знать об Областном сообществе школьной прессы, игнорирует нас?
Почему дает доступ к всероссийским конкурсам детского литературного творчества не всем районам? Почему в региональных конкурсах поощряются не более 2 № участников?
6. Что должно быть в итоговом документе (декларации) , кому адресовать и с какой целью
Адресовать Министерству образования РФ. Цель: работу школьных изданий нужно признать официально, всероссийские и областные конкурсы, фестивали, конгрессы и другие мероприятия должны проходить под грифом Министерства образования. Оно давно должно издать директиву о всесторонней помощи школьным СМИ, включить школьную прессу как отдельное направление.
7. Ваши предложения, идеи, ожидания, пожелания
У нас в области официальные органы управления образованием — областные и часто районные не хотят о школьных СМИ знать, наша работа не признается, достижения даже всероссийского и международного уровня не замечаются. У нас какие-то ножницы: в доп. образовании мы нежеланны (развивают у нас песни, пляски, декоративку, спрт) и для образования мы — доп. — то есть дополнительные, несерьезные.
Заявка на конгресс (Устинова* Екатерина Леонидовна)
1. Регномер, название СМИ, город. ФИО, контакты участника конгресса
2380, BLINstudio, Москва. Устинова Екатерина Леонидовна, +7(916)717–30–61,ustiekaterina@yandex.ru
5. Как вы представляете себе конгресс, какие темы обсудить, как организовать, кого пригласить
Хотелось бы побольше узнать о работе детских видеостудий и школьного телевидения. Как организовано, сколько педагогов работает с детьми, как составляется программа и другое. Услышать хотелось бы педагогов-практиков, которые имеют успешный опыт подобной работы.
1. Регномер, название СМИ, город. ФИО, контакты участника конгресса
#2387, газета «Шаги», Москва. Вовчук Елена Николаевна, saprikinaen@mail.ru, 910–495–34–43
2. Тема выступления (если будете выступать)Тезисы для включения в программу (до 800 зн.)
Участие школьного СМИ в работе редакции всероссийского детского издания.
Тезисы
Пресс-центр «Пламя» и школьная газета «Шаги» гимназии № 1579 несколько лет сотрудничают с редакцией газеты «Пионерская правда». Ребята стали юнкорами Московского городского детско-юношеского пресс-центра при редакции этой газеты. На страницах «Пионерки» публикуются лучшие работы детей. Кроме того, начинающие журналисты имеют возможность трудиться в режиме постоянных «мастер-классов», постоянно общаясь с сотрудниками отделов газеты.
В прошлом году пресс-центр «Пламя» участвовал в детском жюри Всероссийского творческого конкурса «Я имею право жить, развиваться и дружить». Это незаменимый опыт конкретной работы за пределами школы, который может предоставить только издание, с которым школа тесно сотрудничает.
Идеи, рождённые внутри школьного пресс-центра, могут быть поддержаны и развиты на уровне города и даже страны, если это идеи плодотворные. В докладе приводятся примеры столкновения детей с вызовами современного общества и решения проблем средствами СМИ.
3. Время выступления
10 минут
4.Необходимое оборудование (экран, проектор, ноутбук, микрофон)
микрофон
5. Как вы представляете себе конгресс, какие темы обсудить, как организовать, кого пригласить
Круглый стол, живое обсуждение докладов, возможность высказаться всем участникам (в форме блиц-опроса или прений), пригласить руководителей (представителей) Союза журналистов, Союза писателей России, Союза кинематографистов.
6. Что должно быть в итоговом документе (декларации) , кому адресовать и с какой целью
Обозначить права и обязанности юных журналистов в системе образовательных учреждений, а также призвать руководство образовательных центров и представителей власти содействовать развитию школьных СМИ
7. Ваши предложения, идеи, ожидания, пожелания
Идея организовать конгресс сначала по секциям, разработать основные тезисы, а потом объединить усилия и подписать декларацию