Уроки профессора Цыганковой: современное образование и молодежь
С каждым годом становится труднее идти в школу после каникул. Мы обожаем накручивать себя, и иногда ранимой душе нужен наставник, который скажет, как жить дальше, поверив в свои силы, настроиться на нужный лад, благодаря которому открываются новые горизонты. Для старшеклассников таким наставником стала Оксана Васильевна Цыганкова, выпускница нашей школы, доктор медицинских наук, профессор, ученый, врач-эндокринолог
Встреча с выпускницей школы 1993 года состоялась в начале второй недели сентября в актовом зале, где она провела лекцию по вопросам современного образования, затронув темы, наиболее актуальные для нашего поколения. Перед нами предстала обаятельная, элегантная молодая женщина, и трудно было поверить, что она уже профессор, доктор медицинских наук, доцент кафедры неотложной терапии факультета усовершенствования НГМУ. Оксана Васильевна, будучи терапевтом и врачом эндокринологом почти с двадцатилетним стажем, изумляла легкостью и красотой своей насыщенной речи. Ей удалось обсудить с детьми сложные вопросы, сопровождая выступление яркой презентацией и запоминающимися примерами. Современное образование и молодежь — так звучала тема, заявленная в начале встречи. На первый взгляд, скучновато звучит, но с первых минут общения с профессором наметился тот редкий контакт с гимназической аудиторией, который позволил обозначить мне ключевые позиции и найти точки пересечения. Уроки Оксаны Васильевны Цыганковой оказались настолько актуальными и нужными, что возникла потребность поделиться их содержанием со своими сверстниками.
Система пожизненного обучения
Прежде всего, неожиданной для меня оказалась мысль о том, что мы окончательно уходим из мира, где можно выучиться раз и на всю жизнь. Сейчас для нас выделены специальные часы для изучения конкретных дисциплин, для постижения структуры нашего необъятного человеческого мира. Этого больше не будет. Дальше, на следующих этапах, нам придется самостоятельно выкраивать время для совершенствования своих навыков каждый день, оттачивая уже зафиксированные знания, меняя свое направление. Современному человеку приходится всю жизнь учиться, искать себя. Вскоре, может быть, уже в университете или в колледже, мы будем бродить по Интернет-пространству в поисках интенсивных, практически ориентированных курсов для развития сторон своего внутреннего «Я». На школьном этапе процесс познания не прекращается, так что не стоит открещиваться от уроков. Образование — это интеллектуальный базис для определенного направления. Оно дается для культурного уровня, эрудиции, для воспитания критического мышления.
Профессию невозможно выбрать в 17 лет
Следующий блок беседы был связан с проблемой выбора профессии. По окончании школы от нас требуют определиться с занятием на всю жизнь, однако, нет никакой «той самой профессии» для нас. Есть виды деятельности, которые подходят нам лучше или хуже других. Под видом деятельности имеется в виду некая область, к примеру, цифры, техника, человеческие отношения, к которым у нас есть тяга, и где можно чувствовать себя как рыба в воде. Интерес нередко меняется на протяжении всей жизни, но важно понимать свои сильные и слабые стороны и успешно развиваться в разных сферах. Оксана Васильевна, отметив, что сейчас только 30% школьников в состоянии ответить, кем желает стать, посоветовала: не стоит прятать голову в песок и впадать в истерику, ведь молодежи свойственно находиться в поиске себя, и от смены вуза на втором курсе не наступит конец света. Это нормально, можно выдохнуть.
Наверняка, вы вспомните о «людях с призванием», у которых на роду написано быть врачом или учителем. Подобных людей на земле единицы, их восприятие мира зависит от воспитания и во многом от окружения. Уже к 7–8 годам подобные индивиды выделяются из общей массы направленным интересом и волей. При этом важно помнить, что, выбирая образование, мы не выбираем профессию. Слушая профессионала своего дела, педагога и востребованного терапевта действительно понимаешь, что мир движется в сторону менее специализированного образования, а, значит, нам предстоит переучиваться несколько раз, достигая универсальности и становясь желанным работником для каждой сферы общества, почему бакалавриат и становится менее востребованным. Зачем вам базовое высшее образование, если после получения диплома статистика принятия на работу в сфере адвокатуры растет в пользу смежных отраслей? Задав этот риторический вопрос, наша гостья призвала «прокачивать» важные компетенции.
