Альпинисты в связке Знаете, на кого похожи простые и сложные предложения, из которых состоит любая статья? На альпинистов в связке, штурмующих горную вершину. Ведущий группу — главная мысль материала. Каждый участник «восхождения» должен следовать только в направлении главной мысли. Рванулся в сторону — и связку залихорадило. В статье это выглядит так: автор сначала писал о чем-то одном, а потом вдруг перескочил на другое, поменяв направление основной мысли. Восхождение (статья) при таких условиях не состоится. Неслучайно скалолазы связаны веревками. Роль «крепежа» в материале выполняют фразы, соединяющие ткань статьи, или подзаголовки. Ведь все альпинисты имеют свое лицо, характер, физическую силу — но это не мешает им взять высоту. Примеры, подкрепляющие мысль заметки, — вот связующие звенья и крепкие мускулы, которые нужны для восхождения. Главное условие — мудрый ведущий (основная мысль статьи), прочные веревки и желание всей группы следовать в одном направлении, без остановок или прыжков в сторону.
Служба спасения
– Что мы загрузили на Портал? Сами не понимаем. Помогите! – Все хорошо, только логотип пропечатался на незнакомом языке. Мы такого не знаем. Что делать?
Сигналы SOS не остаются без ответа. Никто из участников проекта «Спецвыпуск по сети» не погибает без помощи и поддержки. И происходит это потому, что на Портале почти круглосуточно дежурит преподаватель информатики московской гимназии № 45 Виталий Викторович Лебедев. Он ответил на наши вопросы.
– Как вы думаете, чему может научить школьников участие в таком непростом проекте?
– У нас в гимназии (больше известной как школа Мильграма) говорят, что нельзя научить, можно только научиться. Захотел человек выпускать газету — значит, будет это делать. Другой разговор — как он с этим справится… А возможностей для детей в проекте — и не сосчитать. Смело можно назвать замысел феноменальным. Судите сами: надо быстро освоить азы непростой, коварной профессии. Причем на бегу, не переставая выполнять домашние задания, писать контрольные. Сила проекта состоит в том, что самообразование школьника идет сразу по нескольким направлениям. Это и умение работать в команде, и принимать критику, и осваивать большой объем новых знаний.
– А что такое, по-вашему, школьная пресса?
– Хороший вопрос! Думаю, неправильно будет говорить о том, что существует профессиональная взрослая журналистика и ее упрощенный вариант в виде школьных изданий. Сравнение с «большой прессой» просто неуместно. Цель детской издательской деятельности совсем другая. Это не столько тренинг профессиональных навыков, сколько школа жизни. Ну кто еще напишет о родном учебном заведении так правдиво и пронзительно, как сами дети. Наша задача — научить их это сделать, дать знания (вернее, необходимый минимум).
– Интересно, как вам удается, подробно рассказывая школьникам о явных ошибках, сохранить со всеми жителями Портала хорошие отношения?
– О, это нелегко, но задача выполнима. Я всегда был против формулировки «умение работать с детьми». «Дети» — абстрактное понятие. Они ведь все разные! Одному надо (это не для печати) по загривку легонько хлопнуть, чтобы он понял, другому — при любой неудаче сказать, что у него все получится.
– А что же делать, если вы не знакомы с «объектом общения», скажем, на Портале?
– Тут нужна особая аккуратность. Стараюсь, не только указывать на ошибки в верстке или загрузке файлов на портал, но тут же давать полезные советы, как сделать лучше. Как правило, не обижаются. Но слезы близко — ощущаю это кожей. Посудите сами, каждый выпуск буквально выстрадан (без преувеличения). Поэтому не устаю повторять — вот мои ценные советы, а уж пользоваться ими или нет — вам решать, дорогие школьные издатели. Не могу вновь не сослаться на афоризм легендарного Мильграма. Он говаривал обидчивым школьникам: «Вы сами, а не кто другой, предоставили учителю (родителю) возможность критиковать себя. Не дали бы шанса — не было бы и замечания. В противном случае, съел — и порядок! И никаких обид.
Допоздна светились окна Лицея № 1310. С разных концов Москвы подтягивались все новые редакционные коллективы и их руководители. С ними подробно и основательно работали организаторы «Спецвыпуска по сети». Одна школа, в Конкурсе пока не участвующая, выслала на разведку учительницу, которая тщательно записывала за всеми ведущими мастер-класса, вникала в каждую мелочь выпуска школиздата. А это значит, что скоро еще в одном учебном заведении ребята положат на стол директора газету или журнал — читайте! |