Удивляет, как из маленькой идеи рождаются большие перспективы. Поражает, что находятся молодые мужчины, готовые учить мальчишек совершенно бесплатно. Восхищает, как за одно занятие вырастают юные умельцы
Заходим в просторное помещение, обустроенное под мастерскую, в нос ударяет запах, словно я стою в глубине леса под покровом могучих деревьев. Пахнет чем-то теплым, таким, что нельзя передать словами, этот запах свежего дерева приятен, и не хочется, чтобы он пропадал. «Чувствуйте себя, как дома», — говорит высокий мужчина в камуфляжных штанах и темно-зеленой кофте.
В творческой мастерской «Отцы и дети», куда я пришла, все деревянное и необычайно уютное. Разнообразные изделия: чашки, шкатулки, мебель — создают атмосферу света и тепла.
«Отцы и дети» — это мастерская, где несколько талантливых мужчин обучают мальчишек от 7 до 12 лет работе с деревом и инструментами. Однако это не значит, что из девочки не может получиться хороший и добросовестный мастер по дереву. Сегодня я пришла в мастерскую «Отцы и дети», чтобы научиться чему-то новому.
Вступаю на путь мастера
Я и еще пять мальчиков помладше подходят к столу. За ним, в шеренгу, как в армии, с гордо поднятыми головами стоят пятеро мужчин. Эти мастера — лишь часть большой и дружной компании проекта «Отцы и дети». Мы знакомимся друг с другом и немного рассказываем о себе. У всех, кроме одного мальчика, это занятие первое. Волнению никуда не деться, ведь я не представляю, как и что нужно делать. Остается только молить о помощи всех богов мастерства!
Нам показывают инструменты и рассказывают о каждом из них. Удивленные взгляды мальчиков сопровождаются возгласами «Вау! Как круто!» Мне и самой очень любопытно: сколько этих сложных и непонятных названий: резцы, стамески, рашпиль, шуруповерты, коловорот, рубанок, киянка… И как тут можно запомнить что к чему?
Кое-как разобравшись в названиях инструментов, мы слушаем о материалах, из которых будем изготавливать изделия. Оказывается, самое распространенное дерево у нас на Урале и вообще в России — сосна. Сосна очень мягкая, легко обрабатывается, и ее очень много произрастает на нашей местности. А вот ясень — очень плотная и тяжелая древесина, из нее делают хорошую и дорогую мебель.
Дмитрий Тащилин, хозяин этой мастерской и один из организаторов проекта, показывает нам маленький деревянный квадратик темно-коричневого цвета.
— Это ДСП, а точнее ЛДСП,- рассказывает Дмитрий, поворачивая квадратик то одной, то другой стороной. — Как вы думаете, почему у него такое название?
— Потому что он квадратный! — восклицает Егор, в вязаном свитере болотного цвета и темными взъерошенными волосами.
— Не совсем, — улыбается мужчина.
— Д — древесно, С — стружечная, П- плита, — поясняет Стас, один из мастеров, — а ЛДСП, потому что плита ламинированная.
На столе образовался беспорядок, ведь нам показывали, как сверлить дерево и забивать гвозди. Мальчик Федя с коротко подстриженными волосами и в серой водолазке предлагает убрать опилки. Он берет веничек и смахивает все на пол, на столе будто ничего и не было. «Соблюдайте чистоту на рабочем месте»,- напоминают нам.
Не успели мы оправиться от шока после экспериментов с шуроповертом, уже показывают абразивный материал — шкурку. С ее помощью можно отполировать изделие. Прямо перед нами, наклоняющимися все ближе и ближе к столу от любопытства, Дмитрий разложил несколько разновидностей шкурок. Мы внимательно ощупываем каждую из них.
Делаем подсвечник
Объявляют задание — сегодня будем мастерить подсвечник. Мастера показывают образец — вытянутый прямоугольник с горизонтальными линиями.
