Год назад мы узнали, что такое карантин. Тогда коронавирус вызывал только панику. Сейчас мы учимся с ним жить. И делаем то, что может остановить пандемию. Взрослые прививаются. День за днем мы постепенно возвращаемся к прежней жизни. А опасная инфекция, как говорят ученые, встраивается в цикл сезонных заболеваний
Когда пандемия началась, в учебниках еще не было ничего о коронавирусе. Сейчас тоже нет, потому что книги еще не обновили. А вот наглядные пособия обновляются. Руками самих же школьников. В нашей 23-й гимназии города Иваново, к примеру, за дело берутся ученицы, которые любят вязать. Вот какая коллекция у них получилось.
Если не читать подписи, можно подумать, что перед нами семена. Может, даже цветы. И ничего страшного в пушистых комочках нет. Но когда присмотришься, становится не по себе. Мягкие и безобидные на вид палочки оказываются грозными бациллами. А ворсистые шарики не что иное, как микробы.
Вот эти — розовые — вызывает скарлатину. А золотистые комочки — пневмонию. Это — кишечная палочка. Самая изученная бактерия. Часто используется как модель в исследованиях. Идеальна для синтеза нужных ученым белков. С ее помощью делают аналог инсулина, а также вакцины.
Зеленая палочка — приводит к язве. Фиолетовая — выделяет токсины. А вот эта розовая — еще недавно считалась самой опасной для наших легких. Теперь у нее появился конкурент.
Коллекция бактерий появилась в нашей гимназии ровно год назад. Перед началом пандемии. Не хватало в ней только коронавируса. Хотя тогда в стране уже появились плюшевые модели новой инфекции.
Играть с такими вирусами не хочется. А вот изучать их, используя необычные наглядные пособия, интересно. Каждая петелька тут — с пользой для биологии. И о ней мы будем рассказывать в Год науки и технологий. Делитесь своими новостями на эту тему.
Анна Семушкина, 7 класс, #2456 Видеостудия «#23TV, гимназия № 23, Иваново / фото Л. Кияшко
Комментарий арбитра-редактора Интересные пособия! Здорово!
Ирина Ордынская: «Открывать для мира, а не для себя»
В моих руках книга «Отречение» с дарственной надписью: «С любовью от автора Ирины Ордынской». Благодаря этой женщине 159 юнкоров нашей школьной газеты «Антирутин» были прооперированы в Международном центре охраны здоровья академика Игоря Борисовича Медведева. Ребят спасли от слепоты, остановив катастрофическое падение зрения, многие из них даже смогли навсегда проститься с очками…
Ирина Николаевна Ордынская — известная православная писательница, драматург, сценарист, публицист, член Союза писателей и Союза журналистов России. Создатель и главный редактор журнала-библиотеки современной духовной литературы «Эхо Бога». Она родилась и выросла в Таганроге, в настоящее время живет в Москве.
Ирина Николаевна, как вы, выпускница Таганрогского радиотехнического института, стали писателем? Что стало толчком? Почему?
Литературные способности — умение и любовь облекать свои мысли в образы, объяснять продуманное и прочувствованное в художественных сюжетах — даются человеку от природы. Не всегда человек, который одарен такими способностями, становится писателем, но подобная возможность есть именно у людей с ярким воображением, фантазией и интересом к миру. Если в какой-то момент тебе хочется «остановить мгновение», поделиться с кем-то своими открытиями в рассказе или стихотворении, значит, ты стал на путь литературного творчества. Вот и я с детства «сочинитель». Если с удовольствием пишешь письма, школьные сочинения, ведешь дневник, то постепенно, сам не замечая того, становится литератором — человеком, который запечатлевает свои мысли на бумаге, будто останавливает время с помощью художественного слова.
Сколько уже пройдено?
