Путешествие, переход в другое измерение, детективный поиск — с чем у вас ассоциируются эти слова и словосочетания? Спорим, никто не подумал, что все это - филология? После посещения лекции доктора филологических наук Натальи Борисовны Кошкаревой мы решили провести свое детективное расследование в этой сфере и разузнать, с чего начинается эта гуманитарная наука…
Филологи занимаются изучением «смыслов», живущих внутри слов и одушевляющих их. Ученые стараются не упустить ни одного языка из своего поля зрения, будь то хантыйский, ненецкий или язык майя. Ученые-филологи обычно трудятся в институте. Со стороны кажется, что они просто сидят и что-то печатают или пишут, а на самом деле путешествуют по различным литературным вселенным и эпохам.
В Институте филологии СО РАН — одном из институтов Новосибирского научного центра Сибирского отделения Академии наук — бывают Дни открытых дверей, когда любой человек, даже неспециалист, может послушать лекции кандидатов, докторов филологических наук — получше узнать родной язык или любой другой и, возможно, самим приступить к изучению всех тонкостей нашей речи.
Нам посчастливилось побывать на одной из таких лекций. Доктор филологических наук Наталья Борисовна Кошкарева рассказывала о том, как сильно отличаются мировые языки даже на таких базовых уровнях, как система счисления. Например, в языке жителей Латинской Америки пираха нет числительных. И сколько бы ученых к ним ни приезжало, никому не удалось научить этот народ считать до десяти. А вот в языке майя, наоборот, к числительным особый подход: для разных предметов они используют разные системы счисления. К примеру, если взять 3 предмета — иголку, мяч и сыр, то у них будут абсолютно разные системы счисления, а все потому, что эти предметы даже близко не похожи друг на друга, имеют разную форму и состав.
После лекции нам захотелось разузнать о работе лингвиста побольше, и Наталья Борисовна рассказала, как именно протекает исследование:
— Мы исследуем тексты малых народов по трем составляющим: грамматике, наличию словаря, то есть наличию значений слов языка, и зафиксированных сказок, и повестей. Это настоящий детективный поиск. Филологи сравнивают части предложений и через словари пытаются перевести это на наш родной язык, а после этого уже составляют разные научные теории о том, какие правила грамматики и правописания действуют в том или ином языке.
— Что Вам больше всего нравится в своей работе?
— Возможность настоящего путешествия, не такое, когда тебе куплены билеты, предусмотрены завтраки в отеле, а настоящее исследование, когда ты не знаешь, где будешь ночевать, с кем встретишься, с кем сможешь работать, а с кем нет; это такое познание мира, которое открывает совершенно другие пространства, это переход в другое измерение.
Испытание, которое проходит хоть раз каждый филолог, — это различные экспедиции. На профессиональном уровне этим занимаются полевые лингвисты, то есть исследователи, которые изучают язык в полевых условиях. Наталья Борисовна как раз и специализируется в этой сфере:
— Группа филологов уезжает в какое-нибудь малоизвестное место на Земле, в среду языка, который им нужно изучить. Как правило, это диалекты или языки немногочисленных народов. Язык становится доступным через интернет, сейчас филологи могут фиксировать жизнь языка. Ведь раньше записывали все тексты на одну кассету: ее использовали, расшифровывали, стирали и на это же место начинали записывать новый текст, нового сказителя. Очень хорошо, что сейчас можно фиксировать язык во всех сферах его проявления.
Лучшим учебным заведением, по мнению Натальи Борисовны, является Новосибирский государственный университет. Нам удалось поговорить со студенткой НГУ факультета филологии Мадиной Лепшоковой и узнать, чем ее привлек этот университет:
— Приятным было то, что в НГУ (в отличие от многих других вузов) к нам сразу отнеслись как к коллегам, — младшим, но коллегам. Преподаватели по предметам могут заинтересовать даже самых ленивых и немотивированных студентов. Классным было ощущение, что ты понимаешь то, чего многие не знают и даже представить себе не могут. Например, особенности семантики разных слов, фонетические законы, синтаксические конструкции, особенности русского и других языков и литературы. И конечно же, опыт, который мы здесь приобретаем.
