Выход есть: о возможностях профессионального образования для ребят с ОВЗ
В 2015 году в Москве насчитывалось 33 тысячи детей-инвалидов. Что ждёт их в будущем и как родителям детей с ОВЗ помочь им получить востребованную профессию и стать самостоятельными?
Куда пойти учиться?
С каждым годом всё больше московских образовательных организаций создают специальные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ на дошкольном, школьном и профессиональном уровнях образования.
В детских садах существуют группы комбинированного и компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройствами аутистического спектра и другими заболеваниями.
Среднее образование ребята с ОВЗ могут получить тремя способами: в специальных коррекционных школах, в коррекционных классах или по адаптированной программе в инклюзивных классах при обычных школах.
И если раньше ребята с ограниченными возможностями после окончания школы часто оставались на обочине жизни, то сейчас система в лице департаментов образования и здравоохранения помогает им получить профессию и трудоустроиться, а значит — стать полностью самостоятельными.
С чего начать?
Дети с ОВЗ нуждаются в специальных условиях для учебы. Основанием для создания таких условий является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). При переходе ребёнка с диагнозом с одного уровня образования на следующей это заключение необходимо.
Что входит в понятие «специальные условия получения образования»? Это особые образовательные программы для детей с ОВЗ, учебники, технические средства, проведение коррекционных занятий, услуги тьютора и обеспечение доступа в здания образовательной организации.
Чтобы получить заключение ЦПКМПК, необходимо записаться на обследование, а затем получить рекомендации специалистов и заключение о состоянии здоровья ребёнка. Подробности прохождения процедуры можно узнать по телефону +7 (495) 730–21–93.
Профобразование для лиц с ОВЗ
Получив среднее образование, ребёнок с ОВЗ может поступить в колледж и обучаться там совершенно бесплатно.
Подать заявление на поступление в колледж можно через портал государственных услуг pgu.mos.ru.
Пока не во всех колледжах есть специальные программы, но с каждым годом их число растёт. В марте в Департаменте образования Москвы прошла очередная форум-комиссия «Профессиональное образование без границ», на которой директора столичных колледжей представляли проекты по профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для того, чтобы комиссия одобрила проект, колледж обязан получить лицензию и создать специальные условия обучения с учётом особенностей каждого студента. Программа должна включать теоретические и практические занятия, а также индивидуальные консультации и реабилитационный блок. Преподаватели, которые работают с лицами с ОВЗ, в обязательном порядке проходят специальные курсы.
Кроме того, колледжи тесно сотрудничают с работодателями, а это значит, что студенты не только пройдут необходимую практику, но и гарантированно получат работу по окончании учёбы.
Истории успеха
По данным столичного департамента соцзащиты, каждый 10-й москвич — инвалид. Несмотря на то, что вокруг очень много людей с ограниченными возможностями здоровья, обществу по-прежнему не хватает знаний о том, что они могут и как себя с ними вести. К тому же до недавнего времени у работодателей было немало предубеждений относительно работоспособности лиц с ОВЗ. К счастью, уровень осведомлённости растёт, и мы наблюдаем всё больше историй успеха.
Например, Александр Сидельников, потерявший слух в 9 месяцев, стал актёром и снялся в кино. Творчеством Саша увлёкся ещё во время учёбы в спецшколе для глухих и слабослышащих. С ранних лет мальчик выступал на сцене и мечтал о карьере актёра. И вот однажды ему на глаза попалось объявление о наборе для фильма «Племя» Мирослава Слабошпицкого о жизни интерната для глухих. Сашу утвердили, и сегодня его можно увидеть в этой картине, получившей мировое признание.
История москвича Сергея Гончарова не менее интересна. Парень с детства страдал от серьезного поражения рук — последствия ДЦП. Сергей успешно сдал экзамены и отучился в реабилитационном центре-техникуме, после чего поступил в Московскую государственную академию физкультуры и нашел работу. Вот уже много лет он профессиональный тренер команды общества инвалидов «Чертаново Южное».
