Сквернословие — по-настоящему удивительное явление, которое встречается в любом языке мира. Однако поражает оно отнюдь не в хорошем смысле. Зачем люди придумали ругательства, если вражда никогда не была спутником созидания? Ответ прост — для разрушения
Не стоит забывать о том, что человек, как и другие живые существа, имеет биологическое происхождение. Природа устроена очень мудро, и в ней на каждое действие обязательно найдется противодействие. Подобно процессам, происходящим внутри популяции любых других видов, численность людей постоянно корректируется (и огромное значение здесь имеет конкуренция, ведь ресурсы ограничены!).
Так, нецензурная лексика — это один из древнейших способов истребления противника. Придуманная еще очень давно, она почему-то активно используется и в современном обществе, имея расплывчатую и непонятную главную цель. Вдобавок к этому, мы применяем некультурные слова постоянно, зачастую даже не имея на то объективной причины. Дети и взрослые, школьники и рабочие, и даже высшие умы нашей страны — от всех мы слышим мат, который порой и сами произносим. Беда здесь налицо: сквернословие убивает нашу культуру, постепенно проникая в нее, и уже претендует на то, чтобы называться неизменной ее частью. Такого мнения придерживается немалая часть жителей России. Но действительно ли есть такая проблема? Как же тогда ее решить? Считают ли люди своим долгом сохранить чистоту родной речи, и что это для них значит? Давайте разбираться.
История нецензурной лексики
Зародилось сквернословие еще в глубокой древности. По одной из версий, оно имеет языческие корни. Люди, которые поклонялись множеству богов, использовали «мат», чтобы наложить проклятие на род других племен, не позволив ему продолжиться. Недаром все эти слова так или иначе связаны с деторождением. Считалось, что семьи, на которые «навели порчу», лишались возможности иметь здоровых детей либо же вообще иметь их как таковых. Таким образом, род рано или поздно прекращал свое существование, а противник добивался своей цели.
После принятия христианства на Руси стала вестись активная борьба со сквернословием. Церковь объявила его грехом, и постепенно такая лексика стала переходить в разряд запретной, так как обозначала такие предметы, упоминание которых не подобает «благочестивому христианину». Такие слова переходили в разряд неупотребительных в культурном обществе, а позже и вовсе стали будто бы отражать отношение людей к духовной и светской власти, к ее установлениям. Так, мат превратился в низкопробные ругательства.
В 1715 году Петром I был принят военно-уголовный кодекс, в котором говорится о наказании за сквернословие. Позже и цензура оказывает свое влияние на употребление подобного рода лексики. С этих пор слова начинают делиться на «печатные» (цензурные) и «непечатные» (нецензурные), а в обществе становится дурным тоном разговаривать или ругаться матом. Существует предположение о том, что в XVIII–XIX веках он даже был практически полностью искоренен, а отношение к нему было нетерпимым, и что лишь только в годы революции отсутствие в лексиконе человека нецензурных выражений будто бы выдавало его аристократичность, к которой тогда относились не лучшим образом. В 30-е годы прошлого столетия вновь начинается активная борьба, а позже и вовсе приходят к мнению о том, что мат — недостойное советского человека явление, и люди непременно выше брани.
Поводы для беспокойства и причины сквернословия
С распадом СССР все возвращается на круги своя, и сквернословие — вновь распространенное явление. В наши дни его также можно услышать ото всех и повсюду. В начале 2020 года опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения выявил, что 37% россиян еженедельно используют нецензурную лексику. Из них 18% ругается матом каждый день, остальные 19% лишь несколько раз в неделю. Новые исследования показывают, что в 2022 году ситуация ухудшилась — только в социальных сетях люди стали использовать «крепкие» выражения на 17% чаще. По мнению психологов, это связано с несколькими причинами, в числе которых необходимость выплескивать огромное количество испытываемых эмоций (как позитивных, так и негативных). Да, так было всегда, но в последнее время люди переживают слишком много потрясений. Верующие не поддерживают использование мата ни в неформальной обстановке, ни в медиапространстве, ни тем более на официальных мероприятиях. Для них это грех и осквернение святынь, поэтому они и сами стараются подбирать подходящие слова в любой ситуации, не прибегая к табуированной (недопустимой) лексике, которую воспринимают как непристойную.
Для атеистов такое явление может и вовсе не являться проблемой (но не для всех). Кто-то все же считает нужным оберегать наш язык от влияния современных тенденций и сохранять его богатство, а кто-то считает, что произношение нецензурных выражений допустимо, но исключительно в обстановке, не обязывающей людей соблюдать нормы этики или закона.
