В обсуждении газет и журналов приняли участие: руководитель проекта, директор лицея № 1310 Татьяна Борисовна Михайлова, главный редактор журнала «ЛГО», заведующая редакцией журнала «Лицейское и гимназическое образование» Наталья Анатольевна Гришина, выпускающий редактор Татьяна Михайловна Соловьева, преподаватель информатики московской гимназии № 45 Виталий Викторович Лебедев, больше известный на портале как bbb.
Консультации включали как «разбор полетов» по каждому конкретному выпуску, так и общие рекомендации и советы, которые могут быть полезны любому сотруднику школиздата.
Сочинение и статья: найдите различия Взялись за прессу, значит, по-иному, чем в школьных сочинениях, относитесь к тексту. Есть множество различий в оформлении заданий учительницы русского языка и литературы и редактора газеты. Вступление к сочинению может быть размером хоть в 20 предложений. А вступление к статье не может превышать пяти фраз, иначе это уже не вступление, оно будет слишком «тяжелым». О точке. В заглавии, подзаголовке статьи она не ставится. А попробуйте не поставить точку в сочинении? Это ошибка. В школьной тетради все пишут одним почерком (другого у вас нет), а на странице издания можно использовать несколько шрифтов. Отдельный — для текста, свой — для подписей под статьями, специальный — для преамбул к материалам. Изучайте эти особенности на Портале школьной прессы. Для этого здесь созданы специальные технические задания (ТЗ), которые поясняют, как оформить издание полиграфически.
Устройство ввода-вывода В сочинении школьник суммирует сказанное, пишет вывод. В статье он не нужен. Вы уж изложите факты максимально интересно, а читатель сам сделает вывод, ваш материал сам скажет за себя. То же можно сказать и о вступлении: оно принято в сочинении и смешно выглядит в статье. К примеру, «Книга — источник знаний», или такое начало статьи, как «В каждой школе есть свои традиции». Или «Мы подошли к Марии Ивановне, и она ответила на наши вопросы». Чем короче «разбег», тем скорее вы схватите «быка за рога», то есть начнете раскрывать тему статьи. Итак, избавляемся от ничего не сообщающих вступлений и выводов — киллеров, которые убивают статью своей очевидностью и навязчивостью.
Нелишний вопрос — Можно ли для вступления взять несколько фраз из текста, а потом повторить их? — Можно, но этих фраз не должно быть больше 2–3. Если повторить в тексте большой отрезок, читатель подумает, что вы ошиблись.
Полезный совет от bbb Для того, чтобы получить приятное глазу изделие, где строчки не пляшут, а текст не похож на решето с отверстиями, сделайте промежуточную распечатку вашего издания, возьмите обыкновенную линейку и приложите ее ко всем колонкам, столбцам текста, и тогда вам многое станет ясно. Используйте при верстке правило золотого сечения. То есть делите полосу на три части. Самое яркое оформление помещайте в первой трети. О заголовке. Его нельзя набирать курсивом. Это понижает его значимость.
Рассказ о неощипаной курице Давайте разберемся, почему Максим Горький называл факт «неощипаной курицей». То есть не готовой к употреблению в пищу. Размышляет вслух редакционный коллектив газеты «Гимназия»: — Факт — это известная доказанная вещь. — Она существует объективно, независимо от того, кто нашел этот факт. — Это открытие. — Он очень близок к новости.
Правильно! Свершившийся факт делаем новостью мы, журналисты. Во-первых, нам следует представлять того, кому мы сообщаем факт. У новости всегда есть адресат. Ученики, учителя, родители, жители города — такие адресаты у фактов, которые находит и преподносит своим читателям школьная пресса. Поэтому сообщение должно быть легким, понятным, изложенным живым языком. Если бы аудиторией были научные работники — тот же самый факт следовало бы подавать по-другому, с научной точки зрения. Кроме того, факт полезно обеспечить подробностями, только тогда он становится пригодным к восприятию читателями.
Итак, найти интересную информацию, то есть факты из школьной жизни — еще полдела. Надо попытаться сделать эту информацию полной, подкрепленной разными деталями, мнениями, тогда она станет новостью — ценным, читаемым жанром в журналистике.
Продолжение следует |