Инвалид по слуху Владимир Дзекунов закончил Политехнический колледж № 39 по специальности экономика и бухгалтерский учет. Юноша попал в программу центра «Перспектива» и прошел стажировку в компании HeadHunter, получив отличные рекомендации от главного бухгалтера. Полученный опыт пошел на пользу: «Я считаю, что нет людей с ограниченными возможностями, а есть люди с ограниченными желаниями», — говорит Владимир.
Нитья-Трукша*
Идея назвать меня Полиной принадлежит маме-учителю французского языка. Имя происходит от французского Petite («маленький»)». Как вы яхту назовете, так она и поплывет», а потому в 16 лет мой рост всего лишь сто пятьдесят сантиметров.
Характер у меня «шубутной», во мне слишком много энергии, и поэтому учителя нередко делают замечания, когда я верчусь на уроках. Но иногда я «перегораю» и сижу тихонько, задумавшись, как сейчас, когда пишу это задание. За мой рост, непоседливость и наивность у меня в классе прозвище «ребенок «. Но не стоит меня недооценивать. «Хоть телом не видна, да на деле могущна».
Я увлекаюсь индийской культурой и 4 года играю на индийском народном инструменте-гармонике. В задании «Свободное творчество» расскажу об этом подробнее.
Не так давно я набралась смелости и поступила в европейскую музыкальную школу по классу фортепиано и сейчас достигла третьего класса. Классическая музыка прививает не только музыкальные навыки, но и воспитывает душу, а также дает ощущение спокойствия и уверенности в себе. Чтобы никогда не терять это состояние, после фортепиано поступлю на вокальное отделение.
P.S. Невероятно, но иногда музыкой я могу лучше объяснить свои эмоции, чем словами. Чтобы написать этот текст, мне пришлось немного разобраться в себе. Это помогло мне в решении некоторых проблем, получилось «Не трудно сделать, да трудно задумать». Я надеюсь, что этот текст «сподвигнет» прочитавших сделать попытку лучше понять себя.
На этом прощаюсь. Со всей искренностью, Полина.
Муз. Сопровождение: Eurythmics — Sweet Dreams
*Нитья-Трукша — инд.(«всегда в движении»)
Хорошо! Единственный недостаток — объем. Для портрета требуется поменьше. Правда, читать интересно, так что этот недостаток отчасти компенсируется.
Задав себе вопрос «Сколько во мне я?» и что-же написать. Я задумался, а ведь правда сколько во мне «я»? А этого, как и в любом другом общительном человеке достаточно. Так как, почти в каждом разговоре присутсвует «я», например, «…а вот я тогда бы сделал …». А вот, если взять и провести такой экспиримент, посчитать сколько скажу «я» за день. Возможно, и напишу сколько же я сказал «Я»?. За 10 мая, я сказал я около 30 раз.
В комнате пахнет краской. Прочти тошнотворно пахнет свежей извёсткой, только что побеленный сырой запах земли с какими-то водянистыми примесями. От неплотно затаврённого окна несет слабым конским навозом. Запах навоза, такой классический животный и омерзительно теплый, пристающий к одежде, телу, мыслям, потливой спине, как банный лист, здесь был кротким и неожиданно ненавязчивым. Запах пыли, знойно клубящейся в воздухе, запах старого рассыпчатого ладана, каким пахнет в деревенских церквях (старые потрескавшиеся иконы в деревянных окладах, подметенная солнцем ризница, запах травы и поля снаружи) мешается с запахом свежетопленной печи. На улице парит, на улице лето, но в этой холодной свежеокрашенной комнате с желтым от старости пианино, пузатым сундуком с отбитыми ручками, круглым столом, с раскиданными запылившимися письменными принадлежностями, прикрытыми «известиями» за прошлый год, как-то даже пристыжаешься, подрагиваешь, как-то даже почтительно становится.