«Прокачивайте» важные компетенции!
Ладно, мы поняли, что выбор профессии не из разряда «вопрос жизни и смерти». Мы можем плыть по течению, отслеживая тенденции определенного направления, однако, получив образование, как стать успешным в своем деле? Даже если вы будете иметь три высших образования, диплом отличника, отзывы от уважаемых людей, вряд ли вы сможете достигнуть реальных высот. Никто не любит замкнутых, не умеющих презентовать себя людей. Качество профессионала заключается не только в его уме, но в целом комплексе компетенций, которые можно тренировать.
Урок риторики
Прежде всего, Оксана Васильевна призвала нас обратить внимание на свою речь, на словарный запас. Грамотный человек не может опускаться до жаргона или намеренно укорачивать свою речь, лишая ее звучности. Даже на самые обычные выражения он имеет десяток синонимов. Следующий совет прозвучал неожиданно: «Выступайте! Как можно больше говорите с людьми, высказывайте свое мнение на публике. Неважно, о чем вы будете говорить со своей компанией, будь то критика нового фильма или вопрос бытия, говорите и выходите из зоны комфорта». Чтобы не бояться каверзных вопросов или переживать за свои ораторские способности, надо тренировать навык словесной импровизации. Попробуйте встать перед зеркалом и пять минут говорить, скажем, о березе. Что в голову придет, только соблюдайте логику в рассказе. По ходу сеансов вы откроете в себе удивительные умения. Вот такой урок риторики преподала нам прекрасно владеющий своей речью медик-профессионал. Не случайно в конце встречи Оксана Васильевна подарила нам уникальное пособие по деловой риторике и автореферат своей диссертации.
Главное — личностный рост
Следующие лайфхаки от профессора касались проблем саморазвития. Убедительно звучали ее слова, призывающие непременно выполнять одно дело личностного роста в день, причем, запланировав его и стараться выполнить его до шести часов вечера. Это может быть что угодно, на ваше усмотрение: просмотр документального фильма, помощь маме на кухне. Только подумайте, за год у нас накопится 365 полезных дел, так можно даже жизнь свою изменить. Не бойтесь отличаться, принимать собственные обдуманные решения. Выходите добровольцем на общественные площадки, организуйте кружок по интересам в школе, показывайте себя и вдохновляйте других. Не секрет, что большинство из нас не умеют планировать свое время. Мы услышали простой дельный совет: «Все просто. Заведите ежедневник, носите с собой, отмечайте успехи. Так время не будет утекать сквозь пальцы, и вы будете больше успевать».
О здоровье физическом и духовном
Помните о здоровье. В юном возрасте не стоит загонять себя, организм еще растет, нервы слабенькие. Выкраивайте себе час для прогулки, запишитесь на плавание, делайте зарядку. Все-таки именно вы ответственны за свою жизнь, за свое здоровье. Важным для нас стал совет, связанный с нравственной стороной состояния внутреннего «Я», что, безусловно, влияет на физическое здоровье: «Развивайте критическое мышление, научитесь думать своей головой. Мы находимся в обществе потребителей, где умеющих думать боятся». В свою презентацию Оксана Васильевна включила просмотр фрагментов мультфильма «Шрек», сцены, где Фиона своим пением заставляет взорваться птицу, а потом забирает ее невылупившихся детей на яичницу. Дети смеются! Родители позволяют смотреть это! Когда смерть в эфире стала настолько комичной? Кто вырастит из этих «пожирателей рекламы»? Меня, как журналиста, в связи с темой критического мышления весьма заинтересовало «Окно Овертона» — концепция о том, как даже в самое высокоморальное общество можно насадить любую идею. На примере легализации каннибализма лектор эмоционально описала разные этапы возведения асоциального поведения в ранг разумных и общепринятых действий. Увы, но нашему поколению придется здорово поумнеть, чтобы оставить потомкам возможность ДУМАТЬ.