Очень быстро у каждого из нас в руках оказывается вытянутый деревянный брусок, неотшлифованный и неокрашенный. Нужно с помощью шкурки сделать его гладким как шелк. Он должен быть ровным и без единой шероховатости.
Придется признаться, что для мальчиков эта работа куда легче, нежели для нас, девчонок. Тут нужны крепкие мышцы и правильная техника выполнения. А вообще эта работа для перфекционистов. Сколько твоей душе угодно — столько и шлифуй. Все на твое собственное усмотрение и вкус.
Внимательно следит за моей работой мастер Андрей — здесь принято к каждому ученику прикреплять наставника — и мы беседуем о жизни. Андрей, бывший участник игры «Одиссея разума», живет в своем доме, умеет работать с деревом и металлом. На вопрос, почему он участвует в проекте, рассуждает: «Когда мы станем старенькими, вот эти дети будут взрослыми. Нам надо с ними взаимодействовать. Мы передаём им свою энергию, а они передадут ее другим.
Разные ребята приходят: кто-то из мальчиков стоит в сторонке на первом занятии, берешь его за руку, подводишь к столу, а в следующий раз он уже сам включается в работу».
Я смотрю на свой брусок, поверхность которого лоснится в моих ладонях. Трогаю все его стороны и грани и прихожу к выводу, что можно демонстрировать свою работу. Показываю мастеру Стасу, он одобрительно кивает: «Не думал, что девчонкам тоже может быть интересно!»
Иду к Дмитрию, который при помощи хитрого станка должен вырезать посередине бруса отверстие для свечи. Дмитрий приступает к работе, а я, пользуясь случаем, завожу разговор:
— Как появилась идея создания мастерской?
— Идея пришла моему коллеге, Григорию Белому, несколько месяцев назад. На похожий проект он наткнулся в сети — энтузиаст с Украины устроил в гараже мастерскую, где проводил занятия для мальчишек без отцов. Тогда Григорий понял, что хотел бы видеть нечто подобное в Челябинске. А сам я попал в проект, когда мне прислали пост о том, что Григорий хочет открыть у нас в Челябинске такие мастерские. Я написал, что у меня есть мастерская и желание по выходным проводить занятия для детей.
— А что побудило вас на это?
— У меня давно было желание организовать место, куда люди могли бы приходить и что-то делать своими руками. Я видел проекты Григория и решил, что с этим человеком можно что-то сделать совместное. И еще тот факт, что у меня есть своя столярная мастерская, поэтому я решил поучаствовать.
— Много ли мужчин откликается на помощь в проведении занятий? Как вы отбираете наставников?
— Мы приглашаем заинтересовавшихся в нашей деятельности мужчин на занятия. Смотрим, как они себя ведут, какие у них интересы.
— Есть какой-то общий портрет наставника?
— Да, это мужчины от двадцати пяти до сорока лет. Друзья друзей, знакомые. У нас четыре организатора и двадцать наставников.
— Как вы планируете развиваться?
— Хотим открыть мастерские в каждом районе Челябинска. Чтобы каждый желающий мальчик смог попасть на занятие (Сейчас ребята ждут своей очереди около двух месяцев — Прим. ред.).
— Что вы для себя получаете от этих занятий?
— Общение с людьми. Я тренируюсь выступать на публике, мне это интересно. У меня растет сын, ему уже два года. В будущем он тоже будет приходить общаться с ребятами, что-то мастерить. Раз в неделю я стараюсь прибрать в своей мастерской. Раньше сложно было организовать уют и порядок, а сейчас это необходимость.
Разговор заканчивается, а мой брусок уже готов. Я смотрю на него и вижу, что еще совсем недавно это была обычная деревяшка с шершавой поверхностью. А сейчас это идеально гладкий брусок, с отверстием для свечи.