Женщина всплескивает руками. Руки красивой формы, с изящными фалангами пальцев, но обломанными ногтями, под которые забилась несмываемая грязь. Руки, огрубелые от долгой затяжной работы, руки прачки, может быть, еще помнящие аккорды allegro. Фланелевая ночная рубашка скомканная валяется на топчане. Не все пуговицы ее простого платья дешевого кашемира правильно застегнуты. Грудь вздымается с видимыми усилиями. Несколько потускневших прядей выбились из опрятной, чуть неаккуратной незамысловатой прически, глаза рассеяны, в самом центре щек красные пятна. Она кусает чуть обметанные губы, устало сопит носом, как лошадь. В пальцах материны четки. Жирные от бесконечных прикосновений четки, протертые до дерева и снова отполированные. Женщина сложила на переднике руки и перебирает четки. В глаза не смотрит.
Женщина кашляет. Долго и надтреснуто.
— Ты кашляешь?! Надеюсь, это не серьезно?
— Нет. Простуда.
Она прекрасно понимает, что он понимает, что это не простуда. И не лечится. Но виду не подает.
Мужчина ходит по комнате, заложив руки за спину. Чуть отливающий блеском пробор в волосах, напомаженные было браво усы, сейчас как-то поникли, взгрустнули, скисли. Как перестаявшее на жаре молоко. Подложные плечи его незатейливого платья выдают небольшую косность его скелетостроения, свежая рубашка еще не заправлена в брюки, на руках поблескивают потусклевшие, как угольки, перстни. Его взгляд тоже рассеян.
— Ты понимаешь, что если я уеду, ты больше меня не увидишь?
Она кивает. У ног, возле оборчатого подола ее старого перештопанного платья лежит старый саквояж с наклеенными вкривь и вкось вокзальными марками.
Он подходит к ней и берет ее за подбородок двумя пальцами. Ласково, но словно как собачонку. На белом, как фарфоровом, подбородке заживший старый шрам, уродующий лицо женщины.
— Ну, не смотри на меня так. Ты же сама все понимаешь!
Он гладит ее по волосам. Как будто неумело, как будто несмело. Она шмыгает носом, в глазах застыли слезы. Но потом она шумно сглатывает и слез больше не видно. Ей чудится в его словах желчь, но она не верит своим мыслям. Она уже давно привыкла с ним не верить своим мыслям.
— Все, все. Хватит! Натаэль, ты меня вынудила. Собирай детей. Поселю вас в меблированные комнаты! Давеча на Воздвиженке сдавала моя знакомая меблированные комнаты. Неплохие, на втором этаже. Есть старый рояль. Но ты, почитай, уже, наверное, играть разучилась.
Через полчаса Наталья Сергеевна тяжело дыша (щеки еще больше раскраснелись, глаза блестят дурной лихорадкою), привела детей. Старшая девочка лет двенадцати смущенно улыбается, щеки в веснушках, волосы выгорели на солнце, как у дворовой девки. Двое младшеньких, белоголовых пацаненка держатся за материну юбку. Четвертый у нее на руках, полугодовалый, завернут в пленки, переделанные из ее фланелевых рубашек или старой простыни.
Мужчина, кажется, встревожен. Глаза забегали непослушными крысами. Отчетливо видно, что он не ожидал детей.
— Где твой муж, Натаэль?
— В трактире. Где ж ему быть. Или на паперти. — Неуверенно кусает губы Наталья.
Грубые руки прачки-пианистки уверенно и скупо качают ребенка. Старшая девочка подхватывает саквояж, и они выходят на улицу.
Мужчина (Алексей Тимофеевич) берет извозчика до Воздвиженки. Наталья Сергеевна садится с грудным ребенком, пристраивает саквояж между ног. Девчоночка вместе с братьями жмутся к ней. Алексей Тимофеевич сидит чуть поодаль, смотрит на нее. Как будто не узнает. Нева блестит на солнце голубоватыми бликами. В тени фонтанов гуляют элегантно одетые дамы и дети. Проносятся мимо экипажи. Посредине пути младенец захотел есть. Наталья Сергеевна, никого не стесняясь, расстегнула пуговицы платья натруженными пальцами и дала ребенку грудь.