Пример для подражания
Вы уже поняли, что за короткий промежуток времени Оксана Васильевна успела нас здорово удивить. Всегда поражает то, как люди могут измениться и сколько детского остается во взрослых. Золотая медалистка, талантливая ученица, сыгравшая главную роль на малой сцене театра «Глобус», проказница (учителя до сих вспоминают, как Оксана, тогда еще Латынцева, затопила со своим классом на дежурстве первый этаж, пытаясь эффективно помыть парты), невероятно везучая и энергичная девушка, которая никогда не отступала от своих целей, какие бы испытания не приходилось ей преодолевать, стала настоящим примером для подражания. Она оказалась потрясающей женщиной с вечно молодой, творческой душой, полной идей и вдохновения. Рассказав нам о своем пути в научную медицину и памятных советах учителей, она вселила в нас то трогательное чувство, когда хочется совершить невероятный поступок, чтобы стать таким же успешным и смелым, обаятельным и открытым профессионалом своего дела.
В самом начале лекции Людмила Демьяновна очень точно представила нам гостью, предложив «настроиться на камертон души Оксаны Васильевны». Никого не оставила равнодушным то, как в душе доктора наук сохранилась «Барышня-крестьянка» с малой сцены «Глобуса», каково было русскоязычной девушке в Америке или на четырехчасовой защите докторской. Мы получили заряд позитивной энергии, настроились на нужный для нового учебного года лад, почерпнули силы для новых задач. Огромное спасибо теплой в общении, невероятной Оксане Васильевне за встречу, ведь так приятно, что наметились точки пересечения наших интересов, что захотелось продолжить наш диалог о современном искусстве, об образовании, о способах влияния на людей. Впереди новые свершения, новые горизонты, открытые во время этой удивительной встречи.
София Разникова, 11 кл., #92 132%, Новосибирская классическая гимназия № 17, Новосибирск / фото автора
Уроки профессора Цыганковой: современное образование и молодежь (6 шт.) Для просмотра кликните на картинку
Комментарий арбитра-редактора Если автор текста и фото один, то лучше писать: «фото автора». И стоило бы добавить должность и фамилию Людмилы Демьяновны.
Здравствуйте. Не знаюпригодятся ли наши фрагментики. Но все же решили показать вам.
В первом ролике (первочат когда выводили на линейку девочка остановилась и запустила свой шарик в небо, радуясь этому событию)
Второй фрагмент — не формат, снято кем то (скрытая камера) — но девочки так зажигательно выплясывают, думая, что на них никто не обращает внимание. Это для поднятия настроения всем нам, для ролика не годится, но это по мне БОМБА (А то загрустили мы все: -(
В первом ролике — знакомство в 5 классе, дети подбирают на 1 букву своего имени прилагательное, повторяться нельзя. Имен на «м» оказалось много, Матвей решил соригинальничать. 02:44
Во втором — пятиклашеки поздравляют первоклашек, малыши вытягивают из коробки поздравления. Мальчик вместо «ты немного подрастешь, славу школе принесешь » прочитал: «ты немного пострадаешь…». . Было смешно)
Сказать кто я — сложно. Школьница, дочь, сестра — всё это, мои социальные роли. Я — человек, гражданин мира, имеющий своё мнение по поводу всего, чем интересуюсь. Сейчас моя основная деятельность — это учёба, она у меня и в приоритете, ведь пока, моя основная цель — хорошо окончить школу и получить образование. Но, разумеется, если всё время зубрить школьные уроки и с ума можно сойти. Помимо учёбы в школе, я хожу в музыкальную и играю на скрипке, не скажу, что получается у меня это очень хорошо, но я стараюсь. В этом году я записалась в медиастудию, теперь буду заниматься журналистикой и надеюсь, что она не оставит меня равнодушной и научит чему-то новому и интересному.