Творческий путь у меня достаточно длинный. Я окончила литературный институт. Публикуюсь с 1996 года. Член Союза писателей России и Союза журналистов России. Издано восемь книг прозы. Написано четыре пьесы, все имеют награды на разных конкурсах драматургии. У меня несколько десятков публикаций рассказов и повестей в журналах, альманахах и сборниках во всех концах России и за рубежом. Создано несколько сценариев. Композиция по моему сценарию, посвященная гибели последней Царской семьи, была поставлена в Концертном зале имени Чайковского, транслировалась на канале «Культура». У меня полтора десятка побед в разных всероссийских и международных литературных конкурсах, в том числе в Германии и Белоруссии. Неоднократно принимала участие в программах различных телеканалов, участвовала в съемках документальных фильмов, выступала на радио. Мои творческие вечера проходили не только в России, но и в Молдавии, Белоруссии, Таджикистане, Узбекистане, Испании, Непале. Я создатель и главный редактор журнала-библиотеки «Эхо Бога». Так что мою жизнь скучной не назовёшь.
Какой интересный творческий путь вами пройден! А что впереди?
Надеюсь, у меня еще много творческих открытий впереди. Сейчас сразу два литературных проекта в работе — новая книга и сценарий. Важная часть моей жизни — постоянная, ежедневная работа с журналом «Эхо бога». В планах еще три книги, организация конкурса, может быть, состоится интересная поездка на север России, тоже связанная с литературными проектами. Надеюсь, на всё хватит сил и времени.
Ирина Николаевна, откройте секрет, легко ли быть писателем и как им стать?
Никакое дело, никакая профессия не могут быть легкими, если ими заниматься серьезно, профессионально. Это всегда тяжелый, изматывающий труд. Но с другой стороны, настоящее творчество всегда приносит радость и удовлетворение. Для меня счастье, когда беру в руки только что изданную книгу. А потом получаю благодарные отзывы читателей, и радуюсь, что люди понимают меня, что мы единомышленники. Будто друзьями тебе становятся тысячи людей, ты беседуешь с ними заочно, и становишься для них близким человеком. Как стать писателем? Трудиться! Обязательно учиться писательскому делу. Оно такое же ремесло, как любое другое. Способностей мало, нужно мастерство.
И что для этого нужно иметь/уметь/сделать?
Чтобы стать профессиональным писателем, нужно хорошо знать литературу, владеть до тонкостей русским языком. Есть такая наука: языкознание. Есть литературоведение. Желательно изучать древнерусский язык, чтобы понимать тонкости, оттенки, историю нашего великого языка. В Московском литературном институте имени А.М. Горького людям с литературными способностями помогают овладеть ремеслом.
Ну а овладев ремеслом, как человеку обрести крылья, открыть свой космос?
Каждый человек изначально — это уже космос! Потому что человеческая душа способна вместить в себя все открытия и чудеса мироздания. Другое дело, что нужно понять себя, найти, в чем твой талант, а это непросто. Но возможно! Если вы откроете в себе талант, данный Богом, то раскрытие своего дара, умножение его в творчестве и позволят вам создать вселенную, которая обогатит мир. Только тут есть одна тайна, один секрет — вы должны открывать ваш космос для мира, а не для себя. И тогда ваш космос будет безграничным, как бесконечен мир!
— Большое спасибо, Ирина Николаевна, за ваш интересный, искренний рассказ, за творчество и щедрость души, за ваш безграничный космос, который вы открыли и открываете для всех.
Софья Курдюкова, 9 кл., #839 Антирутин, школа-интернат № 38, Ростов-на-Дону / фото из архива И. Н. Ордынской
Вы должны открывать ваш космос для мира, а не для себя (3 шт.) Для просмотра кликните на картинку
Комментарий арбитра-редактора Как хорошо, что есть такие замечательные люди и что ребята из «Антирутина» рассказывают о героях нашего времени!
ОБС (одна бабушка сказала) — оригинальный способ поиска инфоповода. Но чаще — информация, основанная на сплетнях или взятая с потолка.
