Трудно не согласиться с британским ученым Джоном Леббоком: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». Что же мешает нам понимать друг друга и добиваться поставленных целей?
Иногда мы оказываемся в ситуациях, когда в общении с другими возникают трудности — барьеры. Выясним, какие и почему. А увидеть и понять проблему — наполовину ее решить.
Возникают ли у вас трудности при общении (барьеры)?
44% — нет;
33% — да;
33% — иногда / в некоторых случаях.
С какими барьерами вы чаще всего сталкиваетесь?
35% — моральные;
23% — барьер отрицательных эмоций;
18% — интеллектуальные;
12% — мотивационные;
12% — барьер установки.
Умеете ли вы преодолевать эти барьеры?
50% — да;
30% — иногда/не всегда/не все;
20% — нет.
Было предложено два способа преодоления барьеров из личного опыта общения.
«…Я пользуюсь приёмом „зеркало”: добрая улыбка и приятное выражение лица вызывают ответные чувства у собеседника, обезоруживают его».
«Избегаю общения, если оно мне неприятно».
Таким образом, из многочисленных барьеров общения наши обучающиеся и педагоги чаще всего сталкиваются с моральными — эффективности общения
мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов. На втором месте — барьер отрицательных эмоций, когда проблемы в общении возникают из-за плохого настроения или самочувствия человека.
Интеллектуальные барьеры на третьем месте. Они обусловлены отличиями
типов мышления, скорости протекания мысленных операций, разным уровнем развития. Думаю, многим знаком барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, вызывая тем самым у собеседника раздражение.
Общение практически каждого десятого из опрошенных затрудняют мотивационные и барьеры установки. Первые проявляются, если у людей разные цели, мотивы вступления в разговор. Причина вторых- негативная установка по отношению к партнеру, которая может быть обусловлена собственным предыдущим опытом общения или сложиться в результате негативных отзывов других.
Следует заметить, что кроме перечисленных выше, существует множество других барьеров общения, как и причин, воздвигающих их между людьми: характер, темперамент, воспитание, образование, возраст, статус, сложившаяся ситуация и прочие. Но все они возникают по нашей вине, по вине человека. Ученые объясняют это различным восприятием себя и других, а остроумный и смекалистый русский народ выразил в пословице: «В чужом глазу сучок (соринку) видим, а в своём и бревна не замечаем». А между тем, путь к взаимопониманию достаточно прост. Проявляйте больше внимания к собеседнику, искреннего интереса к тому, что он говорит, не «тяните одеяло на себя», не «грузите» личными проблемами. У А. Дольского:
Досадно, если ты, надеясь на подспорье,
В ответ не получил желанной сослезы.
Но в сотню раз страшней, когда испив от горя
Чужую исповедь, ты смотришь на часы…
Чтобы нивелировать трудности общения, психологи рекомендуют:
Уважать собеседника, каким бы он ни был.
Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое вам неприятно.
Иметь чувство собственного достоинства.
Контролировать себя в общении.
Строить свое поведение так, чтобы уменьшить или устранить возникший
барьер.
Ну а для снижения риска появления препятствий, мешающих полноценному
общению, необходимо следить за своей внешностью и манерами — они должны соответствовать ситуации, вызывать симпатию. Стоит научиться воспринимать собеседника объективно, не давать ему оценочных характеристик.
Возьмите на вооружение прием «взгляд со стороны» — иногда, чтобы понять,
в чем проблема, достаточно дистанцироваться, увидеть ситуацию «со
стороны». Всегда важно вовремя распознать, что «не так», и найти способ,
как с этим справиться.
В жизни мы встречаемся с разными людьми. К сожалению, проявления невоспитанности и грубости — не редкость. Но в любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения. Не получается? Стоит задуматься: это общение вам действительно необходимо?