3. Что бы вы изменили в образовании
Я считаю, что необходимо ввести изменения в изучении иностранных языков. Если у человека, знающего множество языков, полиглота, спросить, как он учил неродные ему языки, скорее всего он скажет, что попадал в место где был полностью погружён в этот язык. Допустим, уезжал в другую страну. И это абсолютно логично. Ведь все согласятся с тем, что изучая иностранный язык в школе 9–11 лет, только единицы, очень редкие исключения, стали на нём говорить, и даже они, точно, ходили к репетиторам или учили его самостоятельно. А всё потому, что в школе, в большинстве случаев, мы изучаем лишь теорию: времена, построение предложения, неправильные глаголы… Конечно, всё это нужно обязательно, но только для того чтобы укрепить знания, а не приобрести их. Простой пример: ребёнок учится ходить. Как он это делает? Просто встаёт, падает, и ещё раз, сотни раз, сначала, на четвереньках, ползком, но в конце концов он приобретает это умение. Как он это делает, без формул и зубрёжки того, как переставлять ноги, распределять вес? Он вынужден научиться этому. Также и в языке. Сначала практика, потом теория. Окружить учеников им настолько, что он обязательно выучится.
5. Вы работодатель. Какого человека вы приняли бы в свою команду (словесный портрет)
Креативного, который сможет вносить уникальные и интересные идеи. Конечно, активного и инициативного, который не будет ждать просьбы или толчка, сумеет взяться за дело и довести его до конца. Из этого вытекает следующее качество — трудолюбие. Труд — основа жизни общества. Каждый человек должен делать что-то и для других, то есть, быть полезным. Но самое главное — знание своего дела, притом настолько, чтобы во время работы голова не была забита сомнениями, по поводу правильности её исполнения и у человека была возможность попробовать изобрести что-то новое, иначе — свобода творчеству. Правда эта «свобода» должна сочетаться с ответственностью. Человек не должен подводить команду.
6. Как вы представляете успешного (или идеального) ученика
Заинтересованного в том, чем занимается. В первую очередь, он должен понимать, зачем это нужно именно ему, а не родителям или учителям. Когда человек хочет чего-то, он обязательно этого добьётся. Просто в мозг придёт сигнал, и человек приложит все усилия для осуществления цели, а это значит, что одного желания не достаточно.
Ещё одно неотъемлемое качество — трудолюбие и усидчивость. Конечно, все мы ленимся и часто находимся в состоянии прокрастинации. В такие моменты необходимо взять себя в руки, вспомнить свою цель и заставить, пересилить себя.
В моём представлении, любой успешный человек, будь он учеником, студентом или работником, очень тщательно выбирает себе окружение. Вам наверняка известна фраза: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты», я полностью согласна с этой поговоркой. Среда, в которой находится человек играет важнейшую роль в становлении его личности, независимо от возраста. Люди бывают разные и мы ни в коем случае не в праве осуждать их за это, особенно, если не знаем о них ничего. Но ведь с кем-то можно поговорить только о Машке из соседнего подъезда, а с кем-то обсудить искусство, научные открытия. Будет идеально, если твой друг (собеседник, наставник) умнее тебя, ведь так, ты сможешь научиться чему-то, перенять его мудрость. Деградация или развитие — выбор за нами.
Успешный ученик не должен бояться быть не похожим на других. Мы много раз слышали фразу «Каждый по-своему уникален», и это в самом деле так, только некоторые принимают решение подстраиваться под общественные стандарты и быть частью серой массы, а кто-то пытается проявить свою индивидуальность (не крася волосы или делая татуировки). Если вы относите себя к первому, то смею вас огорчить — вы раб системы, которым легко управлять. Вы согласны с этим? Если нет, то в ваших силах, поменять свою жизнь. И кстати, именно люди, отличающиеся от других, являются авторами многих идей, изменивших мир.
Страх жизни — чувство, которое тянет вниз и не даёт нам развиваться. Разумеется, у всех людей есть своя «зона комфорта» и многим приходится приложить огромные усилия, для того чтобы выйти из неё. Я не согласна с тем, что «в жизни нужно попробовать всё». Есть вещи, к которым нужно относиться с критикой или не пробовать какие-то вещи вообще (алкоголь, наркотики и т. д.), учиться на чужих ошибках. Но всё же следует осознавать, что жизнь одна и отступать от желаемого — глупо.
7. Чем сейчас занята ваша голова
Все предыдущие вопросы заставили меня порассуждать, и сейчас размышляю по их поводу, внося дополнения в ответы.
Уважаемые коллеги. Просим проверить титры к коллективному ролику ШколаСентябрь.