Чем же может заниматься юный студент филологического факультета? Эффективно развивающее направление в этой науке — разработка методов преподавания русского языка иностранцам. Сейчас в Новосибирск приезжают очень много абитуриентов и молодых специалистов из южно-азиатских стран и Китая. Студенты филологического факультета имеют возможность развить навыки общения с иностранными гражданами. После такой практики в будущем можно стать переводчиком восточных языков: китайского, корейского, а также обучать иностранных студентов русскому языку как в нашей стране, так и за границей.
«Мы проходили такие предметы, как „Система преподавания РКИ”, „Межкультурная коммуникация” и другие. Меня заинтересовала система преподавания русского языка иностранцам, ведь то, что мы выучили на первом курсе, далеко не все, что знают носители языка, и это легко объяснимо. Многие русские думают, что раз они на нем говорят, то могут его преподавать. Пусть попробуют объяснить падежную систему русского языка или глаголы движения иностранца, не пользуясь помощью языка-посредника», — продолжила свое рассуждение Мадина.
После окончания факультета филологии перед выпускниками открываются широкие перспективы. Молодые специалисты могут посвятить себя работе не только копирайтера, переводчика и редактора журнала, но и искусствоведа, специалиста по древним языкам, психолингвиста. Можно устроиться даже в прокуратуру и анализировать фонетические особенности уголовных дел. Филолог — востребованная профессия и останется такой на долгое время, ведь языков появляется все больше и больше, и круг исследования, следовательно, тоже расширяется.
Декабрь. Скоро я уезжаю в Артек и знаю, что в январе 2019 года, благодаря нашей студии, в городе будет большое мероприятие «Медиаинтенсив». На мне лежит немаленькая ответственность, я — куратор одной из команд. От меня будет зависеть, как пройдут эти три дня у детей, состоящих в редакции. Эта ответственность осчастливила меня. Я пришла домой и с порога сразу же выпалила: «Мама, мама я буду куратором! Это для меня в новинку, но, кажется, будет круто»
Дни подготовки
Приехала, меня радостно встретили и сказали: «Будешь ведущей на открытии», что меня тоже порадовало. Мы занимались подготовкой, отчитывали тексты, репетировали танец, выбрали цвета редакций, готовили бейджи и не заметили, как подкрался день открытия.
День первый
Прибегаю в центр со школы, переодеваюсь, есть пара минут, чтобы передохнуть. Вот-вот открытие. Мои руки трясутся, потому что я волнуюсь, как и все. Звучит отбивка. Выхожу на сцену, все происходит слишком быстро. Роль ведущей оказалась не сложной. Собираю свою команду, восемь пар глаз смотрят на меня, а меня все еще потряхивает, путаюсь, но справляюсь с первым заданием. Люди распределены и разведены на мастер-классы. Выдох. А у меня неплохо получается! Мастер классы закончились, а значит, нужна рефлексия. Присмотрелась к ребятам: глаза светятся заинтересованностью, что является признаком хорошей будущей работы. День подходит к концу. Люди расходятся, кураторы собираются, делимся впечатлениями. Не понятно от чего, кажется, что я никчемный куратор. Спасибо остальным, что вытащили из этой ямы. Планерка. Все получают огромный список дел на завтра. Прибегаю домой, и сразу в кровать. Надо выспаться, надо выспаться!
День второй
Бегом после школы, запрыгиваю в такси и там понимаю, какая великая радость, что у меня есть помощница. Пока я в школе, она возится с редакцией. Огромное ей за это спасибо. Приехала, влетаю на второй этаж, все ждут меня. Немного стыдно. По плану сейчас экскурсия в музей Просвещения. Провожаю туда ребят, с этим может справиться каждый. А как насчет проблем с другими заданиями? Они не катастрофических размеров: нет человека для интервью, забрали петличку, а оператор где, обежать центр десять раз в поисках кого или чего либо — не предел. Материал снят, время монтажа. Видео готово. Оп! Компьютер выключился, сохранилось не все, а значит снова монтаж. Из-за этого пропускаю пресс-конференцию, QR-квест по городу. Но у меня есть помощница, и она отлично справляется. Чашка чая, свечка в редакции, на которой слышу много приятных слов про само событие и нашу студию. Планерка. Я снова невыносимо устала и хочу спать. Неужели завтра уже конец?
