«Не выходи из комнаты», или Гимн самоизоляции и одиночества
Во время карантина я много читаю, но это не только книги. Теперь меня намного больше, чем раньше, интересуют новости, так как хочется быть в курсе всего происходящего. Недавно узнал, что некоторые СМИ и телеканалы предложили в качестве гимна самоизоляции стихотворение Иосифа Бродского. Но действительно ли оно подходит? И вообще, давайте разберемся, какой смысл автор вкладывал в эти строки?
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Каждый человек видит что-то своё в строках, написанных ещё в советское время, но вдруг ставших такими актуальными. Сейчас мы воспринимаем их в прямом значении — из-за пандемии всем нам действительно не стоит выходить из комнаты. Однако автор вкладывал в эти строки не такой однозначный смысл, и существует немало трактовок этого известного стихотворения.
Бродский был бунтарём, кроме того, он считал, что творческому человеку необходима полная свобода творчества для самовыражения. Это никак не клеилось с представлением тех, кто был тогда у власти. Если человек посмел высказать то, что он думает о своей родине в людном месте, доносчики «благородно» рассказывали об этом милиции и этого «героя» сажали в тюрьму. Но как высказаться, если ты не согласен с действиями властей?
Те, кому не нравилось то, что происходит, стали собираться на кухне и обсуждать это, не вынося ни слова за пределы квартиры. Именно к таким людям обращается поэт, когда пишет: «Не выходи из комнаты. О, пускай только комната догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито». Получается, что эти строки полны иронии, так как Бродский высмеивает в них тех, кто живет по двойным стандартам. Дома говорит одно, а когда выходит на улицу — ведет себя так, как будто его все устраивает и все нравится.
Сам поэт не следовал «дружеским» советам, которые давал другим в этом стихотворении, он делал все наоборот. Именно поэтому ему пришлось эмигрировать, потому что он не хотел «слиться лицом с обоями». Кроме того, Бродский считал, что человек творческий должен быть свободен от таких базовых вещей, как принадлежность к народу, времени и пространству. Однако все же ему тяжело было оставаться непризнанным. И возможно именно об этом он говорит в строчках: «Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?»
Всю жизнь поэт был одинок, но при этом связан с тремя островами: Васильевский остров в Санкт-Петербурге, Манхэтен в Нью-Йорке и Сан-Микеле в Венеции. Но где бы Бродский ни находился, мысленно он всегда оставался на родине, потому что в его представлении — это прежде всего язык, на котором говорит человек. И пока он говорит на русском, он на родине.
Выходит, что мы не можем в полной мере считать это стихотворение «гимном самоизоляции», так как автор закладывал совсем иной смысл. У него действительно не было выхода: были только стены и окна, и те он выстроил по своей инициативе. А сейчас во время самоизоляции ничего похожего нет, кроме, наверное, слова «одиночество», которое, правда, можно легко преодолеть. Стоит только позвонить по телефону или войти в социальные сети.
Наша ситуация разумеется нелёгкая, но мы не выходим из комнаты не потому, что сами так решили, а потому что иначе сейчас нельзя. Так что собираем силы в кулак и держимся! Я уверен, скоро всё закончится, и мы вновь сможем наслаждаться солнцем на улицах, надо лишь чуть-чуть потерпеть.
Рамиль Аляутдинов, 10 кл., #3047, школа № 1329, Москва / фото: Виктория Косоурова
Комментарий арбитра-редактора Спасибо, Рамиль, что поделился своими размышлениями. Следи за рубрикой, изначально текст попал в «ЭкоСМИ». Убираем Ё там, где без буквы можно обойтись.
Молодец!
1. У вас уже сложилось мнение о дистанционном обучении?
Времени, уже проведённого на дистанционном обучении, достаточно, чтобы о нём сложилось мнение. И мне кажется, что это интересный опыт, ведь в нём можно найти довольно много преимуществ.
2. Что в нем нравится? Что нет?
Я считаю дистанционное обучение удобным и практичным. Главными его плюсами конечно же является то, что ты можешь присутствовать на уроке, не выходя из собственной комнаты, уменьшение количества уроков и отсутствие необходимости вставать очень рано. Но у всего есть своего недостатки, и такой формат учёбы — не исключение. Лично мне всё равно не хватает общения и контакта с людьми, очень хочется увидеться со своими друзьями.
3. Какие самые важные проблемы есть в вашем дистанционном обучении?
В дистанционном обучении действительно есть проблемы. Первой, наверное, является интернет, который сейчас работает не очень хорошо в связи с большой нагрузкой во время карантина. Из-за этого у тебя может зависнуть видеоконференция, и есть шанс упустить что-то важное. И вторым недостатком я считаю отсутствие возможности общения с людьми, в том числе со своими друзьями.
4. Как должно осуществляться идеальное дистантобучение?
Я считаю, что идеальное дистанционное обучение должно в первую очередь проходить в онлайн формате, чтобы учителя лично объясняли материал. И, наверное, всё-таки хотелось бы уменьшения количества уроков и домашнего задания, ведь так у нас появится свободное время, которое мы сможем потратить на свои хобби.
5. Чем учитель-онлайн должен отличаться от учителя-офлайн?
Мне кажется, эти два типа учителей не должны чем-то сильно отличаться. Они оба должны быть заинтересованы в своей работе и, конечно же, уметь правильно и интересно подавать материал. Именно поэтому любой школьный педагог может стать отличным учителем-онлайн.
6. Хотели бы вы (а смогли бы?) остаться на дистанте до окончания школы?
Я бы не смогла и не хотела остаться на дистанционном обучение до окончания школы. За эти недели, уже проведённые дома, я могу сказать, что мне не очень нравится, как минимум потому, что это скучно и быстро надоедает. Хочется сменить обстановку, встретиться со своими школьными друзьями. И на своё удивление, мне правда хочется вернуться в школу.
7. Опишите эффективный и интересный дистанционный урок
Мне кажется, что интересный дистанционный урок должен проходить в онлайн формате. Учителя могут не только рассказывать, ещё и показывать всё наглядно. Также есть возможность использовать больше различных и познавательных ресурсов. А самым главным всё равно будет являться заинтересованность учеников и учителей в предмете.
8. А как могут выглядеть дистанционные каникулы?
Честно говоря, мне сложно представить, как должны выглядеть дистанционные каникулы, потому что никогда до этого я не была в такой ситуации. На мой взгляд, это будет не очень весело и круто, учитывая, что у тебя нет возможности встретиться со своими друзьями, и ты можешь только сидеть дома, что быстро надоест.