Как вы думаете, почему многие не любят журналистов? «Да потому что врут эти ваши журналюги», — ответит каждая вторая бабушка с детской площадки (родные бабули юнкоров — не в счет).
В этот момент человек с авоськой даже не подозревает, насколько это близко к истине: некоторые горе-журналисты пишут именно то, что «бабушки сказали». Около подъезда эти пожилые, но очень ответственные члены общества, обсуждают длину юбки Лены с третьего этажа, повышение тарифов на коммуналку и дачи чиновников. Ну и начинается! Теории заговора и прочая чепуха.
А в это время журналист в кустах подробненько строчит в блокнот. И никакого фактчекинга! Так и получаются новости (чаще желтого цвета) из разряда «одна бабушка сказала».
Текст: Анна Анохина (11-й класс). Рисунок: Софья Чуруброва (9-й класс)
Свежая голова — нет, это совсем не то, что вы подумали. Но иногда очень нужно, чтобы «свежую голову» доставили немедленно! Потому что редакция сидела допоздна, мозгоштурмуя очередную непростую задачу. И как только свежая голова с нами — задача становится решаемой и полредакции чешет затылок: «И как мы сами до этого не додумались?»
Иногда «свежая голова» заменяется «светлой», готовой трудиться в три смены. Но даже в этом случае ни в коем случае не поручайте ей читать свежий выпуск издания перед самой публикацией. Здесь «светлая» голова часто уступает «свежей». Зато появляются забавные опечатки в номере. И очень жаль светлую голову, пропустившую это.
Совет всем: отдыхайте! Пусть именно ваша светлая голова всегда остается свежей!
Черная дыра — необъятное пространство в космосе, которое невероятно быстро поглощает все на своем пути. Сравнимо с горящим дедлайном. У вас тоже с его приближением пропадают мотивация, силы, кошка, вещи для работы и съеживается мозг?
А еще так можно назвать редакторскую правку. Только — тсс! Это большой секрет! Маленькими крупицами, побуквенно, в эту черную дыру засасываются предложения твоего текста до тех пор, пока в нем не останется один заголовок. Да и он в итоге превращается в одно слово, не имеющее ничего общего с твоим замыслом. Это успех! Ведь иногда остается только черная редакторская точка…
Текст: Анна Анохина (11-й класс). Рисунок: Даша Солнышко (10-й класс)
Сколько всего можно сделать из рыбы? Этот вопрос можно задать и повару, и журналисту.
В первом случае вы получите огромный список чудесных рецептов, но если спросить у того, кто имеет дело с большим количеством разнообразных текстов, ответ может быть не таким очевидным.
Чаще всего «рыбой» или «скелетом» называют заготовку какого-либо материала. Говорят, «собери рыбу сюжета (или публикации), а дальше что-нибудь придумаем».
Это слово используют при монтаже, когда журналист просто начитывает закадровый текст без картинки. Есть еще одно интересное значение этого слова. Рыба как текст используется дизайнерами и проектировщиками, когда нужно быстро заполнить макеты или прототипы содержимым.
Это этакий тестовый контент, который не несет никакого смысла, лишь показывает расположение самого текста или демонстрирует его типографику наглядно. Любой начинающий журналист может даже не придумывать «рыбу» сам, а использовать готовый вариант, который предлагают различные онлайн-сервисы. Например, этот
Голубые экраны с самого своего появления захватили умы человечества, а сейчас стали опасным средством манипуляции. Ведь телевизор есть в каждой семье, а иногда и не один!
Самое большое заблуждение — это вера в то, из телевизора всегда вещают правду. Телевизор передает только те идеи, которые выгодно вложить в голову народу.
Зомби — это живой человек, полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам. Это тело человека, из которого вынули или отключили душу, лишив его разума.