Я показываю будущий подсвечник Стасу, и он предлагает напильником подровнять края. Для этого нужно зафиксировать брусок с помощью струбцины — зажима для работы с деревом. Стас тоненьким, но тяжелым металлическим напильником выравнивает края. Это работа ювелирная, важен каждый сантиметр. Стас — настоящий профессионал, как и все здесь присутствующие, поэтому у нас все быстро получается.
И теперь передо мной стоит выбор: обжечь подсвечник, чтобы он имел интересный рисунок, покрасить акрилом или оставить так, как есть. Я выбираю вариант — обжечь горелкой.
И вот мое изделие — интересного цвета: бурого с темными разводами. Стас принес воск, а я обтерла тряпочкой подсвечник, чтобы он стал долговечнее. Нужно подождать, когда воск высохнет, и пока я беседую с мальчиками, которые закончили работу раньше меня.
«Почему ты пришел в эту мастерскую?» — спрашиваю одиннадцатилетнего Федора. «Раньше я играл в Лего, строил всякие здания и танки. Моя мама привела меня сюда, чтобы я научился мастерить. Я научился делать чемодан, скворечник, подсвечник». А десятилетний Артем дополняет, что он хотел бы, чтобы еще и вместе в походы ходили.
Все подсвечники готовы, мальчики радостно демонстрируют их своим мамам. Все мы в стружке и пыли, но сколько пережито радостных моментов! Вскипятив чайник, накрываем на стол и пьем чай с вкусняшками. Такой уютной и доброй атмосферы я давно не видела!
Февраль. Позади предметные олимпиады, а теперь на повестке дня городская научно-практическая конференция школьников. В Новосибирске она традиционно проходит в НГПУ
Около 50 секций самых разных направлений, более 700 участников, сотни проектов и исследований, подготовка дайджестов, презентаций, защиты работы, переживания, победы, неудачи на протяжении двух недель — это коротко об НПК НОУ «Сибирь».
А теперь подробнее о таком ярком интеллектуальном состязании, в котором сначала я был участником одной из секций, а потом выступил в качестве журналиста.
2 февраля, 8:40. Воскресенье, главный корпус НГПУ. В пустом огромном холле университета нет ни единой души. Рядом со мной десятиклассница Арина Стрельцова, она, как и я, трудится в научной лаборатории музея нашей гимназии «У истоков города», и совсем скоро мы будем защищать свои проекты. Еще нас объединяет работа в редакции «132%», и мы в качестве корреспондентов берем интервью у Натальи Викторовны Бодни, председателя оргкомитета НПК, начальника отдела научного творчества и интеллектуального проектирования ДТД УМ «Юниор».
— Наталья Викторовна, что Вы знаете об истоках городской конференции школьников? — Идея проведения научно-практической конференции школьников в Новосибирске родилась в 1979 году. Изначально существовало лишь несколько секций, имевших исключительно математической уклон, позже были добавлены направления, связанные с физикой и другими точными науками.
— Как с того времени развивалась конференция? — С каждым годом количество секций росло, сегодня их сорок восемь, они имеют различные направления, в том числе связанные с современными нано и IT-технологиями, генной инженерией.
— Каково общее количество участников конференции в этом году? — В этом году было подано около 1400 работ, из которых только половина была допущена до защиты.
Разговор с Натальей Викторовной был очень информативным, мы узнали, что сегодня будет самый «урожайный день» — начинают работать 26 секций.
Замечу, шесть наших гимназистов представят свои работы на четырех секциях, а мы с Ариной отправляемся на свою — «История и краеведение», теперь уже в качестве участников. Уже 9.45. Знакомимся с программой — в ней обозначены девять работ на различные темы: от проблем исторической памяти до создания виртуальных экскурсий на базе сайта IZITRAVEL. Было много интересных выступлений, получивших вектор развития на ближайшее будущее. Тема моего исследования вполне соответствовала статусу председателя Совета музея: «Музей „У истоков города” — территория исторической памяти: люди, события, факты». Защита удалась: через два часа я узнал, что мне удалось убедить жюри в заявленной теме, став лауреатом Золотой лиги. Кстати сказать, работа Арины Стрельцовой получила такую же высокую оценку. Ну что ж, придется готовиться и к региональной конференции.
