Суперобложка защищает обложку и переплетную крышку от повреждений и загрязнений. Она представляет собой покрышку из бумаги или синтетической пленки, которая удерживается на переплетной крышке за счет клапанов, загнутых внутрь под ее сторонки, или подклеивается по корешку. Кроме того, суперобложка выполняет художественные и рекламные функции.
Шмуцтитул — правая страница разворота, на которой размещается название произведения, раздела, главя с изображением, эпиграфом или без них. Свое название получил от немецких Schmufz — грязь и Titel — заглавие. Объясняется это тем, что в старопечатных книгах добавочный титул, помещаемый перед титульным листом для предохранения его от загрязнений, порчи.
Современный шмуцтитул предворяет часть, главу издания, содержит краткое название этой части или главы, эпиграф и т. д. Располагается, как правило, на правой запечатанной полосе с пустым оборотом. Колонцифру, колонтитул, норму и сигнатуру на шмуцтитуле не ставят. Он может быть наборным, рисованным, комбинированным, декоративным и сюжетно-иллюстрированным в зависимости от типа издания. При экономном оформлении произведения шмуцтитул заменяют шапкой — кратким заголовком, помещаемым над текстом начальной полосы книги или ее части, главы и отделяемым от текста крупным пробелом.
Колонтитул — (фр. colonne — столбец и лат. titulus — надпись, заголовок) — это строка, расположенная над или под текстом страницы, содержащая информацию, которая помогает ориентироваться или служит для идентификации. В зависимости от вида издания, колонтитул включает в себя: .имя автора, название произведения, части, главы, параграфа, другую информацию. Колонтитулы могут быть разными для разных страниц. Для четных и нечетных страниц, для титульного листа, для разделов можно задать свои колонтитулы. Колонтитул относится титульным элементам.
Средник — пробел, разделяющий колонки. Он колеблется в пределах от 6 до 24 п. При малом среднике между колонками надо ставить линейку. Текст верстается в одну, а также в две, три и более колонок.
Разворот — две странички-сестрички — форма подачи материала на двух внутренних смежных страницах. Разворот должен смотреться цельно, так как это две смежные страницы раскрытого издания, являющиеся единым композиционным целым. «Мыслить разворотами» — важное умение для верстальщика.
Календарь (от латинского calendae или kalendae, «календы» — название первого дня месяца у древних римлян), — способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Это система ритмов, через которые мы воспринимаем время.
Это интересно: Слово «календарь» происходит от латинских caleo («про-возглашать»), calendae («первый день месяца») и, собственно,
calendarium («долговая книга»). В Древнем Риме начало каждого месяца в новолуние про-возглашалось особо. И именно в этот день было принято платить проценты по долгам. 1 января, например, римляне называли Calendae Januariae (январские календы). Последний же день предыдущего месяца, декабря, отметим, назывался кануном январских календ.
Цифра — это символ, который обозначает значение числа. Цифры являются знаками чисел, так же как буквы — знаками звуков. Современная цивилизация использует модифицированную, так называемую «арабскую» запись символов цифр в принятой за основную десятиричной системе счисления. Слово «цифра» появилось от латинского «cifra» и от арабского «sifr», что означает — пустой или ноль.
Текст (от латинского textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — напечатанная или написанная связная речь, которую можно воспроизвести. Это несколько предложений, которые расположены в определённой логической последовательности, связаны между собой по смыслу и грамматически.
Экран (от французского é cran) — устройство с поверхностью, поглощающей, преобразующей или излучающей излучение различных видов энергии. В Толковом словаре Даля: щит, заслон на ножках к печи или камину. Экран (по-английски screen) — это термин, используемый для описания просмотра части дисплея.
Шрифт (от немецкого Schrift ← schreiben — писать) — графическое изображение букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В зависимости от техники воспроизведения различают рукописный, рисованный, гравированный, наборный и другие шрифты. Хорошее правило при создании макета — не привлекать излишнее внимание читателя к виду шрифта. Следует избегать шрифтовой разноголосицы, которая не только утомляет, но и отвлекает от содержания, мешает читател понять смысл текста. У каждого шрифта своя роль, четко определенная в типографической иерархии.
Это интересно: Нейробиологи экспериментальным путем выяснили, что тексты, набранные неподходящим шрифтом, запоминаются лучше. Мозг вынужден задействовать и вентральный (обрабатывает простые тексты, не требующие напряженного процессинга: мы видим буквы, конвертируем их в слово, затем определяем значение слова), и дорсальный (включается, когда мы видим незнакомое слово, сложную формулировку или просто неразборчивый текст) путь, благодаря этому информация усваивается глубже и осмысленнее.
Язык — система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. «Язык есть орган, образующий мысль. Умственная деятельность — совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая бесследно — посредством звука речи материализуется и становится доступной для чувственного восприятия. Деятельность мышления и язык представляют поэтому неразрывное единство… Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык — трудно себе представить что-либо более тождественное… Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли» (В. Гумбольдт).