Лицей

Московский
культурологический лицей

 
 
Авторизация
Войти / зарегистрироваться
Все, созданное за 18 декабря 2007 года
Показать все за
1 файл, 1 новость
Другие активностии: 1 шт.
День рождения редакции
#1085 Медиацентр «Вестник 47»; Школа 47, Чебоксары, Чувашская Республика
1 файл
1 новость
18
12.07
№ 1256
Чем статья отличается от сочинения   
Мастер-классные советы школьным издателям




«Избавляемся от киллеров, которые убивают материалы своей навязчивостью». «Используем при верстке правило золотого сечения». «Стараемся не размещать на страницах неощипанную курицу». Такие необычные советы были даны участникам мастер-классов для школиздата, прошедших на прошлой неделе в московском лицее №1310. Что означают эти загадочные рекомендации — читайте в Большом хронографе


Это случилось в конце четверти, триместра, декабрьского хмурого дня. Отложив насущные заботы, школьники приехали в московский лицей № 1310, который на время проекта «спецвыпуск по сети» стал центром Вселенной. Здесь проводились консультации и мастер-классы для участников «Спецвыпуска». А значит, увиделись, друзья-товарищи, чьим местом встречи до этого дня был только portal.lgo.ru.

В мастер-классах участвовали 10 школьных редакций из Москвы и одна — из города Кулебаки Нижегородской области, всего 38 активистов проекта «Спецвыпуск по сети».


В обсуждении газет и журналов приняли участие: руководитель проекта, директор лицея № 1310 Татьяна Борисовна Михайлова, главный редактор журнала «ЛГО», заведующая редакцией журнала «Лицейское и гимназическое образование» Наталья Анатольевна Гришина, выпускающий редактор Татьяна Михайловна Соловьева, преподаватель информатики московской гимназии № 45 Виталий Викторович Лебедев, больше известный на портале как bbb.

Консультации включали как «разбор полетов» по каждому конкретному выпуску, так и общие рекомендации и советы, которые могут быть полезны любому сотруднику школиздата.

Сочинение и статья: найдите различия
Взялись за прессу, значит, по-иному, чем в школьных сочинениях, относитесь к тексту. Есть множество различий в оформлении заданий учительницы русского языка и литературы и редактора газеты. Вступление к сочинению может быть размером хоть в 20 предложений. А вступление к статье не может превышать пяти фраз, иначе это уже не вступление, оно будет слишком «тяжелым».
О точке. В заглавии, подзаголовке статьи она не ставится. А попробуйте не поставить точку в сочинении? Это ошибка. В школьной тетради все пишут одним почерком (другого у вас нет), а на странице издания можно использовать несколько шрифтов. Отдельный — для текста, свой — для подписей под статьями, специальный — для преамбул к материалам. Изучайте эти особенности на Портале школьной прессы. Для этого здесь созданы специальные технические задания (ТЗ), которые поясняют, как оформить издание полиграфически.

Устройство ввода-вывода
В сочинении школьник суммирует сказанное, пишет вывод. В статье он не нужен. Вы уж изложите факты максимально интересно, а читатель сам сделает вывод, ваш материал сам скажет за себя. То же можно сказать и о вступлении: оно принято в сочинении и смешно выглядит в статье. К примеру, «Книга — источник знаний», или такое начало статьи, как «В каждой школе есть свои традиции». Или «Мы подошли к Марии Ивановне, и она ответила на наши вопросы». Чем короче «разбег», тем скорее вы схватите «быка за рога», то есть начнете раскрывать тему статьи. Итак, избавляемся от ничего не сообщающих вступлений и выводов — киллеров, которые убивают статью своей очевидностью и навязчивостью.

Нелишний вопрос
— Можно ли для вступления взять несколько фраз из текста, а потом повторить их?
— Можно, но этих фраз не должно быть больше 2–3. Если повторить в тексте большой отрезок, читатель подумает, что вы ошиблись.

Полезный совет от bbb
Для того, чтобы получить приятное глазу изделие, где строчки не пляшут, а текст не похож на решето с отверстиями, сделайте промежуточную распечатку вашего издания, возьмите обыкновенную линейку и приложите ее ко всем колонкам, столбцам текста, и тогда вам многое станет ясно.
Используйте при верстке правило золотого сечения. То есть делите полосу на три части. Самое яркое оформление помещайте в первой трети. О заголовке. Его нельзя набирать курсивом. Это понижает его значимость.

Рассказ о неощипаной курице
Давайте разберемся, почему Максим Горький называл факт «неощипаной курицей». То есть не готовой к употреблению в пищу. Размышляет вслух редакционный коллектив газеты «Гимназия»:
— Факт — это известная доказанная вещь.
— Она существует объективно, независимо от того, кто нашел этот факт.
— Это открытие.
— Он очень близок к новости.

Правильно! Свершившийся факт делаем новостью мы, журналисты. Во-первых, нам следует представлять того, кому мы сообщаем факт. У новости всегда есть адресат. Ученики, учителя, родители, жители города — такие адресаты у фактов, которые находит и преподносит своим читателям школьная пресса. Поэтому сообщение должно быть легким, понятным, изложенным живым языком. Если бы аудиторией были научные работники — тот же самый факт следовало бы подавать по-другому, с научной точки зрения. Кроме того, факт полезно обеспечить подробностями, только тогда он становится пригодным к восприятию читателями.

Итак, найти интересную информацию, то есть факты из школьной жизни — еще полдела. Надо попытаться сделать эту информацию полной, подкрепленной разными деталями, мнениями, тогда она станет новостью — ценным, читаемым жанром в журналистике.

Продолжение следует

   Комментарии (0)  
 
Творческий хронограф   |   Новость  |    
 0 
Ссылка на новость: https://lyceum.ru/n/1256   Ссылка на новость в ленте: http://lgo.ru/news/index.htm?ntype=13&id=1256
 
© Московский культурологический лицей № 1310
5°44'35.61" северной широты, 37°46'55.71" восточной долготы
Россия, Москва, ул. Перовская, д. 44а
Телефонировать: +7 495 309 1117
Прислать письмо: sekretar@lgo.ru
Карта прохода, проезда, пролета