По завершении работы секции профессор НГПУ, главный научный сотрудник сектора историко-демографических исследований, доктор исторических наук, председатель жюри Владимир Александрович Зверев отметил значимость исследований и указал на общие нюансы, требующие доработки. Нам были выданы сертификаты и приглашения на награждение 27 февраля. На ходу я пообщался с Алиной Клименко из аэрокосмического лицея, которая защищала работу о создании виртуальных экскурсий. Она поделилась своими эмоциями об НПК, расценив эту конференцию как базу для совершенствования своей дальнейшей работы.
12:10. Я вместе с нашим руководителем Людмилой Демьяновной Яковлевой отправляюсь на секцию «Культурология», где последней должна выступать Арина, сегодня уже во второй раз. Посидев и послушав ее защиту, мы дождались итогов. Андрей Михайлович Лесовиченко, доктор искусствоведения и культурологи, профессор кафедры народно-художественной культуры и образования НГПУ — председатель жюри, сказал следующие слова по поводу ее работы: «Бесспорно, исследование Арины Стрельцовой об истоках библиотечного дела в Новосибирске — новый вклад в региональную культурологию, достояние в культурологическом процессе Сибири». Арине, теперь уже лауреату на этой секции, удалось сфотографироваться с Андреем Михайловичем.
Уместно теперь передать Арине слова профессора В.А. Зверева, которые она не слышала в связи с работой на другой секции. Он отметил, что ее научный проект проработан очень хорошо, с сильной исследовательской стороной, имеет большие перспективы для развития. «Это действительно так», — заверила Арина. Ну что ж, можно порадоваться за наш музей и научную лабораторию.
А лауреатом Золотой лиги на этой секции была объявлена Трифонова Дарья из школы № 90 Новосибирска с работой «Fastfashion: быстро сшить, быстро продать, быстро выбросить (взаимовлияние поколений Z и Fast-fasion)». Я взял у ее автора интервью. Задав несколько вопросов, я выяснил, что ее работа изначально задумывалась как экологический проект, на реализацию которого ушел год. Но, посовещавшись со своим научным руководителем, она решила подать свою работу еще на две другие секции. Даша отметила, что у ее проекта есть перспектива, есть некоторые идеи, о которых она еще основательно не думала, но главной целью создания стало привлечение внимания к проблеме засорения окружающей среды. Самым успешным стало выступление только на секции культорологии, которое вызвало массу споров по содержанию.
Между тем секция за секцией завершали свою работу. По итогам защиты еще одна ученица нашей гимназии — Анастасия Радченко — стала лауреатом Золотой лиги. В интервью она рассказала, что идея работы по лингвистике родилась на уроках китайского языка в процессе его изучения. Объектом изучения был выбран дракон как символ Китая, процесс создания проекта же занял около пяти месяцев. В перспективе, со слов Анжеллы Эдуардовны Елгащиной, ее научного руководителя, определилось огромное поле исследования китайского языка. Ведь в теме сравнения символики китайского и русского есть еще много аспектов, так что можно писать целую диссертацию. Анастасия Радченко — наш третий победитель. От Анжеллы Эдуардовны мы узнали, что еще четыре участника конференции стали лауреатами на секциях «Программирование», «Информационные технологии». Здорово!
14:10. Мы с Ариной прошлись по коридорам ставшего нам родным НГПУ, сделали несколько хороших фотографий и отправились домой.
