12-15 октября 2010 года газета «Контакт!» (школа № 1259) совместно с юношеской редакцией журнала «Лицейское и гимназическое образование» проводят выездную акцию по программе «Малые города России» («Журналистский спецназ»). На этот раз объектом исследования «спецназа» станет город Пошехонье в Ярославской области. Приглашаем к участию заинтересованные школьные и молодежные редакции и журналистские объединения
Вы ничего не слышали о городе Пошехонье? Прекрасно! Ведь цель нашей программы — открывать для себя и для других малоизвестные города России. Хотите присоединиться? Пожалуйста! Только имейте в виду: вас ждет не экскурсионная поездка, а интенсивная журналистская работа по изучению незнакомого города.
Как появился знаменитый пошехонский сыр и какова его судьба сегодня?
Почему город с населением всего 6 тысяч человек называют Северной Венецией?
Как пошехонцы делают сусальное золото?
Как изготовить настоящую пеньку?
Почему за пошехонцами закрепилось прозвище «простаки» и соответствует ли это действительности?
Почему именно в Пошехонье появился последний памятник Ленину?
Почему пошехонские пряники пекут влюбленные пекари?
Зачем пошехонцы продолжают проводить заседания правлений несуществующих колхозов и принимать всех желающих в пионеры?
Выяснением этих и многих других вопросов жизни города и займется «Журналистский спецназ».
Что такое «Журналистский спецназ»?«Журналистский спецназ» — это не просто образовательный и журналистский проект, в котором участвуют школьники, педагоги и журналисты. Это своего рода опыт «иного бытия», участники которого должны вжиться в реалии ранее незнакомой им пространственно-предметной среды. В общих чертах замысел акции «Журналистский спецназ» выглядит как трехдневное «погружение» в социо-культурную среду исследуемого города с последующей обработкой и осмыслением собранной при этом информации.
Основная идея: исследование через интерактивную деятельность. Все выполняемые в ходе акции задания требуют активного взаимодействия с социально-культурными объектами, различными группами населения и историческим контекстом изучаемого города.
Смысл акции в том, чтобы ребята увидели повседневную российскую действительность новыми глазами, почувствовали, какие реалии стоят за обычными разговорами пассажиров в автобусе, какую историю скрывают полуразвалившиеся стены какого-нибудь старого дома, разыскали тех, часто незаметных людей, которые создают вокруг себя очаги формирования культуры в российской провинции.
Задания «спецназа» нацелены также на формирование и развитие навыков журналистской деятельности.
Предыдущие акции «Журналистского спецназа» проводились в мае 2004 года (в городе Верея Московской области), в октябре 2005 года (в городе Урюпинске Волгоградской области), в октябре 2006 года (город Козьмодемьянск — «Васюки»), в октябре 2007 года (город Кулебаки, Нижегородской области), в ноябре 2008 года (город Алатырь, Республика Чувашия), в феврале 2010 года (город Людиново, Калужская область). Их результатом стали тематические выпуски журнала «Лицейское и гимназическое образование» ( № 9, 2004 г., № 1, 2006 г., № 4, 2007 г., и № 4, 2010 г.).
Более подробно цели, задачи и порядок проведения «Журналистского спецназа» раскрыты на одноименной странице. Там же в качестве примера приведены задания Журналистского спецназа в Козьмодемьянск-»Васюки» (2006 год).
Условия участия в проекте «Журналистский спецназ»Время проведения:
12-15 октября 2009 г.
Проезд: из Москвы до Рыбинска поездом (10 часов), далее автобусом до Пошехонья (2 часа)
Отъезд из Москвы — 11 октября в 21.08 с Белорусского вокзала
Возвращение в Москву — 16 октября в 06.25
Проживание и питание:
Проживание в гостинице г. Пошехонье, питание на базе столовой
Финансы:
Ориентировочная стоимость в расчете на одного участника: 3000 — 3500 руб. (проживание + питание на четыре дня). С проездом от Москвы (+поезд+автобус) — 4000-4500 для школьников и 5000-5500 для взрослых.
Снаряжение
Каждая команда-участница берет с собой:
- Письменные принадлежности (блокнот+ручка) на каждого участника,
- Диктофоны — по максимуму
- Цифровой фотоаппарат — один на два-три человека;
- Портативный компьютер — один на пять-семь человек.
Примерный план акции по дням:
- Первый день (12 октября) — краеведческая игра, встреча с администрацией города, создание рабочих групп и распределение заданий.
- Второй день (13 октября) — основной день выполнения заданий.
- Третий день (14 октября) — доработка заданий, обработка собранной информации и создание на их основе журналистских материалов. Подготовка презентации результатов.
- Четвертый день (15 октября) — творческая презентация результатов спецназа городской общественности, отъезд.
Как присоединиться к проекту «Журналистский спецназ»?
Мы приглашаем к сотрудничеству заинтересованные школьные и молодежные редакции и журналистские объединения. Что для этого потребуется?
Шаг первый: прочитайте подробное описание акции «Журналистский спецназ» и ее примерную программу.
Шаг второй: оцените собственное желание и готовность участвовать в программе.
Шаг третий: свяжитесь с организаторами «спецназа» (
golovner@mail.ru, Владимир Головнер).
Автор фото: Лариса Колосова, школа № 77, Хабаровск