В случае, если что-то не так
Нажать на Ответить к этому сообщению
полностью скопировать «свою» строку и внести правку. Пример 3. Гимназия 11, Балашиха-Железнодорожный (Московская область)
Если вас пропустили — просто напишите полностью данные и поставьте ссылку на вашу закачку
Если вас упомянули как не указавших свои данные- сделайте то что написано выше и ниже, потом о пройдите в досье и заполните его. Сведения для сертификата генерируются автоматически. После генерации данных мы не сможем сделать вам сертификат.
Очень просим не писать произвольные формулировки! Присылать ТОЛЬКО правку!
УКАЗЫВАТЬ НОМЕР ЗАПИСИ. Копировать запись. Вносить правку
Участники акции #ШколаСентябрь 2019
1. Лицей 2, Балаково (Саратовская область)
2. Гимназия 5, Балашиха (Московская область)
3. Гимназия 11, Балашиха (Московская область)
4. Школа 26, Балашиха (Московская область)
5. Школа 134 «Дарование», Волгоград
6. Школа 41, Вологда
7. Школа 24, Горноуральский (Свердловская область)
8. Школа 1391, Горчаково (Московская область)
9. Лицей 5, Железногорск (Курская область)
10. Центр развития творчества им. Г. И. Замаратского, Железногорск-Илимский (Иркутская область)
11. Гимназия «Жуковка», Жуковка (Московская область)
12. Школа 19, Заволжье (Нижегородская область)
13. Центр образования, Заречный (Пензенская область)
14. Центр образования «Перспектива», Зеленогорск (Красноярский край)
15. Школа «Экодолье», Ивановка (Оренбургская область)
16. Гимназия 1, Канск (Красноярский край)
17. Центр детского технического творчества, Канск (Красноярский край)
18. Школа 6, Нарткала (Кабардино-Балкарская Республика)
19. Школа 2, Нововоронеж (Воронежская область)
20. Школа 18 им. А.И. Кравченко, Новомалороссийская (Краснодарский край)
21. Образовательный центр «Горностай», Новосибирск
22. Новосибирская классическая гимназия 17, Новосибирск
23. Школа 17, Новосибирск
24. Лицей 4, Пермь
25. Карельский кадетский корпус им. А. Невского, Петрозаводск
26. Специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону
27. Школа 84 им. Героя России Дмитрия Петрова, Ростов-на-Дону
28. Гимназия «Перспектива», Самара
29. Школа 24 им. Героя Советского Союза М.И. Буркина, Самара
30. Лицей «Солярис», Саратов
31. Школа 22, Сергиев Посад (Московская область)
32. Школа 4, Слюдянка (Иркутская область)
33. Школа 1, Советская Гавань (Хабаровский край)
34. Вологодская кадетская школа им. Белозерского полка, Сокол
35. Школа 47, Троицк (Московская область)
36. Лицей 11, Челябинск
37. Школа 48, Чебоксары
Москва
38. Гимназия РУТ (МИИТ)
39. Школа на Яузе
40. Школа 149 им. Героя Советского Союза Ю.Н. Зыкова
41. Школа 329 им. Героя Советского Союза А.С. Хлобыстова
42. Школа 504
43. Школа 626 им. Н.И. Сац
44. Школа 843
45. Школа 1207
46. Школа 1296
47. Школа 1329
48. Школа 1358
49. Школа 1358 корпус 2
50. Школа 1366
51. Школа 1394
52. Школа 1399
53. Школа 1468
54. Школа 1471
55. Школа 1474
56. Школа 1534
57. Школа 1539
58. Школа 1541
59. Школа 1575
60. Школа 1613
61. Школа 1770
62. Школа 1905
63. Школа 2006
64. Школа 2045
65. Школа 2057, Марушкино
66. Школа 2083
67. Школа 2087
Участники акции, не указавшие сведений о школе
68. StepanovaSN
69. kate33331
70. ocsakalina
71. Анжела_Кот
72. llluntik2018
73. school2120
74. Vlasil
75. Анастасия1394
Медиатон = обучение + соревнование + сертификация. Национальные медийные игры «Медиатон» проходят на платформе портала «Школьная пресса России» lgo.ru и в школах-базовых площадках.