— Какой ему год? — Сконфуженно спрашивает Алексей Тимофеевич. Его отчетливо коробит от того, что Наталья кормит ребенка прямо на улице, но он не знает, как ей об этом сказать, поэтому и конфузится.
— Шестой месяц.
— Как назвали?
— Алексей. В честь тебя.
— Это, получается, мы не встречались… — Он делает паузу, как бы чтобы сосчитать в уме. Но она быстро понимает, что он попросту не помнит.
— Два года.
Он смотрит на задавленную бедностью женщину, женщину, кормящую ребенка грудью на улице, женщину, заболевающую чахоткой, женщину, которой нет еще тридцати, женщину, которая является матерью четверых детей и носит во чреве своем пятого, женщину, рано начавшую стареть, и почему-то воспоминает девчушку-гимназистку, которой она когда-то была. Она танцевала вальсы, туфли, одолженные у сестры были ей большие и она подвязывала их резинками. Платья тоже было сестринское. Или нет, не сестринское, а материно, материно, подвенчальное. Но без фаты. Вспомнил первые прогулки. Первую близость. Она была еще совсем девочкой. Грудь была почти мальчишеская. Тело угловатое, стройное, но уже с зарождающейся фигурой красивой женщины, а выпирающие бедренные кости четко очерчивали маленькую область живота.
Извозчик трясет на повороте, и один из мальчиков, тот, что на руках у конопатой девчушки, чуть не вылетает из него.
Наталья, нисколько не стесняясь, залепляет девчонке звонкую пощечину. Та хныкает обиженно, но ребенка держит правильно и смиреет.
— А какой тут… Какой тут мой? — Снова сконфуженно обращается к ней Алексей Тимофеевич, привычным жестом разглаживая усы, словно он в присутствии, а не здесь.
— Тот, что у Аленки на руках — твой. А этот — мужнин.
Отец смущенно смотрит на вихрастую голову сына, который играет с салочки с детьми лакеев.
«Ната, Ната, что ж с тобой стало…»,- эта мысль не оставляет его, пока они поднимаются в меблированные комнаты, пока договариваются с хозяйкой, приветливой дамой в черном лошадином капоре и вязаной шали вокруг плеч, о цене. Наталья тяжело надсадно кашляет, ребенок тяжел для нее. Наконец, комнаты. Саквояж на полу. Лакированный стол, четыре стула, клеенчатый диван с прорвавшейся, но заботливо подоткнутой со всех сторон обивкой, в шкафу стопки свежего загрубелого белья, пахнет молью, пылью, давно не жилой комнатой. Немного — сыростью.
Он выходит, якобы чтобы заплатить извозчику, но она понимает, что он бежит от нее. Бежит от бедности, словно испачкал в грязи носок дорогой туфли. Словно паука увидел и нечаянно задавил его и хочет поскорее уйти прочь от такой пакости. Он кидает извозчику гривенник. Тот подхватывает вожжи, он провожает взглядом ее в окне. Она держится за раму, кисейная штора полощется на ветру. Она смотрит на него. Он — на нее. Он запоздало думает, что это, пожалуй, последний его визит в Петербург. К ней. Она думает о том, что это, пожалуй, его последний визит в Петербург. К ней.
Вежливо но устало, улыбается заботливой хозяйке с шалью вокруг плеч, забирает назад плату. Подхватывает одной рукой саквояж, другой — сына. Сгибается от надсадного кашля, поднимающегося, кажется, из самой брюшины и кончающегося где-то в гортани. Бросает саквояж и кашляет в руку. Смотрит испуганно на ладонь. Не кровяная, пока не кровяная. Потом дает знак Аленке, та берет братьев под руки, и они идут по пыльным улицам домой. Ждать мужа из трактира.
Я вас поддерживаю. Нельзя чеовека судить по его годам, например, мальчик 12 лет будет адекватнее и мужественне, мужчины, которому все 20. Ну, а про плотность — это не мой конек, я не успеваю делать портал вовремя.