P.S. Работа секций НПК НОУ «Сибирь» была распланирована на две недели. Для нашей гимназии замыкающим этапом стала защита двух работ Софией Разниковой и Дмитрием Шаломановым на секции «Журналистика». Тема работы Софии: «Технология ребрэндинга концепции школьного издания с использованием элементов дополненной реальности (на примере газеты «132%)», а ее актуальность обусловлена тем, что данная технология разрабатывалась именно на основе школьных изданий. Автор этой работы по результатам защиты стала лауреатом Золотой лиги. Дмитрий Шаломанов исследовал способы привлечения и удержания внимания зрителя в ютуб-проектах (на примере Wylsacom, SlivkiShow, KuplinovPlay). Изначально это планировалось как классный проект, но постепенно он превратился в полномасштабную научно-исследовательскую работу. В перспективе доработка этой темы и защита в следующем году.
Наше путешествие в мир школьной науки завершается. Дальше «Эврика» — региональная научно-практическая конференция. А педуниверситет и другие вузы города и России всегда ждут в своих стенах умных студентов и молодых научных сотрудников.
Иван Шаншуров, #92 132%, Новосибирская классическая гимназия № 17, Новосибирск / фото: Мария Карабанова
Путешествие в мир новосибирской школьной науки (8 шт.) Для просмотра кликните на картинку
Комментарий арбитра-редактора Очень хороший насыщенный текст, который нуждается в редактуре. Научный язык так и просачивается в речь журналиста, иногда надо говорить проще, это не же научная статья, правда? Поэтому убираем «данная технология», вместо нанизывания отглагольных существительных пишем глаголы, «вектор развития на ближайшее будущее» — немного ввел в ступор.
Расшифровывайте аббревиатуры или обходитесь без них — читатель не понимает всех этих букв.
«Защита удалась: через два часа я узнал, что мне удалось» — повторы, ищите синонимы.
«Я взял у ее автора интервью» — не пишем, что берем интервью, а во-вторых, прочитайте вслух фразу — лучше обойтись в тексте без него.
Имя пишем перед фамилией.
XXI век считается эпохой экспериментов: со внешностью, самопрезентацией (возрождается жанр перфоманса) и даже глобальными философскими категориями. Например, в Новосибирске есть необычный музей, в котором посетители могут узнать о традициях мировой погребальной культуры
Он открылся 14 мая 2012 года в Парке памяти Новосибирского крематория. Идейным вдохновителем стал академик Европейской академии естественных наук Сергей Борисович Якушин. По его признанию, в первую очередь он хотел создать просветительский проект, так как отношение к загробному миру формировало культуру различных эпох. Так, звездой «Викторианской погребальной эпохи» стала королева Виктория, носившая траур по супругу всю оставшуюся жизнь.
Посетители музея могут ознакомиться с экспонатами, для которых не хватает места в трех больших залах. Все время вас будет сопровождать экскурсовод, который расскажет, почему на поминках монарших особ рядом с гробом всегда лежал кирпич; у какого мастера заказывал свой гроб Царь Горох; для чего делались посмертные фотографии и маски.
Есть в музее и свой Дом мод: коллекция сформирована из более двухсот экземпляров траурных платьев. На примере подбора такого гардероба вы сможете узнать о нормах поведения, которые должны были соблюдать вдовы и вдовцы в XIX веке. Во втором зале вы обнаружите копию мавзолея Ленина и панораму Отечественной войны 1812 года, сведения о погибших в Первой мировой и Великой Отечественной войнах.
Третий зал рассказывает историю изобретения катафалка и демонстрирует оригинальный подход к его оформлению: здесь представлены кареты, санки, специализированные мотоциклы и другие «чудеса технической мысли». О таинственных происшествиях, которые связаны с данным музеем, Александр Тамоников выпустил целую книгу, которую вы можете приобрести после ознакомления со всеми экспонатами.
Как объяснили создатели музея, его главная задача — жизнеутверждающая идея ценности каждой минуты, которую человек проводит на Земле, и того наследия, которое он после себя оставит потомкам.