День третий
Утро, школа, такси все заново. Приезжаю к самому закрытию. Вижу свою редакцию. Говорят, что все было на пять с плюсом, пока я пропадала на уроках. Я счастлива! Время подведения итогов и получения сертификатов и дипломов, море признательности в сторону нашего руководителя. Стою, улыбаюсь и думаю: «Какая Светлана Васильевна целеустремленная, всегда достигает того, что задумала, стоит взять с нее пример». Конец, все расходятся, иду со своей командой. Время прощания, и мне начинают говорить, что я образцовый куратор, интересный человек, они уверены — меня ждет большое будущее. И тут я осознала, зачем студенты едут в лагеря, где спят по 4 часа, почему глаза Артековских вожатых горят огнем. Его зажигают дети, у которых что-то получается с помощью наставников. Он появляется, когда они слышат слова о том, какие они сногсшибательные. И если мне предложат стать вожатой или ещё раз куратором, несмотря на трудности работы, я не задумываясь ни на секунду, скажу да! Я готова отдавать больше, чем получать взамен.
Полина Горшкова, 10 кл., #2128, ЦРТДиЮ им. Г. И. Замаратского, Железногорск-Илимский / фото: Мария Вырвина
Сегодня не только канун Старого Нового года. Мы отмечаем и День печати. История праздника идет от Петра I, который основал первую российскую газету. Называлась она «Ведомости». Газета нашей гимназии — «#23путь» — не такая древняя, конечно. Но День печати для редакции большой праздник. О нем мы и поговорили с гимназистами. А также о самом слове «газета». Вы-то в курсе. А что говорят читатели?
Четвероклассницы Олеся и Алена никогда не слышали о Дне печати. Но с газетой знакомы. Алена даже участвовала в опросе по теме фликеров. Рассказывала аудитории, какие световозвращающие элементы одежды использует. Газете девочки желают самого лучшего.
Старшеклассник Руслан историю праздника знает. А вот слово «газета» — загадка. И ответ на нее есть только в редакции «#23путь». Когда ребята готовились к олимпиаде по журналистике, они узнали, что слово происходит от названия листка с рекламой, который в старину был в ходу в порту Венеции. Точнее от мелкой монеты, которой оплачивали эту информацию.
Четвероклассники Женя и Михаил — начинающие краеведы, ходят в соответствующий кружок, но с историей журналистики пока не знакомы. И очень надеются, что в газете будет больше статей о родной школе.
Шестиклассница Ульяна желает больше интересных поводов для публикаций. У газеты уже были свои познавательные расследования: считали, сколько всего в школе комнатных растений и вычислили, сколько они дают кислорода. В пересчете на деревья под крышей разместилась целая аллея. Публиковали результаты исследований о качестве апельсинового сока, вреде чипсов, составе снега. Давали совет, как выбрать самое вкусное и полезное мороженое. Еще «#23путь» запускал сбор на утилизацию батареек и спас от гибели сотни ежей. Устраивал русско-французскую эстафету, отправлял по всему миру открытки.
…День печати Ульяна считает актуальным не только для газеты, кстати, а для всех, кто пришел на сайты, порталы, в сетевые сообщества. День печати «впечатался» в жизнь многих.
Девятиклассница Алена сама сделала подарок редакции — принесла эскиз единой эмблемы для газеты, а также нашей видеостудии. Нарисовала новую планету (похожую и на пельмень еще) и дерево. Отталкивалась от ключевого в названии слова «путь». Газета у нас много путешествует. Дороги приводили ее на все континенты, включая Антарктиду, и даже в космос — с зондом «ИнСайт», который сейчас работает на Марсе. Благодаря миссии NASA у нас есть билеты на «полет» с чипом космического аппарата, в котором собрали базу данных о миллионах землян.
