В Омске, в центре «Эрмитаж-Сибирь», работает выставка «В сбруе лёгкой и красивой…», где представлен 151 экспонат из двух отделов: Западноевропейского прикладного искусства и Истории русской культуры коллекции Государственного Эрмитажа. На выставке нам открывается книга с увлекательными историями из прошлого
Глава перваяПрогулки императорской семьи
В путешествии царской семье требовалось немало вещей: специальные печи, грелки и спальные места для удобства, шкатулки с различными играми для весёлого времяпрепровождения и, конечно же, каретные часы, чтобы прибыть к месту отдыха вовремя. Для каретных металлических часов с ключом сделан специальный футляр, защищающий циферблат.
Иногда одним из атрибутов путешественника были табакерки, и каждая выглядела по-особенному: имела свой узор и форму. Многие мастера, создавая табакерку для походов, делали её в форме кареты.
Следующая страница
Кучер готовит карету, возможно, к очередной прогулке, а может, даже к долгому путешествию. Он запрягает тройку лошадей исключительно русским способом. Лошади не стоят на месте, они уже готовы пуститься вскачь. И сразу вспоминаются строки из поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души», которая была написана примерно в то же время, когда был создан экспонат. Понеслась «бойкая необгонимая тройка». «Дымом дымится дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Русь, куда ж несешься ты? дай ответ». Далеко слышен звон колокольчика. А кони так красивы в своём беге, они словно летят над землёй.
Глава вторая
Скачки и коневодство
Эта глава посвящена ещё одной неотъемлемой части жизни прошлого. Конные соревнования во всём мире, в том числе и в России, тесно связаны с развитием коневодства. Даже художники начинают рисовать в новом жанре — жанре «экстерьерного портрета», коннозаводческом. На картинах можно увидеть разные породы лошадей.
Вот одна из них, белая, одиноко стоит на привязи освещенная заходящим солнцем. Много лет служит она человеку, но когда-то придёт время расставания, и седло придётся снять. Выглядит она уставшей, наверное, поездка была для неё долгой и сложной.
Следующая страница
Мы видим, как готовятся к состязанию всадники. И вот началось соревнование! Мчатся, мчатся лошади, всадники подбивают их шпорами и бичами. На трибунах зрители болеют за выбранных ими жокеев. Глядя на арену, трудно понять, кто выиграет. Заканчивается состязание, и зрители узнают победителя. Аплодисменты и радостные возгласы заполняют ипподром. Начинается церемония награждения. Победителю выносят кубок.
Глава третья
Карусели
Конные карусели проводятся со времён Елизаветы Петровны и берут своё начало от средневековых рыцарских турниров. Со временем рыцарские турниры были заменены на карусели, и представляли подобие красочного спектакля: доспехи сменились на декоративные, а оружие — на безобидное. Вместо поединков основной частью праздника стало выполнение различных заданий. В основном карусели проводились в важные для знати даты. На них люди наряжались сами и наряжали своих коней.
Глава четвёртая
Охота
Мы можем понаблюдать за охотой — ещё одним развлечением императоров, связанным с лошадьми. Утратив своё первоначальное значение — коим являлась добыча меха, мяса — охота стала для правящего класса развлечением и возможностью показать свои ловкость и смелость.
Вот вдали скачут на лошадях охотники, вместе с ними бегут собаки — незаменимые помощники в таком деле. После долгой погони за добычей устали все. На привале господа подкармливают заячьими лапами своих четвероногих друзей, благодаря за проделанную работу. Первая собака уже лакомится угощением, вторая стоит и преданно ждёт подарка.
Следующая страница
На следующей странице мы видим незнакомку. Она в амазонке: красивом чёрном костюме. Выглядит она очень эстетично. Сидит девушка в дамском седле, которое выглядит неудобным: тело повёрнуто вбок, а смотреть нужно было вперёд, да и для управления лошадью не получится держать руки в стороне. Лошадь, везущая всадницу, тёмно-коричневого цвета. Возможно, она выехала на прогулку.
Глава пятая
Похоронные церемонии
Глава пятая о грустном. Как и большинство придворных ритуалов Российской империи, похоронный задуман и разработан Петром I. На похоронной церемонии используют различные атрибуты. Катафалк украшен резными золочеными бюстами рыцарей и султанами из перьев страуса белого цвета, который сейчас не ассоциируется с трауром. На подобных церемониях использовались разные попоны, и самая яркая из них — попона «Радостной лошади» — имеет весьма странное название, учитывая её предназначение. Выглядит она торжественно: красная, с золотым узором.
Но на этой странице не заканчивается наше путешествие. В этой книге ещё много разных страниц. Центр «Эрмитаж-Сибирь» ждёт вас, чтобы продолжить путешествия в прошлое!
Постскриптум
На выставке была представлена заводная карета, и, конечно, этот экспонат заинтересовал посетителей. К сожалению, экскурсовод не ответила на вопрос, может ли работать заводной механизм. Поэтому пришлось написать письмо в Санкт-Петербург, в Государственный Эрмитаж. Вы удивитесь, но вскоре пришёл ответ, в котором сообщалось, что «в настоящее время миниатюрная карета находится в нерабочем состоянии, у нее утрачен заводной ключ, и механизм требует ремонта, но он сохранился и подлежит реставрации». Очень хочется увидеть, как новый ключ сможет привести в действие заводной механизм, и мы сможем насладиться тем, как изящно и легко движется эта мастерски изготовленная миниатюра.