Москвичи сдадут ГТО вместе с игроком сборной России по мини-футболу Вадимом Цаем
Летний фестиваль ГТО пройдет в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах 14 мая
Московских школьников приглашают вместе с известным спортсменом проверить свою физическую подготовку на Летнем фестивале ГТО. Об этом сообщает пресс-служба Департамента образования Москвы.
В этот день в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах стартует новый проект «Сдай ГТО со звездой». В субботу учащиеся школ и колледжей с 13 до 20 лет смогут сдать нормативы физкультурного комплекса ГТО вместе с игроком сборной России по мини-футболу Вадимом Цаем. Ребят ожидает множество легкоатлетических дисциплин на стадионе: бег, поднимание туловища из положения лежа на спине, прыжки в длину с места и наклоны вперед из положения стоя на гимнастической скамье, метание мяча и спортивного снаряда, стрельба из электронного оружия. Юноши также выполнят подтягивания, а девочки — отжимания.
Необходимые документы для участия (заявка, карточка участника, сводные протоколы и протоколы по виду испытания «стрельба») размещены на сайте Центра физического воспитания в секторе ГТО, в разделе «Фестивали» 14 мая 2016 года.
Дополнительная информация для СМИ:
Дата: 14 мая 2016 года
Время: 10.00–16.00
Место: Московский дворец пионеров на Воробьевых горах
Одновременно с аттестатом московские школьники смогут получить профессию
НАШпресс заинтересован в статье на тему получения профессии, в которой раскрывается механика — как это возможно, какие профессии в списке, что нужно сделать для того чтобы включиться в проект в будущем. Кто возьмется — аккредитуйтесь от нашего агентства и вперед. Кстати, этот колледж — наш участник
Возможность одновременно с аттестатом получить свидетельство о квалификации по профессии появилась у московских школьников, сообщает пресс-служба Департамента образования столицы.
Проект по профессиональному обучению школьников стартовал в 2015/2016 учебном году по инициативе Департамента образования Москвы. Таким образом, школьники смогут освоить профессию с получением свидетельства о квалификации по профессии установленного образца и сертификата ассоциации работодателей.
Церемония вручения первых свидетельств о профессии 50 школьникам, успешно прошедшим квалификационные экзамены по программам профессиональной подготовки, состоится в Московском многопрофильном техникуме имени Л.Б. Красина 18 мая 2016 года. В мероприятии примут участие председатель национальной ассоциации административных и офисных работников Людмила Хлюснева, директор школы № 630, председатель межрайонного совета директоров № 32 (Южный округ) Марина Картышова и представители центров временной занятости школьников. Второй поток квалификационных экзаменов состоится в июне.
Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина обучает школьников по профессиям медиаиндустрии. В течение учебного года более 100 учащихся на занятиях в объединениях дополнительного образования приобретали современные компетенции, необходимые для работы по профессиям корректора, исполнителя художественно-оформительских работ, рекламного агента, переплетчика, фотографа, пошивщика изделий, помощника руководителя и других. На сегодняшний день 21 колледж предлагает получить обучение более чем по 45 профессиям.
Информация для СМИ:
Дата — 18 мая 2016 года
Лиана Табатадзе
Директор ГБПОУ «Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина»
Фестиваль музеев и награждение победителей олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» состоится 14 мая в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах
Закрытие олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» и награждение победителей состоится 14 мая в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах, сообщает пресс-служба Департамента образования столицы.
Более 2000 команд получат заслуженные дипломы и призы. Во время награждения во Дворце пионеров пройдет фестиваль музеев. Школьники посетят интерактивные выставки и занятия, порешают головоломки журнала для любознательных «Квантик» и смогут познакомиться с музеями, в которых не успели побывать во время олимпиады.
Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» проходила с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года. Ее участниками стали более 95 тысяч московских школьников. Организаторами соревнования выступили Департамент образования Москвы совместно с Департаментом культурыМосквы. Координацией занимается Центр педагогического мастерства.
Дополнительная информация для СМИ:
Дата: 14 мая 2016 года
Время: 11.00
Место: Московский дворец пионеров на Воробьевых горах