А дерево на эмблеме — это все мы, журналисты гимназии, как одно большая семья. Корреспонденты газеты, кстати, помогают видеостудии, а репортеры #23TV — газете. Все мы — веточки на этом дереве. Оно еще и символ нашего роста. Дерево показывает то, что мы с каждым днем становимся сильнее и больше. Цвета эмблемы Алена выбрала, опираясь на пожелания ребят.
Поздравляем наших коллег из школьной газеты! И всех вас, нашпрессовцы! А еще дарим это видео! (Спойлер: самый огонь — на последней минуте).
Первое стихотворение, которое мне показалось очень открытым, и реально описывающим ситуацию на Руси, — это «Родина» (1846 года). Некрасов говорит, о своей родине как о месте «пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства». У него вызывает это место негативные эмоции, а также представляет образ матери, которая прожила несчастливую жизнь, так как не могла восстать против судьбы. Все плохие вещи в их семье были из-за отца, который был человеком неуравновешенным и жестоким. Я очень прониклась атмосферой его детства.
Далее стихотворение «Тройка» (1846 год) — история девушки, которая мечтала о счастливой жизни, которую в итоги она не получила. Благодаря правильно подобранным словам автора, ощущается вся судьбу бедной девушки на себе.
«Несжатая полоса» (1854) — сама форма стихотворения очень необычная, так как каждая строфа похожа на полосу. И в стихотворении рассказывается о жизни бедного крестьянина, который из-за своей тяжелой жизни и болезни даже не готов работать себе на пропитание. Мне понравилось то, что из-за описания внешнего вида крестьянина я представила полноценную картину жизни на Руси крепостных в те времена.
А в стихотворении «Школьник» Некрасов тоже затрагивает тему крестьян, только уже со стороны детей. Там также описывается нелегкая судьба этих людей. В конце стихотворения все же видно, что автор живет надеждой на светлое будущее русского народа.
Стихотворения Н.А. Некрасова пропитаны атмосферой крестьян и их тяжелой жизни. Он очень точно подбирает слова, что помогает читателю лучше понять смысл произведения.
Счастье, друзья, школа. Если говорить кратко 2018 год прошёл для меня не очень насыщенно, но его последние месяцы всё таки успели порадовать меня новыми знакомствами и интересными событиями.
2. Ваши личные итоги 2018
Для себя я поняла, что нужно выходить из зоны привычного комфорта и сделать всё возможное, чтобы новый год изменил моё привычное мировоззрение.
3. Планы на 2019
Краткий список планов на 2019:
1. поездка на фестиваль «Синема», проходящий в Усть — Илимске
2. определиться с экзаменами окончательно и начать хорошую подготовку к ним
3. выпустить много качественного контента
4. поехать на смену или V Медиафорум, проходящий в Артеке
4. Что случилось с вашим характером за этот год
Характер поменялся в лучшую сторону, но реализм не исчез. Действовать по возможностям реального времени и немножечко мечтать в голове. Это никому не вредно.
5. Друг 2018 и что он вам дал
Не могу сказать, что с 2018 мы были друзьями, однако коллегами точно. Он дал мне возможности, которыми я с удовольствием воспользовалась и сейчас не о чём не жалею. Прошедший год стал для меня временем передышки и теперь мне по силам даже немного сместить горы.
6. Идея года и еще чего-нибудь года
Открытие года — желание снимать. Раньше никогда не задумывалась над своими операторскими возможностями, а сейчас понимаю, что есть куда стремится. Ведь нет предела совершенству.
7. Чем сейчас занята ваша голова
Только мыслью о ближайшей поездке в Усть — Илимск. Хочу получить опыт для работы и для активного покорения своего Эвереста.
И снова здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в заполнении досье редакции. Вроде все сделала правильно, НО ПОЧЕМУ-ТО ДОСЬЕ ЗАПОЛНЕНО НА 94%. В чем причина? Редакция #3980 Заранее спасибо!
Здравствуйте. Текущее сообщение связано с тем, что система требует заполненного досье печатного издания. Так как у Вас есть медиа (видеостудия «Фокус») — просто игнорируйте данное требование.