Неслучайно телезрителей сравнивают с зомби, называя телевизор зомбоящиком. Его так прозвали, еще во времена, когда он был огромным и ламповым.
Мировое правительство на протяжении многих лет зомбирует юные и не очень умы, заставляя население беспрекословно подчиняться любым приказам действующей верхушки.
Телезритель, сам того не подозревая, подвергается гипнотическому зомбированию и принимает любое навязанное мнение как свое собственное.
Будьте бдительны! Остерегайтесь зомбированных!!!
Берегите себя и своих близких!!!
Очень хочется, чтобы наше дежурство не было скучным. А еще хочется скаламбурить. Апрель — дежурный по Апрелю — дежурить заступает в марте
Итак, заступаем на дежурство завтра, а сегодня краткий обзор планов и событий недели. Хотя, предугадать все невозможно. Говорят, в Апрелевском лесу недавно видели летающие тарелки. Правда некоторые утверждают, что они очень похожи на масляничные блины. Но мы все же верим в чудо…
Город: Апрелевка (Московская область)
Редакция газеты «Апрель+» #4084
Дата: 12.03.21–19.03.21
Мероприятие: Командировка в приют; История музея Апрелевской школы № 3; Street-talk; Тренировка пожарной эвакуации; Интервью со школьным психологом; Правовая суббота; Соревнования по футболу и воллейболу.
Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, городское поселение Апрелевка
Детство — это свобода, когда нет никаких обязанностей, проблем и забот. Многие взрослые часто говорят: «Как хорошо быть маленьким!».
Моё детство было весёлым, развлекательным и интересным! Оно было наполнено радостью и душевным спокойствием!
= Какие ощущения оттуда вы не можете забыть?
В моём детстве было много ярких моментов, но поделиться я хочу тремя из них: первая любовь, первая заграничная поездка и первый международный турнир по футболу.
= Что вы хотели от мира в детстве?
Раньше от мира я хотел больше свободного времени, да и сейчас хочу этого.
= Чего мир хотел от вас?
С детства я знал, что нужен этому миру. Он от меня хотел, чтобы я заботился о нём, об окружающих меня людях и животных.
= Что вы хотели от родителей?
От родителей я хотел внимания, ласки, мудрых советов, и всё это у меня было. Родители во мне хотели увидеть умного, мудрого, целеустремлённого ребёнка с сильным характером. Я и сейчас стараюсь соответствовать их ожиданиям.
= Что родители хотели от вас?
Родители — это мир любого маленького человечка. Этот «мир» хотел от меня, чтобы я их радовал, а самое главное — не обманывал. Родители хотели, чтобы я хорошо учился и старался быть лучшим на поле! Они делали для меня всё, что надо было мне на данный момент. Я хочу быть лучшим для своих родителей!
= К чему сейчас вы стремитесь
С детства я мечтал стать футболистом Российской Премьер-Лиги. Сейчас я стремлюсь к тому, чтобы моя мечта стала реальностью.
Моё детство было счастливое и беззаботное и очень богатое на эмоции. От самых плохих до самых радостных.
= Какие ощущения оттуда вы не можете забыть?
Я до сих пор не могу забыть ощущения, как проехал первые метры на своём велосипеде. В тот момент я был неописуемо счастлив!
= Что вы хотели от мира в детстве?
Все мои мысли в детстве заключались в получении удовольствия от всего, что движется и не движется.
= Чего мир хотел от вас?
Мир хотел от меня, чтобы я привнёс в него частичку счастья и добра.
= Что вы хотели от родителей?
На моё удивление (в данный момент), я ничего не просил у родителей, получая удовольствие без их вмешательства. Тем самым я исполнял желание родителей — самостоятельность.
= Что родители хотели от вас?
Родители хотели, чтобы я был здоров, воспитан, хорошо учился и в будущем стал успешным человеком.
= К чему сейчас вы стремитесь
В данный момент моей главной целью является стать профессиональным футболистом.