Но одно дело взрослые люди — у них уже сформировано мировоззрение, имеется твердое мнение об общественных явлениях. Совсем другое — школьники, которые еще только начинают составлять свое представление о том, как нужно жить. Для того чтобы узнать отношение ребят к нецензурной лексике, мною было проведено анкетирование.
Старшеклассники рассказали о том, часто ли они слышат мат, где больше всего матерятся, в чем, по их мнению, заключается вред сквернословия, как бороться с этим явлением.
Часто ли вы слышите нецензурную лексику?
Как и предполагалось, большая часть анкетируемых на первый вопрос ответила утвердительно (78%).
Где чаще всего матерятся?
Самым распространенным местом по употреблению обсценной (табуированной) лексики оказалась улица (49,9%), на втором месте расположилась школа (15,6%). Еще 12,9% ответили, что сталкиваются со сквернословием повсеместно.
В чем заключается вред сквернословия?
Вред мата отмечают только 88% опрошенных, в то время как остальные 12% не думают, что это проблема для общества. 28,8% видят опасность в обеднении словарного запаса людей, 17% — в разрушении русского языка.
Как бороться со сквернословием?
Бороться со сквернословием считают необходимым 79,7% старшеклассников, предлагая вводить штрафы за мат в общественных местах (8,8%), читать больше хороших книг (21%) и так далее. Однако два человека предложили оригинальные методы отучить общество материться: один предлагает показывать людям, как они выглядят со стороны, когда используют ненормативную лексику, при этом гиперболизируя их поведение, а другой — делать комплимент матерящемуся в ответ на его ругань. Звучит весьма необычно, но кто знает, может быть, это и достаточно действенно.
Последствия для общества и выводы
Исходя из результатов анкетирования школьников, можно сделать вывод о том, что сквернословие — это действительно распространенное явление в современном российском обществе. Однако далеко не все считают нужным с ним бороться.
Если же рассматривать картину в целом, то можно сказать, что отношение к мату у всех разное, как и причины его использования. Но как обстоят дела с последствиями? В религии на этот счет единое мнение: молитва бесам есть отступление от Бога и от добра. Несчастья будут сопутствовать людям, если они будут прибегать к такому способу выражения своих чувств. Если же рассматривать этот вопрос исключительно со светской стороны, то, на мой взгляд, здесь отчетливо видны две проблемы, вытекающие одна из другой, — остановка в развитии речи как конкретного человека, так и всего общества в целом, а также падение культурного уровня России.
Наш язык уникален и богат замечательными, мощными словами. Они обладают свойством улучшать моральное состояние человека в сложные минуты, поднимать его дух. А в спокойное время русское слово приятно просто слушать, ведь оно мелодично и красиво. Когда люди с высоких литературных или даже обыкновенных нейтральных выражений вдруг переходят на мат — они упрощают свое общение и мышление. Зачем подбирать синонимы, когда можно использовать производные от пары-тройки давным-давно придуманных слов?
Предостережением для нас звучат слова А.П. Чехова: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо».
В нашей стране не последнее место отводится и православной вере, однако далеко не все принимают ее для себя, и для них многие вещи могут служить недостаточным аргументом для прекращения употребления обсценной лексики. Поэтому я считаю, что именно деградация людей и есть основная причина, по которой мы должны перестать использовать нецензурную брань. Не просто сохранить, а развить и передать потомкам неповторимые быт, культуру и традиции нашей родины — долг каждого россиянина.
Алина Буняк, 10 кл., #92 132%, Новосибирская классическая гимназия № 17, Новосибирск / рисунок: Полина Нужина
Мат: часть «культуры» или атавизм речи? (5 шт.) Для просмотра кликните на картинку
Деревянное зодчество на Руси… и я, современная школьница. Совместимы ли эти понятия? Чтобы в этом разобраться, надо хоть раз побывать в нашем храме-часовенке имени Александра Невского
Да, я, современная школьница, семиклассница, загруженная уроками, так же, как и все, не могу прожить без соцсетей, постоянно куда-то лечу, стремлюсь сделать все и сразу, но мой ритм жизни замедляется, когда прихожу в деревянную уютную церковь в нашем поселке Правдинске. Сразу объясню, почему на карте вы не найдете этого названия. Это он раньше был отдельной административной единицей, а сейчас это Балахна.
Немного из истории Правдинска
1 февраля 1932 года ВЦИК постановил преобразовать селение в рабочий поселок при целлюлозно-бумажном комбинате Балахнинского района с включением в его поселковую черту Курзу и Ванята. И стали его именовать «Правдинск».
Своё название посёлок получил в связи с тем, что бумага с целлюлозно-бумажного комбината шла на выпуск газеты «Правда». У нас до сих пор бумажный комбинат является градообразующим предприятием.