София Разникова, 11 кл., #92 132%, Новосибирская классическая гимназия № 17, Новосибирск / фото автора
Музей мировой погребальной культуры (5 шт.) Для просмотра кликните на картинку
Комментарий арбитра-редактора Если отбросить сакральное направление музея и анализировать только текст… Текст хорош как реклама в буклет музея: есть такой музей, заходите к нам. Как новость в рубрике «Музейный гид», то не зацепило. «Вы сможете узнать», вы узнаете сведения — да читатель уже сейчас жаждет узнать эти сведения.
Эстафетное задание для дежурных от команды студии 13:57
Мы тоже любим девиз «везение — это всегда результат долгой подготовки». Поэтому вот и наши задания на выбор для команды-преемницы. Надеемся, что путь поиска будет увлекательным:
Расскажите про самый необычный памятник города и про историю его создания?
Кто герой в вашем городе вчера и кто сегодня?
Есть ли особенный праздник, индивидуальный только для вашего города, расскажите про него?
ДПГ: Ещё одно море на карте — Обское (Мария Меледина)
1. Название (тема) ролика — ярко, кратко, информативно
Ещё одно море на карте — Обское
2. Ссылка на видео на ютюбе или в облаке
3. Краткое описание (промотекст)
Немногие знают, что в Новосибирске есть целое море. Летом можно купаться и загорать, а что делать зимой? Кататься на лыжах, делать снежных ангелов, любоваться закатами и еще много чего интересного. Топ-5 занятий смотрите в нашем видеоролике!
4. Использованные произведения (автор, название, группа, композиция)
Смелость — очень трудное понятие, так как она воспринимается разными людьми по-своему. В моем понимании смелость — это просто отсутствие страха или же способность переступить через него, а значит, и через себя. Я не очень смелая, так как у меня есть страхи, но если мне будет нужно сделать что-то важное и необходимое, то я готова переступить через них. Главное — верить в себя и свои возможности.
2. Дайте совет: как вести себя со злобными людьми?
Я думаю, нужно попытаться их понять, найти причину такой реакции на мир. Все мы добрые, по крайней мере, такими были в детстве. То, какими мы станем потом, зависит только от общества, обстоятельств и пережитого.
3. Как забыть плохое?
Просто не фокусироваться на нем. В жизни есть очень много хорошего, оно везде. Если научиться это видеть, радоваться мелочам, то можно очень многое для себя открыть, забыв о всех печалях, ведь хорошее не может не поднять настроение.
4. Что делать, если тебя кто-то бесит?
Вести себя с ним сдержанно, ведь агрессия в его адрес приведет к ответной реакции. Ничего, кроме моря негатива, это все не принесет, поэтому стиснув зубы, сжав все свое негодование в кулак, нужно спокойно, с улыбкой и приветливым тоном продолжать общение, если ситуация того требует.
5. Как вы выступаете против чего-нибудь?
Я обычно стараюсь искать компромиссы, но если человек не прав, то я постараюсь как можно аккуратнее сообщить ему об этом, чтобы не начинать спор, перерастающий в ссору. Спокойно, мирно объяснить свою точку зрения, по-моему, намного лучше, чем разбираться с криками, дракой и ссорами.
6. Какую суперсилу вы хотели бы иметь
Наверное, управление временем. Честно, у меня даже моховик есть, но не работает почему-то. Бракованный, видимо. Много дел, заданий, все надо успевать, да еще и поспать хочется.
7. Причины, которые могут повернуть ваше мнение на 180 или сколько-то еще градусов
Я часто до конца стою на своем, но если мне объяснить иную истину, то я ее приму и посмотрю на это под другим углом, но иногда приходится соглашаться просто так (например, не хочу спорить и что-то доказывать).
8. Что вам нужно для полного счастья в данный конкретный момент
Сон. Много сна. Или моховик (рабочий), который мне поможет его достать.
Смотрите в наших соц. сетях Вконтакте и Фейсбуке. Будет интересно узнать ваше мнение по поводу работ. Ставьте лайки, комментируйте, а лучшие репостите.