У меня было очень разнообразное детство. Я много путешествовал, развивался, где-то даже допускал глупые ошибки, но как же без них?
= Какие ощущения оттуда вы не можете забыть?
Самые важные моменты детства остаются далеко не в голове, а в сердце. Чувство свободы и спокойствия навсегда останутся там.
= Что вы хотели от мира в детстве?
В детстве я хотел от мира свободы: свободы действий и перемещения!
= Чего мир хотел от вас?
Окружающий мир давал мне делать шаги во взрослую жизнь и хотел, чтобы я наслаждался от раннего периода моей жизни.
= Что вы хотели от родителей?
Родители сыграли существенную роль в моём детстве. Вместе с ними я хотел познавать мир, делать свои первые шаги.
= Что родители хотели от вас?
Родители — это образец подражания для детей. Родители мне всё показывали на своём примере, чтобы я стал таким же воспитанным и правильным.
= К чему сейчас вы стремитесь
Сейчас у меня закончилось детство. У меня новые цели, взгляды на жизнь, стремления, в конце концов. Я стремлюсь вступить во взрослую жизнь полностью сформировавшимся человеком и реализовать потенциал, заложенный с рождения. На данный момент я нахожусь в шаге от взрослой жизни, она и окружает меня.
Моё детство было очень весёлым и интересным. В детстве я знакомился со всеми подряд, у меня было много друзей. В раннем возрасте, как и все, я ходил в детский сад, где прошли лучшие годы моего детства. В садике я впервые начал интересоваться футболом.
= Какие ощущения оттуда вы не можете забыть?
Самый запоминающийся момент в детстве — это мой день рождения. Когда я проснулся утром, первое, что увидел — воздушные шарики под потолком. Я не понимал, как они там оказались, ведь вечером их не было!
= Что вы хотели от мира в детстве?
В детстве я много думал о том, как создан мир, как создавалась Вселенная. Я всегда хотел получать ответы на свои вопросы.
= Чего мир хотел от вас?
Мир хотел, чтобы я рос счастливым человеком, я думаю.
= Что вы хотели от родителей?
Когда я был маленьким, больше всего хотел от родителей, чтобы они больше времени проводили со мной.
= Что родители хотели от вас?
А родители хотели от меня, чтобы я хорошо себя вёл в детском саду и успешно тренировался.
= К чему сейчас вы стремитесь
Сейчас я стремлюсь стать профессиональным футболистом и добиться мировой славы.
Уважаемый Сан Саныч! Мы удалим все мелковесы. Поторопились, не проверили размер… Правда, теперь уже не имеет значения, в этом сезоне мы вне конкурса…
У нас к Вам большая просьба. Мы очень хотели принять участие в Словогрызе. Только не вышло проявить активность в нужном режиме.
Точно видели инструкцию, как сделать первую букву Словогрыза зеленой, но сейчас не нашли.
Да еще и ошибочная запись вышла под номером 128704…
Как быть, подскажи, дорогая редакция.
Там не надо ничего специально делать. Вы пишете в Словогрызе статью, и буква автоматически становится буквицей. До 15 марта вы еще успеете стать участниками Марафона и получить баллы. И ждем вас на Днях школьной прессы в Москве.
• • •
Елена Киселева, рук. #2143 Медиацентр «Штурман»; Центр дополнительного образования «Планирование карьеры», Томск
Ой, как заманчиво! Спасибо большое за приглашение! Только боюсь, наших баллов на дорогу из Томска до Москвы не хватит)))
Вот у нас очень много словарей с картинками. Вгрызаемся в слова в каждом номере. И тематика самая разная, а вот про термины журналистские пришлось специально писать.
Чисто теоретически, могли бы мы свою тему предложить? Например, про космос. Патриотизм. Или словарь плювиофила…
• • •
Елена Киселева, рук. #2143 Медиацентр «Штурман»; Центр дополнительного образования «Планирование карьеры», Томск