Но пришел 1993 год… Правдинск вошел в состав города Балахны. Немного грустно. Но история нашего поселка сохраняется в названии железнодорожной станции. Отъезжая на электричке, например, от Балахны, вы услышите: «Следующая станция — Правдинск». Душу греет.
Дорога к храму
Проходя по улице Горького, мы видим обелиск воинам, павшим в Великой Отечественной войне 1941–1945 г., а напротив него храм. Это деревянная часовня имени Александра Невского, защитника русской Земли и православной веры. В 2022 году церковь отметила 20-летие со дня освещения. Она возвышается на холме, устремляя купала в небо.
К часовенке нас подводят базальтовые ступеньки. Дерево для отделки храма выбирали самое качественное, только сосна, близкая по качеству к корабельной. Изготовление куполов, черепицы из медного листа, золоченых крестов и установка крестов — работа сверхсложная. Но мастера справились. Все выглядит изящно, необычно, захватывающе. Все символично в этом месте. Притягательную силу этого храма я ощутила, когда мне было 7 лет…
Первое знакомство с храмом Александра Невского
Неделя перед Пасхой у большинства проходит в приятных кулинарных хлопотах, и накануне пасхального воскресенья, вечером, люди переступают церковную ограду и выкладывают свои кулинарные шедевры для освещения, ожидая чудес и защиты Бога.
Когда мы вошли в наполненный народом полутемный храм, я увидела паникадила — большие люстры. Они светили слегка приглушенным светом. Таинство…Я почувствовала отчетливый запах тающих свечей и упоительный аромат куличей. Взгляд притягивали рукописные иконы. У меня было ощущение, что вокруг только близкие люди. Праздничное настроение наполняло весь храм, а людей объединяла вера в воскресение Иисуса Христа. Лица прихожан светились кроткими улыбками. Это было проявление общей радости, уверенности в неиссякаемую доброту и помощь сына Божьего.
Я осознала, что храм — это место просветления человеческой души.
Если когда-нибудь вы будете проезжать мимо нашего поселка Правдинска, не упустите возможность побывать в этом заветном месте — храме-часовне Александра Невского! И тогда любой из вас, несомненно, может ощутить незримое покровительство этого святого.
С 9 по 16 апреля в Москве пройдут финальные мероприятия сезона 2022/23.
Начинается подготовка сувенирной продукции (мерча).
Просим всех проверить, есть ли ваш пригодный для полиграфии логотип в этой папке.
Если нет:
Срочно закачать логов полиграфическом качестве в 2 (два) места: а) гусеницу Эмблемы и логотипы и б) на гугл-диск.
Если ваш логотип изменился или есть вектор — грузите на гугл-диск.
Подписывать: реномер, студия, школа! С другими именами файлы НЕ принимаем!
И обязательно сообщите о закачке лого ответным сообщением.
Срок предоставления логотипа — 13.03 (мы уже напоминали и просили закачать лого несколько раз, начиная с ноября). Сувенирку делаем для тех, кто подал заявку и подтвердил на Дни школьной прессы в срок.
Кто прочитал — отмечает глазик, кто выполнил — лайкает, либо дает обратную связь. Пожалуйста, не спрашивайте «есть ли, подходит, что еще надо?» — просто еще раз перечитайте сообщение. И всем будет счастье)
Евгений Анохин, рук. #2228 Редакция; Матвеево-Курганская школа 3 им. Героя Советского Союза Александра Матвеевича Ерошина, Матвеев Курган, Ростовская обл.
2. Проект или направление марафона, к которому относится ваш ролик (если относится)
Спецкор на производстве.
3. Ссылка на видео на YouTube
4. Ссылка в облаке (только для акций и челленджей)
5. Краткое описание (промотекст)
На днях Городская типография стала стартовой площадкой для юнкоров Школы 904. Познакомиться с типографским делом, узнать о новых профессиях и современном оборудовании, познакомиться с производством поближе- это то, что нужно молодым ребятам, погружающимся в мир профессий. Предлагаем вниманию наш репортаж.
7. Укажите авторов-создателей видео, кто они (класс или должность) и их роль
1)Юнкоры Школы 904: Бибичева Варвара, учащаяся 10 класса «Б»
Воскресенский Илья, учащийся 10 класса «Б»,
Черномырдин Андрей, учащийся 10 класса » Б»,
Закирова Малика, учащаяся 10 класса, ,А»,
Разгулин Константин, учащийся 10 класса «А»,
Руководитель проекта, главный редактор школьной газеты «Новые горизонты» Вепринцева Евгения Геннадиевна.
3) съёмка и монтаж Поддубчак Яна и Краюшкина Александра